Тема 2. Развитие, воспитание и социализация личности.

 

Общая характеристика закономерности развития личности человека. Личность. Движущие силы развития личности. Классический тезис формирования личности человека. Развитие учащихся. Объективные основные факторы развития личности. Какие факторы наследуются или нет от рождения. Психолого-педагогические доминанты развития младшего, подросткового и старшего возраста. Возрастные особенности детей. Ведущая педагогическая идея. Условия и факторы развития. Влияние наследственности, среды на развитие воспитания.

 

1. Вопросы письменного задания:

   1.   Основная цель любой  системы образования……это – развитие личности обучаемого.

   2.  Развитие…… есть сложное поступательное движение,  в ходе которого  происходят прогрессивные и регрессивные  интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные  изменения в самом человеке ( Л.С. Выготский, 1984.)     

3.    Личность…… субъект общественных отношений, носитель социальных функций.

4. Индивидуальность ……-  характеризует то особенное, чем один человек отличается от  другого (характер, потребности,  способности).

   5. Развитие……. Это понятие, как правило, выражает динамический (количественный) аспект  качеств и свойств человека.

Развитие -  внутренне и внешне обусловленный  процесс количественных и  качественных  изменений способностей, свойств и  качеств человека.

 6.  Формирование…….  характеризует  содержательную сторону  воспитания.

  7.  Формирование …… - целенаправленный процесс, в результате которого человек приобретает  заранее определенные знания, умения, навыки и личные качества.

     8.    Социализация…… становление личности в результате воспитания, развития и взаимодействия с  окружающим миром. Иначе: интеграция личности в систему мировой и национальной культуры.

 

10.        В педагогике выделен ряд закономерностей развития личности в образовательном процессе…………..( Общие основы педагогики/ В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. М., 2006)

1. Закономерность. Развитие личности детерменировано внешними влияниями, но более всего зависит от внутренней детерминации, от   противоречий деятельности, отношений, позиций, оценок, истолкований, мотивов, устремлений. Чтобы стать фактором развития, внешняя  детерминация должна преломиться через внутреннюю позицию личности и выступать в качестве внутреннего побуждения.

       2. Закономерность. Развитие человека происходит в социальной ситуации развития (Л.С. Выготский) при особом сочетании внешних условий и внутренних  процессов, связанных с осознанием противоречий между необходимым и реально существующим уровнями развития, овладения деятельностью.

  3. Закономерность. Развитие личности обусловлено мерой его социальной активности, ее направленностью, продуктивностью ее результатов для самосовершенствования и преобразования мира вещей, природы и межчеловеческих взаимоотношений.

4. Закономерность. Развитие человека прежде всего определяется типом ведущей деятельности (игра, познание, учение , труд, самоопределение), под которой понимается такая деятельность, которая обуславливает важнейшие изменения в психических  процессах и психологических особенностях личности на данной стадии (А.Н. Леонтьев)

  5. Закономерность. Развитие человека в решающей степени зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует, а сами мотивы рождаются из понимания значимости результатов деятельности и недостатка информации, позволяющей найти ответ на поставленные или возникшие вопросы.  Реализуясь в соответствующих переживаниях, это противоречие образует мотивацию деятельности. (Д.И. Фельншейн)

11.  Человек как личность характеризуется……….

·              Развивающимся самосознанием,  которое  является основой формирования умственной активности и  самостоятельности личности в ее суждениях  и действиях;

·              Активностью – стремлением выйти за  пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить  сферу деятельности;

·              Наличием «Я-образа» - системы представлений  человека о себе,  которые обнаруживаются в самооценках,  чувстве самоуважения,  уровне притязаний и т. д.;

·              Направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей,  интересов, идеалов, убеждений;

·              Способностями,  свойствами и качествами,  обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности;

·              Характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, являющихся основой его поведения.

человек – биосоциальное существо, представитель  вида homo sapiens.

      12.   Философия рассматривает два фактора  формирования личности……. биологический и  социальный, а   обучение является не только  условием развития человека в целом, но и основой и средством его личностного развития. 

      13.   Педагогика из социальных факторов выделяет………… воспитание и рассматривает три фактора наследственность, среда и воспитание.

14. Социальная среда  подразделяется…….

         макросреда – мир, страна, общество, государство;

         мезосреда – национальность, религия, тип поселения, культурное окружение;

         микросреда - семья, коллектив, люди, непосредственно контактирующие с человеком. Очевидно, именно эта  среда  играет ведущую роль в становлении человека  (его социализации).

