Тема 7. Содержание образования в школе.

 

Понятие и сущность содержания образования. Основные теории формирования содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования. Содержание общего среднего образования (государственный  образовательный стандарт). Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.

 

a. Вопросы письменного задания по теме:

 

         1. Содержание образования…..  часть культуры отобранная, дидактически отработанная и включенная в учебные стандарты, программы, учебники. Содержание образования имеет особое значение, поскольку через него социальные цели трансформируются в педагогические.

   2. Содержание образования и воспитания - … … (это система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду).

         3. Содержание профессионального образования — это система теоретических и эмпирических норм, ценностей, знаний основ наук о сущности и закономерностях развития природы и общества, организации, техники и технологии производства, практических умений и навыков, в целом обеспечивающих подготовку специалистов высокого уровня образованности, воспитанности, квалификации, профессиональной мобильности,  обуславливающих процессы социализации и профессионализации личности.

4.   Какой  подход   в последнее время в свете идеи гуманизации образования все более утверждается в педагогической науке …………..  личностно-ориентированный подход к выявлению сущности образования.

5.  Этот подход нашел отражение……. в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.   И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин под содержанием образования понимают педагогически адаптированную  систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально- волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.

6. На что направлено  личностно ориентированное образование………..на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать);   его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником)  и  свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.

     4. Под каким термином современные ученые рассматривают образование: … …а)  (образование – это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления,   именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений).  Системность знаний это  наличие в сознании структурно-функциональных связей между смежными компонентами или знаниями.  

б) что означает образование? Это – результат обучения. В буквальном смысле слова означает некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью, формированием образа, своего «Я». Это усвоение опыта человеческой деятельности в виде системы научных знаний, умений, навыков.

а) в Законе «Об Образовании в РФ» 2012 г.  понятие образования определяется …. … (Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), удостоверенных соответствующим документом).

5. Социальный опыт необходимо рассматривать…………. не только с позиции, что он собой являет (мир материальной и духовной культуры), но и следует попытаться понять, как социальный опыт и его составляющие (знания, умения, навыки;   опыт творческой деятельности;  опыт эмоциональных отношений) соотносятся с процессами обучения и воспитания, образованием.

- образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином установленных государством образовательных уровней (Закон РФ об образовании);

- образование - это особый вид целенаправленной деятельности по подготовке человеческих существ к участию в жизни общества, состоящий из деятельностей воспитания и обучения и осуществляемый в интересах человека, общества, государства (В.В. Краевский),

- образование - встреча обращающихся друг к другу  поколений за сомыслием, сочувствием, содействием (Ф.Т. Михайлов);

- образование  -  процесс  становления  человека в культуре и культуры в человеке (B.C. Библер) и др.

6. Выявление целей, ценностей образования с гуманитарной и технократической позиций позволит представить соотношение содержания двух парадигм образования, рассмотреть общее и специфичное в процессах обучения и воспитания.

7. В традиционной педагогике это понятие образования означает …………процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, выступающих необходимым условием подготовки молодого человека к жизни и труду. При этом основным путем получения образования является обучение как целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями под руководством опытных педагогов.

8. Российский исследователь Б.С. Гершунский значительно расширяет современное понимание образования………….. вводя четыре аспекта его содержательной трактовки и рассматривая его как ценность, систему, процесс и результат.

Ценностная характеристика образования, по мнению Гершунского, предполагает рассмотрения образования как ценности государственной, общественной и личностной.

Процессуальный характер образования проявляется в его движении от цели к результату, в процессе субъект-объектного и субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента. Это предполагает, что студент, слушатель, учащийся по мере  все более активного, глубокого, всестороннего участия в процессе обучения, воспитания и саморазвития превращается из достаточно пассивного объекта деятельности педагога в соучастника, субъект педагогической взаимодеятельности, которая осуществляется не только между преподавателеми студентом, но и между учащимися и студентами.

Результативность образования проявляется в грамотности, образованности, профессиональной компетентности, культуре, менталитете специалиста.

Системный характер образования определяется разработкой новых технологий, включающих аудиовизуальные средства, компьютеры, Интернет – все, что изменяет процесс обучения и взаимодействия педагога и учащихся.

