Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс

 

Основные понятия структуры целостного педагогического процесса.

Основные категории целостного педагогического процесса: целостность, системность, интеграция, цель и условия реализации системы.

Динамика и структура целостного педагогического процесса. Основные компоненты: целевой, диагностический, проектировочный, содержательный, технологический, организационный, коррекционный, аналитический.

Интеграционные явления в целостном педагогическом процессе. Закономерности и принципы целостного педагогического процесса. Движущие силы. Критерии эффективности организации, управления, оценки и анализа результатов целостного педагогического процесса. Педагогическая деятельность. Сущность педагогической деятельности. Особенности педагогической деятельности. Закономерности педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Педагогическое мастерство.

1.  Вопросы письменного задания по теме:

 

 

 

     1.  Понятие педагогический процесс было введено……….. П.Ф. Каптеревым.

        1. Целостный педагогический процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

 

2.  Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие  педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач. ( Педагогика. Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина).

3.  Педагогический процесс – совокупость последовательных действий, учителя и ученика(воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности. Самовоспитание и самообразование выступают как высший этап  ( уровень, ступень ) педагогического процесса.

        ( Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

4.      Цель  педагогического процесса………. – гармоническое развитие личности, обладающей способностью к творчеству и саморазвитию, социальной активностью, ответственностью, высокой общей культурой и нравственностью.

   5.  Важнейшей качественной характеристикой и одновременно условием эффективности педагогического процесса является……… его целостность.       Обучение воспитание, развитие, социализация, здоровьесбереженье эффективны только в рамках единого, целостного ( учебно-воспитательного процесса.

    6.  В целостном процессе создаются………. условия  для преодоления традиционного разрыва между обученностью и воспитанностью (обучить все же легче, чем воспитать).  Рост обученности способствует развитию культуры, воспитанности, а воспитанность расширяет познавательные горизонты и возможности совершенствования в разных областях деятельности. 

7. Целостный процесс способствует………. формированию единого коллектива педагога учащихся, их более полному взаимопониманию и сотрудничеству, создает условия для взаимопроникновения методов обучения и воспитания, позволяет более полно реализовать программно-целевой подход  в проектировании и планировании работы образовательного учреждения( ), а также способствует выработке единых критериев для оценки результатов образования и эффективности нововведений. 

8.       К функциям педагогического процесса относятся:………образовательная функция; развивающая функция; воспитывающая функция,

9.       Признаки П.П. – целенаправленность; двусторонность; целостность.

10.                    Назовите наиболее общие закономерности педагогического процесса: … … (1) связь воспитания и социальной системы: характер   потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями; 2) связь между обучением и воспитанием, обозначающая взаимозависимость этих процессов, их разностороннее взаимовлияние, единство; 3) связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать ребенка в различные виды деятельности; 4) связь воспитания и активности личности: воспитание осуществляется успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, т.е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности; 5) связь воспитания и общения: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников).

2. Дайте характеристику педагогической деятельности: … … (профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.).

3. В чем проявляется субъектность позиций: … … (проявляется в его сопротивлении принятии непринятии педагогического воздействия).

4. Что является целью современного воспитания: … … (воспитание свободной и самостоятельной личности, личности  сформированной субъектностью).

5. Субъектность - … … (это способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни).

6. Внутренний психологический фон, на котором развертываются все акты взаимоотношения учителя и детей - … …(определяется как стиль отношения между учителем и детьми).

7. Как необходимо строить общение воспитывающему взрослому с ребенком: … … (на основе его понимания, принятия и признания).

8. Что вы понимаете под пониманием ребенка: … … (умение видеть его «изнутри», умение видеть мир, как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, умение определять истинные мотивы детских поступков).

9. Принятие ребенка - … … (безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, высоких или низких показателей он достиг).

10. Признание ребенка - … … (восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением).

 

1.                           Творческие задания по теме:

2.                           Напишите сочинение (эссе) на одну из  данных тем: … … («Учитель моей жизни», «Любимый учитель», «Я выбрала профессию учителя из-за ненависти к школьным учителям»).

3.                           Проведите опрос детей из каждой возрастной группы на тему, каким, по их мнению, должен быть учитель. Сравните полученные ответы, проанализируйте и сделайте выводы.

4.                           Понаблюдайте в классе, как работает учитель с более способными учениками.

 

 

 

3. Литература.

 

1.  Аманашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

2. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр.пед.труды / сост. М.Ю.Бабанский. – М., 1989.

3.   Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.

4.   Ильин B.C. Формирование личности школьников

        (целостный процесс) - М., 1984. 1998.

5.  Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр.пед.соч. / Под ред. А.М.   Арсеньева. – М., 1989.

6. Мищенко А.И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.

7. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Педоч.: В 6 т. – М., 1989-1990. – Т.1.