Тема 4. Развитие педагогики и систем образования в  XVIII-XX вв.

 

Генезис классической и реальной систем образования в новое время. Просветительские системы (Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеции, Д. Дидро, Д. Локк). Демократические системы (И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф.А.В. Дистервег и др.). Системы коммунистического воспитания «коллективистское воспитание» (Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский). Основные положения системы педагогических взглядов А.С. Макаренко. Антропологические основы образования в России (К.Д. Ушинский, Каптеров, Вахтеров, Лесгафт и др.). Дидактические взгляды К.Д. Ушинского. Комплексная система образования в России. Культурологические системы образования (национальная школа, идея народной школы, братские школы).

 

1. Вопросы письменного задания по теме:

1.                Как определяется термин «воспитание» в книге «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» К.А. Гельвеция – французского философа, деятеля Просвещения, идеолога революционной буржуазии: … … (это совокупность всех условий жизни индивида. У людей одинаковые способности, воспитание делает людей разными. Различия в способностях людей – следствие различий в условиях воспитания).

2.                Какие четыре основные идеи выделяются во взглядах Гельвеция: … … (врожденное равенство всех людей; личный интерес – движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей; воспитание – направляющая сила в развитии интересов; политическая система определяет характер воспитания).

3.                Кто человек по мысли Гельвеция: … … (продукт среды, от рождения он ни глуп, ни умен, ни зол, ни добр. Он лишь невежественен и невоспитан).

4.                Что рекомендовал в образовании в целях повышения уровня знаний учащихся представитель французского Просвещения, философ, писатель Дидро: … … (4 раза в году устраивать в школе публичные экзамены с приглашением родителей и почетных гостей).

5.                Назовите разработки Д. Дидро: … … План университета для Российского правительства», «О школе для молодых девиц», «О публичных школах»).

6.                В чем видел задачу воспитание один из ярких представителей французского Просвещения, теоретик свободного воспитание Ж.Ж. Руссо: … … (в воспитании человека, а не чиновника, не солдата, не судью, не ученого, в этом заключается отличие старой трактовки о воспитании, которое ставило целью подготовку человека к конкретной профессии, к определенному положению в обществе).

7.                Какой портрет совершенного человека дал Руссо: … … (обладать разумом мудреца, силой атлета, трудолюбием, невосприимчивостью к соблазнам цивилизации и дурным влияниям, умением владеть собой, соразмерять свои желания и возможности. С детских лет ребенка надо учить жизни, умениям выносить удары судьбы).

8.                Какое правило жизни дает Ж.Ж. Руссо: … … («жить – не значит дышать, а значит действовать, пользоваться нашими органами, чувствами, способностями. Не тот человек, кто больше жил, которому больше лет, а тот, кто больше чувствовал жизнь»).

9.                Назовите три силы, под воздействием которых человек получает воспитание: … … (природа, вещи, люди).

10.           Какую альтернативу предложил Руссо вместо традиционной системы воспитания: … … (воспитание ребенка на лоне природы вдали от общества, от культуры с ее искусственностью. Эта система не распространялась на детей бедняков, которых, по его мнению, не надо воспитывать, ибо они воспитаны самой жизнью).

11.           Какую систему воспитания предложил Ж.Ж. Руссо: … … (младенчество (от рождения и до 2 лет – физическое воспитание (забота о здоровье ребенка); детство (2 – 12 лет – воспитание органов чувств (наблюдение за природой, познание окружающего мира, накопление личного опыта; отрочество (12 – 15 лет – умственное воспитание (изучение предметов, имеющих практическую ценность (география, астрономия и др.); юность (15 – 22 года – нравственное воспитание, религиозное воспитание (воспитание добрых чувств, суждений, воли; открытие идей Бога и «естественной религии»).

12.           Назовите философско-педагогические работы Жан Жак Руссо: … … Рассуждение о науках и искусствах», «Эмиль, или О воспитании», «Рассуждение о начале и основаниях неравенства между людьми»).

13.           Какую теорию разработал Иоганн Генрих Песталоцци – швейцарский педагог: … … (теорию элементарного образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному).

14.           Назовите три основные задачи, которые видел великий швейцарский педагог: … … (развитие у детей высоких моральных качеств и нравственных наклонностей; выработку у детей нравственных навыков через участие в добрых и полезных делах; формирование у молодого поколения нравственного сознания и убеждений).

15.           Чему отводилось большое место в физическом воспитании: … … (играм, военным упражнениям).

16.           Какая основная цель обучения, по мнению Песталоцци: … … («возбуждение ума» детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработка умения логически мыслить, кратко выражать словами сущность усвоенных понятий).

17.           Какова роль наглядности, как средство обучения: … … (для развития у детей наблюдательности, внимания, умений сравнивать, сопоставлять).

18.           Какие три элемента необходимо знать по Песталоцци, чтобы жить, познать мир: … … (число (единица), форма (прямая линия), слово (звук).

19.           Какое учение разработал И.Ф. Гербарт: … … (учение о ступенях: первая – ясность, вторая – ассоциация, третья – система, четвертая - метод).

20.           Кто впервые ввел и обосновал теорию воспитывающего обучения: … … (И.Ф. Гербарт, по мысли педагога, «обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование … без обучения есть цель, лишенная средств»).

21.           Какие 6 видов разностороннего обучения, как основную задачу воспитывающего обучения видел Гербарт: … … (1) эмпирический – к окружающему миру; 2) спекулятивный  или умозрительный – к причинам вещей и явлений; 3) эстетический – к прекрасному; 4) симпатический – к близким людям (семье, друзьям, знакомым); 5) социальный – ко всему человечеству; 6) религиозный – к Богу).

22.           Назовите 5 нравственных идей по Гербарту: … … (идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководством при наказании или поощрении индивида. Человек, впитавший эти идеи и руководствующиеся ими в жизни, никогда не будет вступать в конфликт с окружающим миром).

23.           Что предлагал Гербарт для развития нравственного воспитания у детей: … … (пробуждать у детей религиозный интерес как можно раньше).

24.            Какие ведущие принципы воспитания формулировал Дистервег: … … (природосообразность, культуросообразность, самодеятельность).

25.            Какие четыре группы дидактических правил выделил немецкий педагог Дистервег: … … (к первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику; соответствие учебно-воспитательного процесса с психофизическим развитием ребенка; вторая группа правил касалась предмета преподавания. Определяли порядок распределения учебного материала; третья группа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающих их социокультурной средой; четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания).

 

2.  Литература.

 

1.  Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. .: Педагогика, 1987. -559 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. .: Педагогика, 1990. -605 с.

3.  Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика. Пб.: Питер, 2000. -304 с.

4.  История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII века. Ч. 1. Под ред. Пискуно-ва А.И. -М.: Сфера, 1998. - 192 с.

5.  Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. ., 1998.

6.  История педагогики. С середины XVII века до середины XX века. Ч. 2. Под ред. Пискунова А.И. -М.: Сфера, 1998. - 304 с.

7. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.Коменский Я.А. Великая дидактика. См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. .: Просвещение, 1967.

8.  Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. .: Педагогика, 1982. -Т. 1. - 656 с.; Т. 2., 576 с.

9.  Константинов Н.А. и др. История педагогики. .: Просвещение, 1984.

10. Ю. Пряникова В.Г., Равкина З.И. История образования и педагогической мысли.: Учебник-справочник. - М.: Новая школа, 1994.-96 с.

11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Педагогика, 1974. Т. 1. - 534 с.; Т. 2. -440 с.

12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. / Сост. А.И. Пискунов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. -527 с.

13. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Просвещение, 1999.