9. Содержание образования имеет…… исторический характери определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития обществ.

10. Изменяется содержание ………под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

11

12. К основным современным тенденциям развития  высшего образования относятся: ……………«все более глубокое осознание того факта, что каждый образовательный уровень является органической частью системы непрерывного образования, решающей проблемы преемственности различных ее ступеней;

компьютеризация и технологизация обучения;

переход от информативных к активным методам и формам обучения с включением в деятельность обучающихся элементов проблемности, научного поиска, разнообразных форм самостоятельной работы – переход от школы воспроизведения к школе понимания, школе мышления;

переход к активизирующим, развивающим, интенсифицирующим, игровым способам организации учебного процесса; переход к такой организации взаимодействия педагога и обучаемого, при которой акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя   на познающую деятельность обучаемого»

10.  Назовите  главный критерий образованности: … … (системность   знаний и системность мышления, позволяющие человеку самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.  В древнем афоризме «образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» - содержится большая доля истины).

    11.  Качество образования …..это – полнота, глубина, определенный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с государственными образовательными стандартами.

    12. Качество образования зависит……  от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных  приоритетов, финансирования и материально-технической оснащенности образовательных учреждений, современной технологии управления ими.       

       13. Какие виды знаний должны быть предусмотрены в программах, учебниках и в самом учебном процессе… … (1) основные понятия и термины, без которых нельзя понять ни одного элемента знаний; 2) факты повседневной действительности и науки; 3) теории, содержащие систему научных знаний; 4) научные и социальные идеи; 5) знания о способах деятельности, методах познания и истории получения знания, истории науки; 6) оценочные знания о нормах отношения к различным явлениям жизни).

             14. Назовите основные факторы, влияющие на отбор содержания образования … …. (а) уровень экономического и технического развития страны; б) уровень развития в данной культуре философии, искусства, науки, морали, права, политики, отношения к религии; в) традиции государства в области стратегии образования; г) уровень развития педагогики и образовательных учреждений;  д) уровень возможностей ученика).

            15. Каким требованиям должно отвечать содержание образования … (а) соответствие социальному заказу; б) соответствие задачам и возможностям развития личности; в) обеспечение высокой научной и практической значимости образования; г) соответствие содержания и общего образования, имеющиеся  учебно-методической и материальной базе школы); д) соответствие объема содержания материала имеющемуся времени на его изучение; е) учет международного опыта построения общего среднего образования.

16. Назовите  основные  факторные основания компонентов результата образования………..:

·                 Знания, умения, навыки;

·                 Личностные качества, потребности, интересы, мотивы; установки принципы: привычки, поведенческие стереотипы: пунктуальность, стремление доводить до конца, выдержанность, дисциплинированность;

·                 Психофизические качества: выносливость, скорость реакции, физическая сила.

17. Результаты обучения:…….

·    «Знание и понимание» (теоретические знания в академической области), способность знать и понимать;

·    «Знание как действовать» (практическое и оперативное  применение знаний) в конкретных ситуациях;

·    «Знание как быть» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия жизни) с другими людьми.

18. Какие качества по Н.Д. Чернышевскому необходимы, чтобы человека могли называть образованным в полном смысле слова … ... (обширные знания, привычка мыслить, благородство чувств).

19.  Какие компоненты выделяются в государственном стандарте……

Федеральный….определяет те нормативы,  соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально – региональный….определяет  нормативы,  которые относятся к компетенции регионов. За счет национально-регионального компонента учитываются потребности и интересы в области образования всех народов стран, национальное своеобразие культуры

Школьный компонент отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения.

20.  Какие нормативные документы регламентирует содержание общего среднего образования?....

Содержание образования регламентируется учебными планами, учебными программами по предметам, фиксируется в учебниках, учебных пособиях и электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах)

21.  Сущность образовательного стандарта……….. сохранение единого образовательной программы всей России.

22. Назовите основные теории формирования содержания образования…

- теории материального содержания образования (теория дидактического материализма или энциклопедизма)

- теория формального содержания образования

- теория дидактического прагматизма.

