Тема 19. Основы педагогической деятельности и педагогического общения

 

Педагогическая культура. Портрет современного учителя. Педагогический такт. Профессиональное самосознание учителя. Педагогическая рефлексия. Виды учительской самооценки. Классификация учителей В.Н. Сороки – Росинского. Классификация учителей Я. Корчака. Типизация учителей по преобладающей направленности личности учителя. Содержание педагогической компетентности. Педагогические умения. Этапы развития педагогического профессионализма. Термин «общение». Педагогическое общение. Структура общения. Функции педагогического общения. Качества личности учителя. Свойства педагогического общения. Барьеры восприятия в общении. Стили общения.

1.       Вопросы письменного задания по теме:

1.Когда возникла надобность  в профессии педагога?........ профессия педагога известна еще в самые ранние периоды общественного устройства, когда возникла надобность воспроизводства материальной и духовной культуры людей. 

2. К какой группе относится педагогическая профессия……….    В настоящее время педагогическая профессия относится к группе профессий  «человек-человек» (по классификации профессий Е.А. Климова), предметом которых являются действия по совершенствованию и формированию сознания, характера и поведения молодежи.

        3.  Педагогическая деятельность…….. – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для обучения, воспитания и свободного развития воспитанников.

      4.   Спецификой педагогической деятельности…………. является субъект - субъектный характер взаимодействия педагогов и воспитанников.

  5.  Предметом труда педагогов …………является содержание образования и воспитания.

6.  Формами педагогической деятельности являются…….. обучение, воспитание, управление и педагогическое общение.

 7.  Что  осложняет работу педагога……………

1.       Цель деятельности задана извне, обществом.

2.       Содержание известно, заранее предложено в форме стандартов, учебников, программ воспитания.

3.       Направлена на отдельную перспективу жизни молодежи.

4.       Объект (субъект) воздействия – непредсказуем.

5.       Автономность низкая среди других факторов.

6.       Достоверность и результативность трудно поддаются проверке.

7.       Педагогическая деятельность имеет………………. следующую логическую структуру:

- целеполагание, стимулирование и мотивация, побуждающее учащихся к сотрудничеству и исполнительности, диагностика потенциальных возможностей содержания, условий и самих воспитанников, проектирование предлагаемой формы, методов и содержания работы, организация процесса, коммуникация и управление, коррекция с учетом возникающих преград и отклонений, анализ и оценка воспитательного влияния на учащихся.

8. Успешная реализация этой деятельности зависит…….. от владения педагогом следующих умений:

1.       Познавательных, позволяющих педагогу выявлять потенциальное влияние содержания, методов и форм работы на воспитание и развитие учащихся;

2.       Проектировочные, позволяющие рационально распределять предлагаемое содержание по этапам работы.

3.       Конструктивно-технологические, позволяющие эффективно реализовать методы, формы и средства педагогической деятельности.

4.       Организационно-управленческие, позволяющие создавать благоприятные условия взаимодействия и взаимопонимания учащихся.

5.       Аналитические, позволяющие оценить эффективность или причины неудач возникшие в ходе работы.

9. В зависимости от уровня мастерства владения педагогической деятельности выделяют педагогов……….. практиков, мастеров, методистов, новаторов, исследователей.

       10.  Стиль деятельности педагога………… – устойчивая система способов, приемов, проявляющиеся в разных условиях осуществления деятельности.

Стили педагогической деятельности группируются на  три общих вида…………..

- демократический (коллегиальный) стиль – ученик и учитель партнеры;

-       авторитарный (директивный) стиль - ученик объект педагогического воздействия;

-       либеральный стиль(разрешительный) – учитель передает инициативу решений ученикам.

    11.  Стили  общения педагога с учащимися можно группировать и следующим образом………….. общение на основе увлеченности; общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание. Все виды общения можно определить как две разновидности – монологическое общение и диалогическое общение.

Педагогическая культура рассматривается………… и как высокий уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей педагога. ПК включает в себе компоненты:

   1.  Аксиологический компонент включает культуру: умственного труда (чтения, письма, исследований); нравственную (в поступках, поведении, суждениях); правовую (долг, мнение, правила, обязанности); приоритета общечеловеческих ценностей (жизнь, добро, красота, истина) и т.д. 

