Тема 8. Методы и формы организации обучения.

 

Понятие и сущность метода, приема и правил обучения. Эволюция методов обучения. Различные подходы к методу обучения. Классификация методов обучения: по уровню активности учащихся; по источнику знаний; по дидактической цели; по характеру познавательной деятельности; на основе целостного подхода обучения; бинарная классификация методов обучения, основанная на сочетании способов деятельности преподавателя и учащихся. Технологии, диапазон применения. Преимущества и недостатки методов обучения. Средства обучения. Современные модели и информационная технология в обучении. Система и функции средств обучения в современной школе. Понятие «инновационный урок». Выбор учителем эффективных методов и технологии их реализации в соответствии с целями урока. Пути совершенствования методов и технологии обучения.

Понятие форм обучения и форм организации обучения. Генезис форм обучения: 1) индивидуальная (репетиторство, тюторство, менторство и гувернерство; взаимного обучения (Белл- Ланкастерская); 3) избирательного обучения (батовская система и мангенская); 4) лабораторная (дальтон-план); 4) бригадная (лантрампа); 5) метод проектов).

 

1.                   Вопросы письменного задания по теме:

 

1.          Метод обучения это: … … (система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие их  умственных сил и способностей, овладение средствами самообразования и самообучения.   И.Я. Лернер).

2.          «Способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». (И.Ф. Харламов)

3.          «Способ руководства учителем познавательной деятельности учащихся» (Т.А. Ильин)

4.          «Способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение учащимися знаний, умений, навыков, формируется мировоззрение, развиваются способности» (Н.И. Болдырев)

5.          Правильно выбранный метод обучения зависит: … … (общих целей обучения, воспитания, развития человека; конкретных образовательно-воспитательных задач; уровня мотивации обучения; содержания материала; времени, отведенного на изучение приготовленного материала; количества и сложности учебного материала; типа и структуры занятий; взаимоотношения между преподавателем и учащимся.   

6.          Классификация методов обучения………..единой универсальной классификации методов обучения не существует.

Для оценки и выбора  методов обучения используют следующую классификации.:

a.          По источнику знаний – 1. слово (словесные ) 2. образ (наглядные) 3. опыт (практические);

b.          По этапам обучения – 1. подготовка к изучению нового материала; 2. изучение нового материала; 3. закрепление материала и упражнение; 3. контроль и оценка;

c.          По логике обучения 1. индуктивные; 2. дедуктивные; 3. аналитические; 4. синтетические;

d.          По дидактическим целям (по Ю.К. Бабанскому) 1. организация учебной деятельности; 2. стимулирование и релаксация; 3. контроль и оценка;

e.          По характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину) 1. объяснительно-иллюстративные («готовых знаний»); 2. инструктивно-репродуктивные; 3. проблемное изложение 4. частично- поисковые;

f.            Исследовательские (продуктивные)

    Объяснительно – иллюстративный метод. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы они остаются ОЦЕНКИ, ВЫВОДЫ ОНИ ОСТАЮТСЯ В РАМКАХ ВОСПРОИЗВОДЯЩЕГО МЫШЛЕНИЯ. Данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации. Им можно пользоваться для изложения и усвоения фактов, подходов, оценок, выводов. Репродуктивный метод. К нему относится применение изученного на основе образца или правила. Деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в  аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

·            Метод проблемного изложения. Используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Школьники и студенты становятся как бы свидетелями и соучастниками научного поиска.

·            Частично-поисковый или эвристический заключается в организации активного поиска решения выдвинутых педагогом(или самостоятельно сформулированным)  познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления продуктивный характер, но при этм поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими  учащимися на основе работы над программами. Это проверенный способ активизации мышления, возбуждения интереса к познанию.

·            Исследовательский метод. После анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения, ищут нестандартные решения и выполняют другие действия поискового характера.

6. В современных методах возрастает……….1. мера познавательной самостоятельности (проблемные ситуации); 2. управление процессом учения (компьютерное обучение) введение общедидактических  умений; 3. развитие активности и творчества (познавательные, ролевые и дидактические игры, метод опережающего обучения, метод опорных конспектов и другие); 4. обучение способу деятельности,  практическому применению знаний (практические работы, исследовательские задачи, самостоятельные работы); 5. методы обеспечивающие переход образования в самообразование; 6. методы обеспечивающие развитие творчества.

8.     Охарактеризовать классификацию методов обучения: … … (метод обучения характеризуются тремя признаками: обозначают цель обучения; способ усвоения; характер взаимодействия субъектов обучения).

9.     Какие требования предъявляются к объяснению: … … (точная и четкая формулировка сути проблемы; последовательное раскрытие причинно следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, аналогии, сопоставления и безукоризненная логика выражения).

10.         Какие требования предъявляются к рассказу: … … (должен обеспечить достижение дидактических целей, содержать достоверные факты, иметь четкую логику, изложение должно быть доказательным, образным, эмоциональным, учитывающим ….. особенности).

11.          Беседа: … … (это диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит к пониманию нового материала  или проверяет усвоение уже изученного).

12.  Какие достоинства и недостатки имеет беседа: … … (активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь, память. Мышление, имеет большую воспитательную силу; недостатки: требует больших временных затрат. Если у учащихся нет определенного запаса представлений понятия, беседа окажется мало эффективной). 

    13. Средства обучения – компонент учебно-материальной базы школ или физиологических органов учащихся, помогающих усвоению учебного материала.

 14.  Проблемное обучение – вид учебно-познавательной деятельности, в котором учитель организует изучение учебного материала через решение учебных проблем и ситуаций поиска.

