Тема 14. Методы, средства и формы воспитания.

 

Форма воспитания в широком смысле: воспитание в процессе обучения, воспитание во внеклассной и внешкольной работе, воспитание в семье.

Характеристика форм воспитания и их классификация:

-массовая работа (праздник, слет, митинг, шествие, собрание, вечер, дискотека, КВН и т.д.);

-групповая работа (беседа, доклад, экскурсия, культпоход, конкурс, выпуск газеты и т.д.);

-индивидуальная работа;

-клубная работа (общества и клубы по интересам, кружки, секции);

-комплексные формы (дни, недели, декады, месячники, посвященные определенным темам и т.д.).

Методы и приемы воспитания. Классификация методов воспитания:

-методы педагогической диагностики; выбор методов воспитания.

-методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, конференция, диспут, пример и т.д.); метод соревнования;

-методы организации деятельности и поведения (требование, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций и т.д.);

-методы стимулирования поведения (поощрение, наказание, соревнование);

-методы контроля и оценки поведения (наблюдение, беседа, опрос, изучение школьной документации и работ учащихся, рейтинг, социометрия).

Приемы воспитания: созидающие, динамики чувств, скрытого воздействия, накопления опыта поведения, тормозящие, вспомогательные.

Методы самоопределения личности ребенка.

Средства воспитания в широком смысле - виды деятельности школьников в воспитательном процессе (познавательная, общественная, социально ориентированная, трудовая, художественная, спортивная).

Средства воспитания в узком смысле - объекты и предметы окружающей действительности, используемые в воспитательном процессе (книги, кинофильмы, компьютеры, произведения искусства, театры, музеи, выставки, памятники природы и т.д.).

 

1.Вопросы письменного задания по теме:

1. Что такое метод воспитания: … … -1.  совокупность наиболее общих способов  осуществления воспитательных взаимодействий, способов решения воспитательных задач

2.  (это модель организации деятельности педагога и воспитанников, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и к самому себе. (Педагогика: Учеб. для студ. пед.вузов и пед.колледжейод ред. П.И.Пидкасистого. М., 2002.С.551). Другими словами, метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной, в отличие от метода вохдействия, не на получение сиюминутной реакции воспитанника, а на формирование у него позитивного отношения к окружающему миру и к себе как части этого мира, определенных качеств, заданных целями воспитания или самовоспитания). С точки зрения того, что отношения к окружающему миру могут выступать в трех формах (рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной), система М.,   которые включает три основные группы методов воспитания…

Аетоды убеждения направленные прежде всего на рациональную сферу отношений которые могут быть разделены на 4 группы :

-информационные(учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и зле, истинности  и ложности, прекрасном и безобразном)-лекция, рассказ, разъяснение

-поисковые(учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное)этическая беседа, анализ воспитывающей ситуации

-дискуссионные(учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и других проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу) дискуссия – коллективное обсуждение какой-либо заранее объявленной проблемы или круга вопросов с целью нахождения правильного ответа. В ходе реализации каждым желающим права высказать свою точку зрения у него формируются умения рассуждать, доказывать, формулировать проблему и т.п.; диспут - спор, путь мобилизации активности воспитанника для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Важно, чтобы вопросы вынесенные к  обсуждению, содержали значимую проблему для студентов, по настоящему волновали, звали к открытому, искреннему разговору. Темы диспута: «Надо ли любить всех»; «Быть или слыть»; «Как понимать слова Л.Н. Толстого – «Спокойствие – душевная подлость»; «Мой путь к карьере»; «Что есть истинная красота»; «Кто счастливее – здоровый нищий или больной король»; «Хочу быть президентом»; «Что такое красота в моде, жизни, в искусстве»; «Если твоя правда несет зло»; «Настоящая дружба, как ты ее понимаешь»; «Воспитанные ли мы люди»; «Можно ли изменить граждан в гражданском обществе»

-взаимного просвещения (понятие  о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстниковто доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества,рукописные альманахи, стенгазеты)конференция,коллетивное обсуждение книг, спектаклей.

