Теория и технологии воспитания.

Тема 11.  Сущность, структура, закономерности и принципы воспитания.

 

Воспитание как общественное явление. Структура воспитательного процесса. Движущие силы воспитания. Сущность воспитания. Основные функции воспитания в обществе и педагогическом процессе. Закон воспитания. Закономерности воспитания и их социальная, психологическая, педагогическая и личностная обусловленность.

Характеристика основных принципов воспитания: воспитание личности в труде, воспитание в коллективе (параллельное действие, перспективные линии, самоуправление, переменное руководство), гуманность взаимоотношений и опора на положительное в человеке, оптимизм и направленность на свободное развитие ребенка, культу-росообразность, природосообразность, индивидуально-личностный подход, субъективность управления, сотрудничество и т.д.

 Особенности воспитания в современном обществе и пути его совершенствования. Национальные особенности воспитания. Заповеди К.Д. Ушинского. Основные постулаты народной педагогики. Традиционная культура воспитания.

 

1.  Вопросы письменного задания по теме:

1. Назовите основные  cпектры  мнений ученых   в определении  понятий воспитания…..

  2. Этимологические корни слова «воспитание» открывают изначальный смысл этого понятия. Воспитание – это вскармливание, взращивание молодого поколения.

 3.  В педагогической литературе прочно укоренился метафорический образ воспитателя как садовника, который заботливо взращивает в своем воспитаннике семена добродетели. «Хотя человек, как всякое существо, сам  приобретает свой образ, все же, без предварительной прививки черенков мудрости, нравственности и благочестия, он не сможет стать существом разумным, мудрым, нравственным и благочестивым» (Я.А. Коменский).

 

 а) воспитание – организация нравственно- осмысленной, духовно-содержательной, событийной, творческой жизни студентов ( Е.В. Бондаревская)   ; б) Воспитание – социально, педагогически и личностно  обусловленный процесс овладения детьми жизненным  опытом, ценностями,  смыслами и нравственными способами поведения, осуществляемый на основе  сотрудничества со взрослыми и сверстниками  и самоопределения в культуре и социуме ( Е.В. Бондаревская)  в)   г)   д) 

Движущие силы воспитания - это разрешение противоречий в развитии личности ребёнка. Основное противоречие - между требованиями общества и возможностями конкретной личности.

Общие признаки воспитания. Во-первых, воспитание - это процесс, то есть динамическое явление. Во-вторых,  воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. В-третьих, гуманистическая направленность воспитания. В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак определяет субъектную позицию воспитанника.

Воспитание как педагогический компонент процесса социализации (контролируемая социализация) личности  предполагает сознательные действия, направленные на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса  социальных ролей. Создание таких условий осуществляется через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. В процессе социализации решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Выделяют три сферы, в которых происходит процесс становления личности - деятельность, общение, самопознание. Процесс воспитания предполагает целенаправленное воздействие на все три названные сферы. Воспитатель организует деятельность и общение воспитанника и стимулирует его самопознание.  Именно эти усилия воспитателя способствуют адекватной интеграции человека в систему социальных отношений, освоению им комплекса социальных ролей.

Воспитание как управление развитием личности. Данный аспект воспитания предполагает, что этот процесс должен быть направлен на развитие человека, оказание ему максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей, способствовать тому, чтобы человек достиг собственной вершины. Развитие личности предполагает разрешение различного рода противоречий, которые являются движущими силами развития: между потребностями детей и возможностями их удовлетворения; между потенциалом ребёнка и возможностями его реализации; Между целями, которые ставит перед собой ребёнок и условиями их достижения. Л.С.Выготский выделил два уровня развития детей: "уровень актуального развития" - отражает наличные особенности психических функций ребёнка, которые сложились на сегодняшний день; "зона ближайшего развития" - отражает возможности достижений ребёнка в условиях сотрудничества со взрослыми. Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребёнка: то, что он сегодня может делать с помощью взрослых, завтра он должен делать сам.