 2.  Технологический компонент ПК – план, стиль, такт, голос, жест, взгляд, поза, дистанция и т.д.

 3. Эвристический компонент ПК – осознание реального смысла и цели, умение составлять программу, владение формами и методами воздействия и взаимодействия, импровизации, оценка способностей и качеств людей, творческий рост и т.д.

 4. Личностный компонент ПК  - правила служебного этикета, внешний вид, физическая форма и т.д.

        13. Исходя из профессиональной компетентности, к педагогам предъявляется ряд требований:……………. социокультурных, методических и личностных.

15. К социокультурным относятся: широкая образованность, общественная активность, общее развитие и эрудиция, толерантность отношений с людьми. К профессионально - методическим относятся: глубокие знания наук, лежащих в основе профессии, владение методикой их изучения, владение различными способами понимания мира, стремление к самосовершенствованию. К личностным требованиям относятся: гуманность, терпеливость, педагогический оптимизм, открытость поведения и расположенность к сотрудничеству.

         Принципы и идеи сотрудничества педагогов с воспитанниками:…………..

1.           взаимодействие без принуждения;

2.           ориентация на успех и ответственность;

3.           движение от детали, опоры;

4.           совершенство приемов усвоения и запоминания;

5.           идея опережения;

6.           соответствие формы содержанию;

7.           идея свободы выбора;

8.           идея трудной цели;

9.           идея самоанализа;

10. создание интеллектуального фона;

11. личностный подход.

 

Квалификация педагога…..это  профессиональная готовность педагога, позволяющая ему выполнять трудовые функции.

        Компетенция педагога – владение учителем необходимыми знаниями, умениями, ценностными ориентациями и профессионально активной позицией.  

    Компетенция ( от лат. competentia – достигаю, подхожу) – это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность будущего специалиста к осуществлению профессиональной деятельности в любой ( в том числе нестандартной) ситуации. Компетенция – способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области деятельности.

  Компетентность- это совокупность сформированных компетенций, составляющих систему профессионализма специалиста в общем или в определенной области деятельности.

     Назовите 10 этических правил для учителя на основе принципа «Не навреди!»: … … (1) не унижайте своих учеников, а чаще отмечайте их достоинства и успехи; 2) не конфликтуйте с учениками, а приобщайте их к сотрудничеству и сотворчеству; 3) не жалуйтесь на учеников их родителям, а ищите выход из любой самой сложной ситуации; 4) не относитесь предвзято негативно к своим ученикам; 5) не разглашайте секретов ваших учеников, если они их вам доверяют; 6) не перегружайте учеников непосильным для них заданиями и задачами; 7) не исключайте того, что в некоторых ситуациях ученики оказываются умнее вас; 8) не спешите ставить ученику двойку, не заинтересовав, не проявив усилий научить его; 9) не ищите для всех раз и навсегда установленных требований, а действуйте с учетом ситуации и конкретного ученика, т.е. творчески; 10) не обольщайтесь, каких бы педагогических успехов вы не достигли. Помните, что у вас всегда есть резервы для творческого саморазвития).

2.Какова динамика педагогического общения: … … (соответствующая логике педагогического процесса (замысел, воплощение замысла, анализ и оценка).

3.Какие стадии педагогического общения вам известны: … … (1) моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап); 2) организация непосредственного общения (начальный период общения) – «коммуникативная атака»; 3) управление общением в педагогическом процессе; 4) анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи).

4.Мы разделяем мнение Н.В. Кузьминой, согласно которому педагогическая деятельность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий задачу накопления и получения новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы; проектировочный, связанный с проектированием целей преподаваемого курса и путей их достижения; конструктивный, включающий действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организаторский, решающий задачу реализации запланированного; коммуникативный, включающий действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектом и объектом педагогического процесса.

1. Дайте характеристику общению: … … («общение – это сложные и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание другого человека»).