-Методы формирования социального опыта, организации жизни и деятельности учащихся, призванные воздействовать на поведенческо деятельностную сферу формирующегося отношения с целью научить школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов (педагогическое требование; приучения; упражнения; создания воспитывающей ситуации, пример) метод естественных последствий, педагогический взрыв самовоспитания, пример

-методы возвратно-оценочные (стимулирующие)….направлены на регулирование через эмоционально волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанникатимулирование положительных и сдерживание, нейтрализация отрицательных(одобрение и осуждение, поощрение и наказание)

- Методы самовоспитания

1. Какие специфические особенности имеет воспитательная работа: … … (1) свободно избираемая форма жизнедеятельности школьника; 2) личностная ориентированность; 3) воспитательная работа школы становится главным средством ориентации школьников на подлинные духовные ценности; 4) это система, предполагающая целенаправленное воздействие на все сферы личности школьника, разносторонне и гармонично развивающая их).

2. Как может воздействовать воспитатель на воспитанника: … … (1) «воздействовать» на ребенка, и тогда маленький человек будет представляться ему мягким воском; взрослый будет ждать от своего воздействия немедленного следа в поведении подопечного; 2) «противодействовать», т.е. искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами; 3) «содействовать», значит помогать; 4) «взаимодействовать», т.е. сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руке»).

3. Как осуществлять личностно – ориентированной воспитание: … … (1) полюбить своих учеников – значит не гладить их по голове, а настраивать себя на доброжелательно- доверительное взаимодействие с ними; 2) стремитесь в любой ситуации понять своего воспитанника, его цели, мотивы, поступки; 3) помнить, что каждый ваш ученик – это уникальная личность со своими особенностями, амплитуда которых имеет свойство сильно меняться; 4) помните, что каждый ученик в чем—то, но талантлив; 5) если ученик совершил самый отвратительный поступок, то дайте ему шанс исправиться, не будьте к нему злопамятны; 6) ни в коем случае не сравнивайте детей друг с другом, а ищите в каждом ученике «свои точки роста»; 7) помните, что взаимная любовь с учениками идет от взаимопонимания, от сотрудничества в сотворчеству; 8) ищите и дайте каждому ученику возможность самоутвердиться, самореализоваться; 9) прогнозируйте, проектируйте, стимулируйте творческое саморазвитие каждого ученика; 10) не бойтесь искренне восхищаться и гордиться своими учениками).

4. Выбор методов воспитания зависит: … … (от цели воспитания; ведущего типа деятельности; содержания и закономерностей воспитания; конкретных задач и условий их решения; возрастных, индивидуальных и половых особенностей воспитанников; воспитанности (воспитуемости), мотивации поведения; определяющими условиями выступают индивидуальные особенности воспитателя как личности и уровень его профессиональной компетенции).

5. Какую задачу выдвигает перед воспитателем личностно-ориентированная педагогика: … … (помочь ребенку стать субъектом деятельности, общения, жизнетворчества).

6. Каковы возможности метода соревнования: … … (1) оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы; 2) способно проявить способности детей; 3) соревнование оплачивает детей, развивает дух коллективизма, укрепляет дружбу).

7. На каком воспитательном механизме построен метод поощрения: … … (переживании ребенком радости, счастья, гордости, удовлетворения (собой, сделанной работой, товарищами).

8. В чем заключается секрет настоящего воспитателя: ... .. (они обладают непререкаемым личным авторитетом. Дети попадают под обаяние их личности настолько, что никакие особые поощрения не нужны, достаточно взгляда, прикосновения, обращения по имени, а поручение вообще воспринимается как особая награда).

9. Что такое форма воспитательной работы: … … (это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса). Особенность педагогической стратегии по развитию  воспитания  заключается в постоянной корректировке реальной социальной ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка и его семьи, и педагогической ситуации, заключающей в себе прогностический элемент подготовки поколения к новому историческому  этапу жизни общества. 

10. От чего зависит форма, как часть процесса воспитания и формы воспитания: … … (а) целей, содержания, методов и одновременно обуславливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. А формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы).

