Тема 15. Коллектив, как объект и субъект воспитания.

 

Формирование личности в коллективе - ведущая идея социализации человека (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

Основные признаки и определение детского коллектива. Сущность, структура и основные функции детского коллектива.

Этапы развития коллектива (основные признаки, функции организатора и степень влияния на отдельного ученика).

Виды детских коллективов. Проблемы управления и самоуправления в детском коллективе.

Психологические теории коллективного и группового влияния на личность.

Социально-педагогические эксперименты воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, И.П. Иванова).

Противоречия коллективного и личностно-ориентированного воспитания.

 

1.       Вопросы письменного задания по теме:

1. Как определил сущность коллектива А.С. Макаренко: … … («коллектив – это живой социальный организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»).

2. Коллектив – это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для  их достижения.

Дайте определение детскому воспитательному коллективу: … … (это объединение школьников, имеющих общие социально  значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями).

    …………. Воспитательный коллектив – это такое объединение учащихся  жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью,  ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Какое  развивающее влияние оказывает группа на ребенка……….:

   Во-первых, благодаря взаимному обмену информации, группа создает условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию интеллекта ребенка;

 Во-вторых, группа – это богатейшее поле эмоционального напряжения, где переплетается удивительное многообразие эмоциональных проявлений индивидуальностей, где субъект черпает эмоциональный опыт;

В-третьих – в групповом взаимодействии ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна.

В –четвертых, в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими сверсниками, «Я» и познает самого себя в таком сопоставлении с другими;

В- пятых, группа создает и предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно, соответствует его спасобностям.

Он означает социальную группу общих ценностных ориентаций и совместной деятельности. Групповая форма организации воспитания в школе получила название коллективной. Воспитание в духе коллективизма стало ведущим принципом педагогики Советского периода, а формирование коллектива – целью воспитательной работы. При социалистической системе воспитания утверждалась ведущая роль коллектива в воспитании. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование – главной задачей школы. Сегодня когда осмыслено прошлое ясно, что попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрошенными.  Отсюда вывод: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя только коллективизм и ущемляя при этом развитие индивидуальности.  Педагогику интересуют вопросы создания коллектива и использования его возможностей для всестороннего развития личности, т.е., как инструмента для целенаправленного влияния на личность не непосредственно, а опосредованно через коллектив.

 Современная концепция воспитательного коллектива(Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.  Детский коллектив является средством достижения стоящих пред обществом задач, а для ребенка он выступает своеобразной средой обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Кто из педагогов  оказал вклад в разработку теории и практики коллектива………….. особо весомый вклад внес А.С. Макаренко

3. Какие характерные черты имеет детский коллектив: … … (а) постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив); б) включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий; в) формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочение коллектива; г) выработка правильного общественного мнения; д) появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе; е) организация действенной работы органов самоуправления; ж) мажорный стиль жизни детского коллектива: 1.постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию, 2. ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива 3. дружеское единение его членов; 3. ощущение защищенности  4. привычку к торможению, сдержанности в эмоциях и словах).

4. Назовите функции коллектива: … … (организационная (кружки, клубы, спортивные секции); воспитательная (выработка привычек, ценностей, воли, характера, отношение к себе и миру); стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем…).

21.                     Какие виды и структуру коллектива вы знаете: … … (1) первичный коллектив – это группа детей, находящихся в непосредственном общении, в деловом, бытовом, эмоциональном контакте; 2) вторичный коллектив – малые, первичные коллективы; могут объединять различные по составу, направлению работы малые группы (коллективы школ, лагерей отдыха…).

22.                     Дайте определение коллективистским отношениям: … … (отношения между членами коллектива, определяемые тем, как они относятся к общим целям и делу коллектива и какие ценности, нравственные нормы регулируют их жизнь).

23.                    Определите главный закон воспитания в коллективе А,Макаренко: … … (закон параллельного действия – в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения. Педагог воспитывает косвенно через коллектив).

24.                    Каково условие движения коллектива вперед: … … (наличие целей, социально и личностно значимой деятельности для всех членов группы).

25.                    Коллектив как специально организованное объединение формируется не сразу, Первая Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Методика создания коллектива базируется на двух вещах:

Во – первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность;

Во торых , необходимо организовать и стимулировать таким образом, чтобы сплачивала и объединяла.

 

26.                    Назовите методику организации детского коллектива: … … (1) педагогические требования, а ныне утверждение социально ценностных норм жизни группы; 2) коллективная деятельность, единый результат которого достигается усилиями каждого члена группы воспитания ученического актива; 3) организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественной, эстетической, спортивно-оздоровительной деятельности; 4) формирование здорового общественного мнения; 5) самоуправление, а ныне демократические основы руководства жизнедеятельностью; 6) создание и развитие положительных традиций; 7) расширение и углубление межличностных отношений в группе, содейство высокому статусу в группе).

27.                    Раскройте, как изменились педагогические взгляды на роль коллектива воспитания личности. Проанализируйте высказывания о коллективе и выразите свое отношение к ним:

 

2. Литература.

1.                   Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.

2.                   Иванов И.П. Воспитывать коллективистов: из опыта работы. М., 1982.

3.                   Коротов В.М. Самоуправление школьников. М., 1976.

4.                   Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988.

5.                   Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М., 1977.

6.                   Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: книга для учителей по психологии ученического коллектива. – М., 1988.

7.                   Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива // Избр. пед. соч. 3-х т. М., 1981. Т 3.

8.                   Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.

9.                   Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.