Теории и технологии обучения.

Тема 6. Сущность, структура, закономерности и принципы обучения.

 

Общие понятия о дидактике. Основные дидактические категории. Гносеологические основы процесса обучения. Движущие силы процесса обучения. Функции и структура учебного процесса. Понятие закона, закономерности и принципа обучения

Вопросы письменного задания по теме:

1)           Дайте определение понятия обучения

(Обучение – это двусторонний процесс. Это совместная деятельность учителя и учащегося, когда первый передает свои знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, т.е. усваивает знания и вырабатывает на их основе умения и навыки.)

4.       б) Под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

       Педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина).

в) под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя в результате которой обучающиеся приобретают системы научных знаний, умение навыков у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

г) Обучение – это совместная деятельность …(учителя и учащегося, когда первый передает свои знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, т.е. усваивает и вырабатывает на их основе умения и навыки. Учитель осуществляет деятельность преподавания, а ученик –  деятельность обучения)

Какое обучение дает подлинное образование? ………Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, т.е. развивает и воспитывает. В работах И.Я.Лернера и М.Н. Скаткина  убедительно показана четырехкомпонентная структура культуры и адекватное ей содержание обучения в которую входят: 1.Знания о человеке,обществе, природе, технике;2. это установленные и выверенные в опыте способы деятельности, передаваемые через правила, инструкции, алгоритмы и обучение, далее третий компонент, это опыт творчества и наконец четвертый  и очень важный компонент это эмоционально-ценностное отношение  к изучаемым объектам и к реальной действительности.

2. Назовите  психологическую структуру обучения: а) узнать - восприятие информации органами чувств; б) познать – размышление, осмысление по полученной информации; в)  знать – результат осмысления; г)  осознать -  зачем надо, где нужно применять.

 3. Назовите традиционную структуру обучения……а) постановка цели; б) формирование потребностей и мотивов учащихся; в) подбор материала подлежащее   изучению; г) выбор функции, методов и средств учебно-познавательной деятельности; д) придание учебной деятельности эмоционального характера; е) регулирование и контроль за учебной деятельностью; ж) оценочный компонент.

   4.)Какие функции выполняет процесс обучения…

а)образовательная, главное назначение процесса обучения заключается в том чтобы:

- вооружить учащихся системой научных знаний, умение и навыков в соответствии с принятым стандартом образования; научить творчески использовать эти знания, умения и навыки практической деятельности, научить самостоятельно приобретать знания.

б)Развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие:

- логического мышления ( абстрагирования, конкретизации, сравнения, анализ, обобщение, сопоставление качеств ума, пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность)

в)Воспитывающая функция проявляется в обеспечении:

- осознание учеником своей учебной деятельности как социально значимой, воспитание нравственных качеств личности, формирование положительных мотивов учения, формирование опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе.

5)Что являются движущими силами процесса обучения?

Движущими силами являются противоречия:

а)между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения…как учителем так и самим учеником в самообразовании и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков

б)противоречие между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями.

в)противоречия между известным и неизвестным является основой проблемного обучения.

г)противоречия между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием

д)противоречия между знаниями и умениями применять полученные знания в практической деятельности разрешается через обеспечение осознанности понимания теории

6) Какие признаки характерны для процесса обучения:

а)целенаправленность

б)целостность

в)двусторонность

г)совместная деятельность учителя и учащихся

д)управление развитием и воспитанием учащихся

7)Закономерности обучения? – это…устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

8)Принципы обучения?... это основные (общие руководящие) положения определяющие содержание организационной формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями

9)Что относится к общим законам диалектики?...закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания.

10)Какие выделяет законы обучения Хуторский А.В…а)закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов.

б)закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды.

в)закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития

г)закон обусловленности и результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся.

д)закон целостности и единства образовательного процесса

11)Какие общие закономерности охватывают своим действием всю систему обучения?...к общим закономерностям относятся:

а)закономерности цели обучения. цель обучения зависит от

- уровня и темпов развития обществ,

- потребностей и возможностей общества

- уровня развития и возможностей педагогической науки и практики

б)закономерности содержания обучения зависит от:

- общественных потребностей и целее обучения

- темпов социального и научно-технического прогресса

- возрастных возможностей учащихся

- уровня развития теории и практики обучения

- материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;

в)закономерности качества обучения. эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:

- продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов

- характера и объема изучаемого материала

- организационно – педагогического воздействия обучающих

- обучаемости учающихся

- времени обучения

г)закономерности методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от:

- знаний и навыков в применении методов

- цели обучения

- содержания обучения

- возраста учащихся

- учебных возможностей (обучаемости)

- материально – технического обеспечения

- организации учебного процесса

д)закономерности управления обучением. Продуктивность обучения зависит от:

- интенсивности обратных связей в системе обучения

- обоснованности корректирующих воздействий

е)закономерности стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от:

- внутренних стимулов (мотивов)обучения

- внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

12)Какие дидактические принципы считаются наиболее признанными в классической дидактике?...

а)принцип научности

б)принцип доступности

в)принцип сознательности активности

г)принцип наглядности

д)принцип систематичности и последовательности

е)принцип прочности

ж)принцип воспитывающего обучения

з)принцип связи теории с практикой

 

4. Литература:

1.  Болуб Б.А. Основы общей дидактики: Учебное пособие 2003.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. - Ростов Н/Д, 2000.

З.   Дидактика средней школы. / Под ред. Скаткина М. Н. - М.; 1982.

4.   Дидактика в предчувствии третьего тысячелетия: материалы пед. чтений памяти И.Я. Лернера. Владимир, 2000.

5. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496 с.

6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебник. М., 2004.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. Учеб. пос. М., 2001.

8. Зайцев В.Н. Практическая дидактика: Учеб. пос. м., 2000.

9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М., 1978.

10. Подласый И.П. Исследование закономерностей дидактического процесса. - Киев, 1991.