Тема 3.  История педагогики и образовательных систем Древнего Востока, античности, Средневековья и эпохи

Возрождения

 

Что изучает история образования и педагогики. Основные задачи. Содержание истории образования. Общая характеристика исторических типов образования: восточная, античная, средневековая (схоластическая), теологическая, гуманистическая, просветительская, прагматическая, интеллектуальная, знаниевая, коллективистская, культурологическая, личностно-ориентированная.

Зарождение воспитания в первобытном обществе (происхождение воспитания, его становление как осознанного целенаправленного процесса, зарождение методов и организационные формы воспитания). Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока, воспитание и школа в Междуречье, Древнем Египте, Индии и Китае. Эллинистическая система образования и педагогическая мысль в античном мире. Афинская, спартанская и римская системы образования и воспитания. Развитие культуры и просвещения в Византии. Значение образовательных систем античности в совершенствовании современной школы.

Развитие образования и педагогической мысли в эпоху средних веков (V - XVII вв.). Теологические основы воспитания и образования. Структура и содержание схоластического образования. Педагогическая теория и классно-урочная система обучения Я.А. Коменского. Классическое образование. Гуманистическая педагогика и системы образования В. Фельтре, Ф. Рабле, Т. Мора. Образование в странах Ближнего, среднего и Дальнего Востока, распространение ислама и становление арабо-мусульманской системы образования. Педагогические идеи ученых-энциклопедистов арабского Востока и их влияние на развитие мировой культуры.

 

1.Вопросы письменного задания по теме:

 

1.                По каким источникам можно судить о методах обучения в школах стран Древнего Востока: … … (древнеегипетские папирусы, математические папирусы, мифы, религиозные поучения, сказки).

2.                Какое этико-политическое учение составляло основу всей системы образования Древнего Китая: … … (педагогические взгляды Конфуция, его трактат, беседы и суждения («Лунь Юй»), основная цель которого – воспитать «благородного мужа», совершенного человека, людей, знающих и соблюдающих принципы конфуцианской морали).

3.                Какой трактат был составлен последователями Конфуция: … … (книга обрядов «IV – I в. до н.э.»).

4.                Назовите основные мысли педагогических принципов, методов и приемов этого трактата: … … («Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься», «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»).

5.                Определите общее и различное об идеалах практики и обучения в Спарте и Афинах: … … (идеал афинского воспитания сводился к многозначному понятию совокупности добродетелей, т.е. с развитыми интеллектом и культурой тела; спартанская система воспитания готовила стойких, закаленных воинов, свободно владеющих различными видами оружия; по меткому замечанию Плутарха «воспитание спартанцев преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать»).

6.                Что утверждал Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике»: … … («Ученость без добродетели – все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи». Образование только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников).

7.                Что явилось ведущим направлением классического образования в период его возникновения в эпоху Возрождения: … … (изучение латинского и греческого языков, античной литературы и такое образование получали в гимназиях и грамматических школах в афинской и римской системах образования).

8.                Когда наметились предпосылки для выделения педагогики в самостоятельную науку: … … (начиная с XVI в.).

9.                С кого берет отсчет современная педагогика: … … (с Яна Амоса Коменского, чешского мыслителя-гуманиста, педагога, писателя, общественного деятеля, т.к. он первый пытался отыскать и привести в систему закономерности обучения и воспитания).

10.          Что характерно для Коменского: … … (глубокая вера в просвещение, с помощью которого, по его мнению, можно добиться полного благоденствия народов, устранить войны, улучшить нравы, изжить рознь между имущими и неимущими).

11.          Какие три составные част воспитания выделял Коменский: … … (научное образование (умственное воспитание); нравственное воспитание (управление собой); религиозное воспитание (стремление к Богу).

12.          Назовите типы учебного заведения, предложенные Я.А. Коменским: … … (материнская школа, элементарная школа («школа родного языка»), латинская школа или гимназия, академия).

13.          Какие ступени образования предложил Коменский: … … (дошкольное (1- 6 – воспитатель – мать), начальное (6 – 12 – заучивание молитв, обучению счету, чтению и письму), среднее образование (12 – 18 – физика, география, грамматика, естествознание, математика, философия (этика,  диалектика, риторика), высшее образование (18 – 24 – предполагает обучение в академии из трех факультетов: богословского, медицинского и юридического).

14.          Что является заслугой Я. А. Коменского: … … (теоретическое обоснование классно-урочной системы).

15.          Назовите основные работы Коменского: … … («Великая дидактика», «Открытая дверь», «Мир чувственных вещей в картинках», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»).

16.          Какую программу воспитания предложил Джон Локк – известный английский философ и педагог: … … (воспитание «джентльмена»).

17.          Назовите содержание и цели программы воспитания «джентльмена»: … … (физическое (укрепление здоровья ребенка); нравственное (выработка представления о добродетели, воспитание характера, дисциплинированности, устойчивых положительных привычек); умственное (развитие самостоятельности мышления, изучение основ наук); трудовое (освоение отдельных ремесел, необходимых для делового человека, получение навыков для ведения хозяйственных дел).

18.          Какую цель воспитания провозглашает Д. Локк: … … (воспитание предприимчивого буржуа, «умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно»).

В каких работах Локка изложена педагогическая система: … … («Опыт о человеческом разуме», «Некоторые мысли о воспитании», «О пользовании разумом»).

 

Примерная тематика рефератов

1)    Теория Ж.Ж.Руссо о естественном и свободном воспитании

2)    Принципы  природосообразности  в «Великой Дидактике»

3)    Антропологические  идеи  труда  К.Д.Ушинского «человек как предмет воспитания»

4)    Идея  природосообразности  в учении  А.Дистервега

5)    Двойственность мировоззрения и педагогических взглядов Я.А.Каменского

 

1. Литература.

 

1.               Аристотель. Этика; политика; поэтика / Собр. Соч.: В 4 т. м., 1984. – Т.4

2.               Антология педагогической мысли христианского Средневековья. В 2-х т. М., 1994.

3.               Бордовская Н.В., Реан А.А., Педагогика. - СПб.: Питер, 2000. -304 с.

4.               Виннечук Л. Л  Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

5.               Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

6.               Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2-х т. – М., 1972, 1973.

7.               Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

8.   История педагогики. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII века. Ч. 1. Под ред. Пискунова А.И. - М.: Сфера, 1998. - 192 с.

9.   История педагогики. С середины XVII века до середины XX века. Ч. 2.

         Под ред. Пискунова А.И. -М.: Сфера, 1998. - 304 с.

10.  Коменский Я.А. Великая дидактика. См.: Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. .: Просвещение, 1967.

11.  Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. - М.:    Педагогика, 1982. -Т. 1. -656 с.; Т. 2., 576 с.

12. Константинов Н.А. и др. История педагогики. - М.: Просвещение, 1984.

13. Платон. Законы // Соч.: В3-х т. – М., 1972. – Т.3. – Ч.2.

14. Ушинский К.Д. Избранные педагогически произведения. - М.: Педагогика, 1974. Т. 1. - 534 с.; Т. 2. - 440 с.

15. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. – М.: Новая школа 1994.

16. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.