         Формирование  нравственно-мировоззренческих качеств происходит под  определяющим влиянием  социальных факторов. Влияние наследственности имеет место, но не является  предопределяющим.

15.        Личность – это проявление: … … (социальной сущности человека).

16.       Личность существует, проявляется и формируется: … …(в деятельности и общении).

17.       Движущими силами развития личности выступают противоречия: … … (новыми потребностями … и возможностями их удовлетворения; возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и уровнем развития личности).

18.       Классический тезис формирования личности человека … … (индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают).

19.       Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязанным направлениям: … … (биологическому, психологическому, социальному).

           20.  Объективные основные факторы развития: … … (наследственность, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитание (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности) собственной практической деятельности человека).   

   21.   Наследственность (генетический  фактор)…… предопределяет потенциал развития личности. Наследственность – это биологическая передача  определенных задатков человека от родителей к детям.

         Наследственно передается:

     - общечеловеческие признаки (способность  к прямохождению, труду, членораздельной речи, мышлении);

     - морфологические признаки (конституция тела, цвет глаз, волос);

     - некоторые физиологические особенности (группа крови, наследственные болезни);

     - особенности нервной системы (темперамент, социальные задатки).

22.         Современная педагогика  рассматривает развитие……  как постоянное взаимодействие  социального и биологического факторов. Но в разных сферах  развития личности роль этих факторов неодинакова.     

23.  В физическом развитии определяющую роль  играет……. наследственность, а среда создает  необходимые условия.

24. В развитии специальных способностей  пределы определяются……..  наследственностью, но для их  актуализации решающее  значение имеют среда и воспитание.

25.  Наследуют от рождения: … … (все свойства ЦНС - сила, подвижность,  иррадиация, биологические характеристики первой и второй сигнальных систем, музыкальный слух, острота зрения, задатки: математические, вербальные, кинестические, спортивные и др).

26. Не наследуются генетически: … … (социальные качества личности: речь, нравственность, трудолюбие, дисциплинированность).

27. Психолого-педагогические доминанты развития: … … младшего школьного возраста: … … (1) изменение социального статуса;

 2) перестройка в деятельности, учение;

3) внушаемость, подражательность, конкретность мышления).

28. Психолого-педагогические доминанты развития … …. подросткового возраста: … … (1) потребность во взрослом общении (чувство взрослости); 2) превращение общения в самостоятельный вид деятельности; 3) потребность в самоутверждении; 4) потребность снятия состояния неудовлетворенности; 5) потребность в активной познавательной деятельности; 6) потребность в половой идентификации).

  29.  Психолого-педагогические доминанты развития … … старшего школьного возраста: … … (формирование соматотипа: возникновение потребности любви, возникновение новой системы отношений с родителями: эмансипация, признание своего «суверенитета»).

30. Возрастные особенности детей проявляются: … … (в анатомо-физиологической перестройке организма, в психологических особенностях, в ведущем виде деятельности).

 31.  Каждый возрастной период характеризуется своей: … … (а) социальной ситуацией развития; б) ведущей деятельностью; в) возрастными новообразованиями).

  32.  Процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена  общества  называется: … … (социализация).

  33.  Сознательно - контролируемый процесс социализации называется: … … (воспитание).

34. Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: … … (создание ситуации успеха в значимых видах деятельности, формирование ценностных установок).

 

 

4.Творческие задания.

1.            Перечислите и переведите  конкретные примеры социальных и биологических факторов, влияющих на развитие личности.

2.             Смоделируйте на основе исторических знаний, художественной литературы и фильмов типы личностей, характерные для той или иной исторической эпохи.

3.             Какие возрастные периоды развития ребенка в психологии и педагогике вы знаете? Раскройте смысл основных новообразований и особенностей каждого возраста. Какое значение для педагога имеет знание этих особенностей?

4.            Дайте психолого-педагогическую характеристику знакомого вам ребенка с позиций новообразований возраста, в котором он находится, укажите, на что надо обратить внимание воспитателям: какие качества формировать, какие нейтрализовать, какие способы взаимодействия с ним наиболее целесообразны и т.д.

 

5. Литература.

1.            Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих. труды: В 2 т. М., 1992. Т.2.

2.            Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Избр. псих. труды: В 2 т. М., 1992. Т.2.

3.            Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.

4.            Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. / Пер англ. М., 1993.

5.            Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М., 1991.

6.            Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Методологические и теоретические проблемы педагогики. М., 1949.

7.            Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей М., 1980.

8.            Ушинский К.Д. Человек, как предмет воспитания. М., 1968.

9.            Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода к процессу воспитания школьников. М., 1983.