Тема 12. Цели, задачи и содержание воспитания.

 

  Цель воспитания как педагогическая проблема. Определение понятия цели воспитания. Проблема цели воспитания и идеалов в истории педагогики. Причины несостоятельности сложившихся воспитательных систем. 

Современные концепции воспитания (гуманистической альтернативы, парадигмальный подход, личностного развития, личностной ориентированности, аксиологического воспитания, свободы индивидуальности, воспитания человека культуры, диалога культур в личности и др.).

Основные теоретико-методологические предпосылки к решению проблемы определения цели воспитания. Задачи воспитания на современном этапе.

Различные подходы к сущности и воспитанности человека: натурфилософский, антропоцентрический, социоцентрический, теоцентрический, рационалистический, релятивистский и целостный.

Основные направления воспитания: формирование гражданственности и мировоззрения, умственное, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитания.

Условия адекватности учебно-воспитательной работы школы основным направлениям воспитания и современным концепциям цели и содержания воспитания.

Идеал совершенного человека в этнопедагогике народов России. Намус как этическая основа идеала в воспитании народов Дагестана. Образ идеального человека.

 

a.         Вопросы письменного задания:

1. Кто определяет цель воспитания…………Государственный заказ и общественный запрос в программном варианте трансформируются в цель воспитания, которая определяет лишь его идеальный результат, для достижения чего необходимо выстраивание содержания воспитания как возможного в действительности.

1.  Какую идеальную модель можно предложить в условиях переходного периода: … … (1) формирование жизнеспособной, творчески ориентированной индивидуальности; 2) личность, способная строить жизнь достойную человека; 3) подготовка личности к жизни и функционированию в обществе на благо самой личности и общества).

2. В чем проявляется воспитанности - … … (в воспитанности личности, т.е. не только знания норм поведения, не только соблюдение, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действия поступков).

1.                 Что такое цель воспитания: … … (это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлены действия человека или группы людей; предполагаемый идеальный результат деятельности).

2.                 В каких правовых документах отражены цели воспитания: … … (в Конвенции о правах ребенка (1989г.), Международной декларации прав ребенка (1959г.), в Закон РФ «Об Образовании»; законодательно закреплена цель воспитания).

3.                 Цель воспитания: … … (способствовать разностороннему развитию личности школьника, т.е. создать все условия для самореализации личности в обществе).

4.                 Какой характер имеет цель воспитания: … … (конкретно – исторический характер).

5.                 Созданием образа идеального человека является: … … (внутренней потребностью любой культуры, любой религии).

6.                 Кто задает цель  воспитанию и самовоспитанию: … … (идеальный образы героев  достойных  и мудрых людей. Они  служат неким образцом, с которым соизмеряется реальное  поведение людей).

7.                 Идеал человека: … … (это высший эталон, призванный нравственно   определять и  направлять поведение людей. Вполне естественно, что идеальные человеческие качества определяются более широкой системой общественных идеалов своего времени. Идеал совершенного человека, так или иначе, воплощает систему господствующих нравственных высших норм, правил поведения, которые и выступают критериями нравственного поведения).

8.                 Что означает слово «намус»: … … (означает честь, совесть, порядочность. Эти общие моральные устои, переходящие от поколения к поколению, делали народ единым).

9.                 В чем фиксируются что сложилось  в жизни, менталитете народа или провозглашено различными способами как норма: … … (в  многообразных аспектах целей воспитания).

10.            Идеалы воспитания традиционной русской характеристики личности: … … (умница и красавица).

11.            Какие условия оказывают влияние на национальном идеале  совершенной личности зависит: … … (1) исторические условия; 2) своеобразия условий жизни народа).

12.            Нравственные  ценности, признанные всеми народами: … … (ум, трудолюбие, честность, храбрость, великодушие, доброта).

13.            Раскройте различные подходы к концепции, взгляды и мнения классиков педагогической науки по целям воспитания  Я.А. Коменского,    Дж. Локка, К. Гельвеция, Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, Э. Канта, И. Гербарта, К.Д. Ушинского: … …  (Я.А. Коменский – «воспитание направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание); управление собой   (нравственное воспитание);   стремление к Богу (религиозное воспитание)»,  Дж. Локк – «сформировать джентльмена – человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно». К.Гельвеций – «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан …. здравомыслящих и чувствующих людей … сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального». Ж.Ж.Руссо – «жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника); он будет … не судьей, не солдатом, не священником: он будет, прежде всего, человеком». И.Песталоцци – «развить способности и дарования человека». К.Д. Ушинский «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями»).

14.            Назовите основные задачи воспитания на современном этапе: … … (1) философско-мировоззренческая подготовка к школе; 2) приобщение учащихся к системе культурных ценностей; 3) выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка; 4) формирование общечеловеческих норм гуманистической морали; 5) развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценки и саморегуляции поведения; 6) развитие социальной и гражданской ответственности;   7) воспитание положительного отношения к труду; 

 8) развитие потребности в здоровом образе жизни).

 

2. Литература

1.                          Битинос Б. Структура процесса воспитания. – Каунас, 1984.

2.                          Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990.

3.                          Лихачев Б.Т. Психология воспитания. Опыт педагогической экологии. М., 2004.

4.                          Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.

5.                          Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. – М., 1981.

6.                          Никандров Н.Д. Ценности общества на рубеже XXI века. М., 1997.

7.                          Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М.: Изд. МГУ, 1973.

8.                          Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. Педоч.: В 3-х т. М., 1973. Т.3.

9.                          Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности Р-н/Д 1995.

10.                     Щуркова Н.И. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М 1994.