 Основные теории формировании содержания образования …….сложились в конце ХХ – начале ХХ века. Они получили название ….теории материального и формального содержания образования.

Аторонники дидактического материализма считали….. что основная цель образования состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Своих сторонников эта теория имеет и в настоящее время.

Бторонники теории формального образования( теории дидактического формализма) рассматривали обучение как средство развития способностей, познавательных интересов учащихся их внимания, памяти, мышления. При отборе С.О. сторонники руководствовались развивающей ценностью

В) Теория дидактического прагматизма формирования С.О.) теория дидактического утилитаризма). В США ее основы ыли заложены Джоном Дьюиторонники  источник  С.О. заключен не в предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика. Т.Д.П. оказала существенное влияние на содержание и методы учебной работы в американской школе.  Опираясь на эту теорию ученикам предоставлялась свобода в отношении выбора учебных предметов, а учебно-воспитательная работа приспосабливалась к субъектным запросам учащихся, их интересам.

23. Назовите основные принципы отбора содержания общего образования……

- принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности предполагает включение в содержание образования не только традиционных знаний, умений и навыков, но и тех, которые отражают современный уровень развития науки, техники, социума;

- принцип единой содержательной и процессуальной сторон обучения.  Этот принцип предполагает обязательный учет особенности организации педагогического процесса. При отборе содержания образования необходимо учитывать технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия. Он находит отражение в содержании учебного плана, программах, учебниках.

  - принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях образования его формирования. Этот принцип предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, материал, педагогическая деятельность.

 - принцип гуманизации содержания образования направлен на создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.

- принцип   фундаментализации, предполагает интеграцию гуманитарного и естественно-научного знания, установление преемственности и междисциплинарных связей обучения не только способ получения знаний, умений, навыков. Оно является средством вооружения школьников методами самостоятельного приобретения знаний, умений, навыков;

- принцип соответствия основных компонентов содержания образования структуре базовой культуры личности, компонентами которого является когнитивный опыт, опыт практической деятельности, опыт творчества и опыта отношений.

      23. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает…………  качестве узлового понятия – поскольку компетентность, во-первых объединяет в себе «знаниевую» и «навыковую» составляющие образования; во-вторых,  в понятие компетентности заложено направление формирования содержания образования «от результата»; в - третьих, компетентность обладает интегративной природой, т.к. в ее структуру органично вливаются способности, мотивация, личностные качества, а также знания и умения из смежных и наиболее общих областей науки и культуры.

24. Содержание так называемых «ключевых компетенций»………….:

          - учебные компетенции: организовывать процесс учения и выбирать собственную траекторию образования; решать учебные и самообразовательные проблемы; извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта; и т.д.;

          - исследовательские компетенции: находить и обрабатывать информацию; использовать различные источники данных; работать с документами и т.д.;

          - коммуникативные компетенции: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения; понимать, говорить, читать и писать на нескольких языках; выступать публично; литературно выражать свои мысли и т.д.

25.        Что предполагает целостный педагогический процесс: … … (такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства, волю).

26. В современной России содержание образования определяется………целевой установкой, которая заложена в Законе Р.Ф. «Об образовании». 1996 ст 14.

 

3. Творческое задание по теме:

1.           В соответствии с основными элементами отбора содержания образования разработайте дидактический механизм конструирование содержания учебного материала по определенной теме.

      Укажите: изучаемый предмет, раздел курса, тему урока, класс.

2.           В различных школах города Махачкалы (лицей ДГУ, гимназии 13 и др.) определите учебные предметы, которые конкретизирует образовательные области федерального школьного компонента.

 

4. Литература.

1.       Зуев Д.Д. Школьный учебник. М., 1983.

2.       Концепция структуры и содержания общего, среднего образования в 12-летней школе. М., 2001.

3.       Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива. М., 1991.

4.       Национальная доктрина образования РФ // Народное Образование. 2000. № 2.

5.       Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., 1993.

6.       Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.

7.       Учебные стандарты школы России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего полного общего образования. Кн. 1,2. / Под ред. П.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой, М.: ТЦ Сфера, 1998.