Тема 16. Семья, как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития личности.

 

Семья как социальный институт. Социальные проблемы современной семьи. Функции семьи. Типы семей. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Сущность семейного воспитания. Особенности семейного воспитания. Негативные и позитивные факторы семейного воспитания. Принципы условия. Стили семейного воспитания. Аномальные стили семейного воспитания. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи, школы и социума. Принципы общения семьи и школы. Функции школы в работе с родителями.

 

1.Вопросы письменного задания по теме:

 

1.       Дайте определение семьи - … … (семья – малая, социально-психологическая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью).

2.       Причины снижения воспитательный потенциала семьи: … … (резкое расслоение общества; недостаточная помощь государства; изменение традиционных ролей членов семьи, особенно женщины; рост количества неполных семей (разводы, внебрачные семьи, вдовства); повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные, беженцы); насилие в семье, появление нетрадиционных видов семей).

3.       Функции семьи … … (репродуктивное продолжение рода, хозяйственно-экономическая, воспитательная, социальная, психотерапевтическая, рекреативная, регулятивная, фелицитологическая).

4.       Воспитательный потенциал семьи зависит: … … (от состава семьи, материальных условий жизнедеятельности, социального статуса родителей).

5.       Семейное воспитание - … … (целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении, личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с ценностями семьи и общества).

6.       Особенности семейного воспитания, интимность, относительная замкнутость и общение людей разного возраста… … (это органическая связь с жизнедеятельностью ребенка, непрерывность и длительность воздействия).

7.       Негативные факторы семейного воспитания: … … (безнравственность, авторитаризм или безграничный либерализм, бездуховность родителей).

8.       Принципы семейного воспитания: … … (……………………………….)

9.       Стиль семейного воспитания: … … (отношение родителей к ребенку, характер контроля над его действиями, способ предъявления требований, формы поощрения и наказания.).

10.       Какие основные стили семейного воспитания выделяются: … … (демократический стиль семейного воспитания и контролирующий стиль).

11.      Какие выделяют аномальные стили воспитания  исследователи (А.Е.Личко, Г.Г.Эйдемиллер) … … (1) гипопротекция: недостаток опеки и контроля; 2) доминирующая гипопротекция: обостренное внимание и забота о ребенке сочетаются с мелочным контролем; 3) потворствующая гипопротекция: воспитание по типу (кумир в семье, потакание всем желаниям в семье); 4) эмоциональное отвержение).

12.       Принципы общения семьи школы: … … (сотрудничество, взаимодействие, взаимодоверие, взаимоуважение, взаимопомощь и взаимоподдержка).

13.       Какие школы выполняют функции в работе с родителями: … … (1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса; 2) психолого-педагогическое посещение и образование родителей).

 

2.     Творческие задания:

1.                Назовите методические правила взаимодействия школы с семьями воспитанников. Подумайте, почитайте соответствующую литературу и добавьте еще другие правила.

2.                Разработайте наиболее привлекательную форму взаимодействия семьи и школы совместно с классным руководителем класса, где вы проходите практику, и попробуйте ее.

3.                Какие учреждения дополнительного образования, социальные, психолого-коррекционные и досуговые центры расположены в районе вашей школы? Ознакомьтесь с совместной деятельностью детей и родителей одного из них. 

3. Литература.

1.                           Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. – М., 1993.

2.                           Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. – М., 1990.

3.                           Бестужев – Лада И.В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением. – М., 1988.

3.    Васильева А.К. Структура семьи. М., 1988.

4.    Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М., 1991.

5.    Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

6.    Зацепин В.И. и др. Молодая семья. – Киев, 1991.

1.  Игошев К.Е., Миновский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.

2.  Капаралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.

9.   Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник. М., 2000.

10.   Каптерев П.Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения. – С-Пб, 1915.

11.   Корчак Я. Как любить детей. – М., 1992.

12. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.

13. Мантейчек Зденяк. Родители и дети. – М., 1973.

14. Минтоян А.А. Потребительское поведение семьи. – М., 1990.

15. Мудрость воспитания: Книга для родителей. – М., 1989.

16. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. -  М., 2003.

17. Отец в семье: Книга для родителей. – М., 1970.

18. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981.

19. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. – М., 1987.

20. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1977.

21. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. – Минск, 1982.

22. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. – М., 1993.

23. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. – М., 1997.