  15.   Эвристический метод (частично-поисковый) – организация познания через поэлементные поисковые вопросы и учебные ситуации.       

 Назовите   преимущества проблемно-поисковых методов  обучения…….1. активность учащихся;  2. стимулирование вопросов; 3. стимулирование свободных мыслей, идей; 4. лучшее понимание материала; 5. развитие поисковых умений.       

17. Выбор методов обучения зависит от: … … (цели, уровня мотивации, закономерностей и принципов обучения; объема, количества и сложности учебного материала; уровня подготовленности, активности, интереса и возраста учащегося и т.д.).

 

19. К приемам самостоятельной работы с текстами относятся: … … (конспектирование, цитирование, лицензирование, анкетирование)

20. Форма: … … (это способ существования, оболочка внутренней сущности, логики и  содержания учебного процесса).

11. Разделите основные признаки, характеризующие формы организации обучения. Дайте определение понятию «формы организации обучения».

12.Попытайтесь определить, чем отличается метод обучения от формы организации учебной работы: … … (формы отражают внешнюю сторону обучения, а методы – внутреннюю.)

13.Под влиянием каких социально–экономических факторов развивались организационные формы учебной работы.

14.Определите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

15.Назовите особенности классно – урочной системы обучения, ее преимущество перед другими системами: … … (четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, экономичность обучения, возможность сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы, стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика, связь учебной и внеучебной работы, эмоциональное влияние личности учителя на личности учащихся).

16.Назовите основные недостатки классно – урочной системы обучения: … … (ориентация на среднего ученика, что создает значительные трудности для слабого школьника и задерживает развитие способностей у более сильных; трудность учета индивидуальных особенностей учеников; одинаковый темп и ритм работы; ограниченное общение между учениками).

17.Дайте определение понятию «урока», как основной формы организации обучения: … … (урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых).

18.Назовите особенности системы Дальтон – плана, плана - Трампа,  достоинства и недостатки, возможности использования в современной отечественной школе.

19.От чего зависит структура урока: … … (от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса, коллектива).

20.Определите, что лежит в основании психологии современных уроков. Какими могут быть типы и виды уроков, если подразделить их по основной дидактической цели.

21. Назовите основные типы уроков, другие формы обучения и их структуры: … … (по дидактической цели (Б.П.Есипов – урок ознакомления с новым материалом или сообщения (изучение новых знаний, урок закрепления знаний, урок выработки и закрепления умений и навыков, обобщающий урок, урок проверки умений, навыков и знаний (урок - контроль).

22. На что учителю следует обращать внимание при анализе  и самоанализе урока.

23.Какие дидактические проблемы решаются в нестандартных уроках: … … (мотивация ученика; выделение и усвоение главного, существенного в материале; максимальная реализация воспитательного и развивающего потенциалов предмета; сотрудничество учителя и ученика, между учащимися; преодоление перегрузки учеников. В нестандартном уроке активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, а весь класс становится творческим коллективом).

24. Что такое инновационный урок: … … (это такой урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства или даже в саму форму организации занятий).

25.Какие инновационные импровизированные учебные занятия вы знаете: … … (урок «погружения», урок деловых игр, ролевых игр, урок пресс –конференция, урок соревнования, урок КВН, театрализованный урок, урок компьютерный, урок с групповыми формами обучения, урок взаимообучения учащихся, урок творчества, урок-аукцион, урок-фантазия, урок – лекция – «парадоксы», урок-концерт, урок-диалог, урок – «следствие ведут знатоки», урок-конференция, урок – заочное путешествие, урок – игра «Поле чудес», урок-суд и др.).

26.Как поддерживать интерес и внимание учащихся на уроке: … … (1.) путем создания проблемных ситуаций; 2) изменением (ускорением и замедлением) темпа учебной деятельности учащихся; 3) постановкой неожиданных, интересных для учащихся вопросов; 4) применением аудио -  видеосредств обучения, наглядных пособий; 5) активным чередованием фронтальных и групповых форм обучения; 6) использованием шутки,  юмора, занимательного учебного материала; 7) созданием ситуации успеха; 8) активным включением в содержание урока игровых ситуаций; 9) постановкой заданий, выполнение которых осуществляется на соревновательной основе; 10) вовлечением учащихся в активный доверительный диалог).     

     Развивающее обучение – направление обучения, ориентированное на развитие физических, интеллектуальных и психических сил учащихся через рассуждение о знаниях и способах их получения.

 

4. Творческое задание по теме:

1.          Разработать план проведения нестандартного урока (на выбор): урок – КВН, урок ролевых игр, урок  «»Дом Чудес», урок заочного путешествия.

2.          Представить фрагменты уроков (задания, систему работы учителя) на которых учитель развивает различные виды умений.

3.          Посетите в школе 2 – 3 урока по своей специальности и охарактеризуйте формы организации работы учащихся на них.

4.          Посетите в школе урок по своей специальности, определите его тип по дидактической цели и насколько он соответствует требованиям.

a.          По программе обучения образованной школы (в рамках любого предмета) выбрать тему и использовать ее для изложения всех методов обучения современной дидактики.

 

5. Литература:

1.              Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях. Превоисточниках: Учеб.пособие. м., 1997.

2.              Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.

3.              Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. М., 2002.

4.              Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.

5.              Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польс. М., 1986.

6.              Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

7.              Новые ценности образования: Науч.-метод. сборники. Вып. 1-10. м., 2000 – 2004.

8.              Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов. и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистового. М., 2002.

9.              Рудакова И.А. Методы обучения в педагогической теории и практике. Ростов н/Д., 2001.

10.          Технология изучения учебного материала крупными блоками. Омск, 1999.