11. По каким особенностям классифицируются формы: … … (а) по количеству участников: индивидуальные (- беседы), групповые (- кружок), массовые (- несколько классов, школа, район); б) по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н. Е. Щуркова); в) по методу воспитательного воздействия: словесные (- собрания, лекции, радиожурналы), практические (- походы, экскурсии, субботники), наглядные (- музеи, выставки, витрины, стенды).

12.   Общественное (профессиональный и непрофессиональный уровни) и семейное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей – успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

13. Основным содержанием воспитания становится обеспечение процесса социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки. 

14. На какие три группы делятся формы воспитательной работы: … … (1) формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, митинги, часы классных руководителей), 2) познавательные формы – это экскурсии, фестивали, информации, тематические вечера; 3) развлекательные формы – утренники и вечера).

15. Какие типы форм воспитательной работы со школьниками вы знаете: … … (словесно-логическая форма – рациональное слово, убеждение словом; образно-художественные формы – совместные переживания, преимущественно социально-нравственные, эстетические; в трудовых формах – различная деятельность, любой труд, в том числе и общественно полезная деятельность; игровые формы – игра, совместный отдых, содержательное развлечение, спортивные игры, познавательные, соревновательные, конкурсные, средством которых являются слово, образ, глубокие эмоции, работа; психологические формы, средством воздействия которых являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, групповой и индивидуальной психотерапии: лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации).

16. Какие действия воспитателя при осуществлении методов воспитания вам известны: … … (определение темы, задач, формы мероприятия; предварительный сбор материала, если того требует содержание дела; планирование, т.е. определение содержания и последовательности дел; подготовка участников: объявление, стенд, предварительная беседа; проведение дела – обратить внимание на композицию, оформление, помещения, роль гостей, окончание; анализ и самоанализ педагога).  

17. Назовите современную идейную основу развития воспитания как общенациональной системы…. Базисными идеями развития воспитания детей являются:

- идея социально-педагогической солидарности, которая означает солидарное единение общества на основе выстраивания тактики педагогически выверенных взаимоотношений структур гражданского общества и властных структур в правовом поле демократического государства. Эта солидарность выступает стратегическим фактором развития воспитания детей, предусматривает  совпадение  (взаимопринадлежность) личностных, общественных и государственных интересов в ориентации личности на социально-полезную деятльность как образ жизни

- идея социального партнерства как высшей формы взаимодействия гражданского общества и государства, действующих согласованно в достижении общей цели – создании и развитии общего пространства государственного, общественного и семейного воспитания, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающих поколений.

- идея межсекторного взаимодействия,  направленного на выстраивании общенациональной системы воспитания в либеральную рыночную модель общественного реформирования, в значительной степени базирующуюся на инициативе и самодеятельности граждан. Инициативные общественные объединения могут стать частью системы социального партнерства в реализации общенациональной программы развития воспитания при условии значительно большей их поддержки институтами государства и гражданского общества.

- идея проектирования и построения педагогически целесообразных в отношений  в  социуме, использования в практике форм и технологий, основанных на фундаментальных педагогических закономерностях и принципах,  способствующих личностному  развитию, самовоспитанию, социальной и профессиональной адаптации человека, сохранению его нравственного и физического здоровья, созданию комфортной среды обитания в социуме.

 

2. Литература.

 

1.     Вентцель К.Н. Культура и воспитание. М., 2000.

2.     Воспитание молодежи на общечеловеческих нравственных ценностях.   Р-н, 2000.

3.     Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.

4.     Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания // Избр. пед. соч.: В 2-х т. М., 1977 – Т.1.

5.     Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: В 8 т. Т. 1. М., 1983.

6.     Мехонцева Д.М. Научное обоснование теории воспитания как управления формированием личности. Красноярск, 1998.

7.     Сидуркин А.М. Методы воспитания // Магистр. – 1992. - № 1.

8.     Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2003.

9.     Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975.

10.    Титова Е.В. Если знать, как действовать: разговор о методике воспитания. М., 1993.