2. Педагогическое общение - … … (это профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе, развивающееся в двух направлениях: организация отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе).

1.  Опишите стороны структуры общения: … … (коммуникативная сторона, интерактивная, перцептивная).

2.  Какие функции выполняет общение: … … (1) «открытие» ребенка на общении – признано создать комфортные условия на уроке, в классе: а) выбор пластической позы, б) подача информации с позиции «мы», в) установление личного контакта; 2) «соучастие» ребенка в процессе общения: а) демонстрация расположенности; б) проявление интереса; в) оказание помощи; 3) «возвышения» ребенка: а) принятие ребенка как данности; б) просьба о помощи; в) поддержание оптимистического рубежа.

3.  Назовите качества личности учителя, значимые для продуктивного общения: … … (глубокое знание психологии другого человека; социальная установка на человека; безусловное принятие ребенка – принцип предвосхищающего уважения; общение обеспечивают развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, интуиция, воображение; воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать – готовность к эмпатии; личностные черты и индивидуально-психологические особенности; самопознание и самооценка, педагогическая рефлексия; коммуникативные умения – умения вступать в общение, владение техникой общения; речевое развитие; педагогическая интуиция).

4.  В каких направлениях необходимо развивать свойства педагогического общения: … … (умение заставить слушать себя с интересом и вниманием; умение слушать других с вниманием, интересом, участием, не отвлекаясь от собеседника; сочетать в педагогической деятельности рациональное и эмоциональное, разум, чувства; умение создать атмосферу требовательности, доброжелательности и доверия, умело сочетать воспитательные и учебные задачи).

5.  Существуют некие барьеры в общении: … … (1) эффект ареола – «Она отличница, такая милая девочка, и я сомневаюсь, что она могла совершить столь дурной поступок» - ранее сложившееся представление мешает по-настоящему понять человека; 2) эффект первого впечатления – внешность обманчива; 3) эффект первичности – придание большого значения первичной информации о воспитаннике или группе: «Это ужасный класс! Как вы согласились в нем работать?»; 4) эффект новизны – принятие более поздней информации при оценивании; 5) эффект проекции – приписывание своих достоинств приятным воспитанникам и своих недостатков – неприятным; 6) эффект стереотипизации – использование устойчивого образа человека. Приводит к построению неточного образа: «Он из неполной семьи? Наверняка хулиган и трудновоспитуемый»).

6.  Стиль общения - … … (это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с воспитанниками).

7.  Дайте стили педагогического общения и их характеристику: … … (общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-устрашение, общение-заигрывание).

8.  Что относится к ведущим признакам педагогической коммуникабельности: … … (1) потребность в общении с детьми; 2) его положительная эмоциональная тональность; 3) доминирующее переживание чувства удовлетворения им; 4) взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся); 5) понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты; 6) конструктивное разрешение межличностных противоречий; 7) гуманизм и демократизм общения; 8) эстетика общения).

 

 

 

2. Литература.

1.  Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавания в высшей школе. М., 1993.

2.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н / Д, 1997.

3.  Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.

4.  Какн-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.

5.  Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. СПб., 1995.

6.  Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

7.  Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

8.  Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.

9.  Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.

10.                     Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1993.

11.                     Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

12.                     Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений /И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М.6 Просвещение, 1989. – 302 с.

1. Березовин Н.А., Проблемы педагогического общения: Учебно-педагогическое пособие. Мн.: Изд. Университетское, 1989.

2. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М.: Педагогика, 1988.

3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд. Моск. ун-та, 1975.

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.

5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. М.: Российск. пед. агенство, 1995.

6.    Загвязинский И.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Просвещение, 1987.

7. Как-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1986.

8. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1990.

9. Левитан К.М. Культура педагогического общения: Уч. пособие. Иркутск, 1985.

10.                    Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.: Педагогика, 1984.

11.                    Педагогический поиск // Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988.

12.                    Страхов И.В. Психология педагогического общения. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1980.

13.                    Чечет В.В. Умеем ли мы общаться с детьми. Мн.: Нар. асвета, 1987.

1.    Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии: … …

5.Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии: … … (……………………………….)