Воспитание как средство трансляции культуры. Формирование многих личностных черт человека непосредственным образом зависит от степени освоения им культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение элементов культуры. При этом акцент делает на особенности того сообщества, в котором происходит процесс воспитания человека, на формирование этнической идентичности. Этническая принадлежность индивида обеспечивается посредством освоения им элементов "своей" культуры, из которых главными выступают для него ценности и нормы жизни, деятельности и поведения. Процесс врастания индивида в его этническую общность и культуру обозначается понятием "инкультурация". В результате инкультурации человек приобретает способность свободно ориентироваться в окружающей этнической среде, пользоваться большинством предметов культуры, созданных предыдущими поколениями, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание с другими народами.

Воспитание и обучение. Целостность проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания -  обучение. Воспитательные возможности обучения заложены как в содержании изучаемых предметов, так и методах и формах обучения, т.е. охватывают как содержательную, так и процессуальную сторону обучения. Воспитательные цели более успешно реализуются в процессе обучения при интеграции учебной и других видов деятельности. Преподнося тот или иной материал, педагог опирается на информацию, полученную ребёнком из других источников, и предполагает использовать при решении учебных задач те умения, которые получил учащийся в других условиях. В учебной деятельности школьников коллективная и индивидуальная работа находятся в органическом единстве и сочетании. В процессе учебной деятельности у учащихся формируется опыт взаимодействия с другими учениками. Большие возможности для этого представляет групповая работа на уроках или использование различных форм взаимодействия при выполнении учетных заданий. Учебная деятельность способствует также развитию индивидуальности ребёнка.

Внеучебная деятельность - интегративное понятие, которое определяет комплекс различных занятий учащихся, осуществляемых в свободное от учебных занятий время. Деятельность, организуемая педагогами во внеучебное время, ориентирована на интересы детей, предоставляет им возможность выбора, в большей степени способствует их самореализации и самоопределению. Внеучебная деятельность позволяет удовлетворять разнообразные интересы детей в неформальном общении, клубах, любительских объединениях, кружках. Основными педагогическими условиями, позволяющими достичь активной включенности детей во внеучебную деятельность являются: личностно-ориентированное информационное обеспечение включения школьника в разнообразные занятия; планирование учащимися собственной внеучебной деятельности; готовность педагогов к управлению процессом включения детей во внеучебную деятельность.

 

2.Почему актуально и значимо воспитание в современном российском обществе: … … (дефицит воспитанности личности; разрыв между образованностью и их воспитанностью; система воспитания взамен разрушенной не построена; измененный образ жизнедеятельности населения требует воспитательной работы; имеется немало социально-педагогических факторов, деформирующих воспитанность граждан).

  3.Назовите основные недостатки современного воспитания, которые называют исследователи педагогической науки: ……1) практика изначального приписывания ребенку каким ему следует быть; 2) невосприятие ребенка родителями и педагогами таковым, каков он есть на самом деле; 3) ориентацию воспитательной  деятельности на борьбу с недостатками ребенка, на «выкорчевывание пороков» вместо «взращивания добродетелей и достоинств»;4) приоритет  запретов, ограничений и наказаний;  5) самоутверждение педагогов за счет унижения детей; 6) широкое распостранение по преимуществу вербальных средств воспитания»; 7) признание множественности воспитаний (трудового, нравственного, эстетического, физического и др.) при  общеизвестности факта, что ребенок не воспитывается по частям; 8) иллюзию, что возможно задать универсальную цель и содержание воспитания для всех и каждого и, вытекающее отсюда программирование воспитания; 9) преобладание императивной и манипулятивной стратегии взаимодействия с детьми и др.

1.           Каких три существенных признака характеризует воспитание как педагогическое понятие: … … (1) целенаправленность, наличие какого-то образца; 2) соответствие хода процесса социально-культурным ценностям; 3) присутствие определенной системы организуемых влияний).

2.           Назовите основные черты воспитания как общественного явления: … … (воспитание выступает как целенаправленный процесс усвоения и развития социального опыта; воспитание обеспечивает жизнь человека в обществе; происходит сознательное общение взрослых и детей, с целью передачи опыта от поколения к поколению; основной критерий воспитания – степень соответствия  развитию личности, требованиям жизни).

3.           Какие сегодня сложились подходы в теории воспитания: … … (личностно-деятельностный, деятельностный и отношенческий).

4.           Каковы особенности воспитательного процесса: … … (1) воспитание - процесс целенаправленный, основным ориентиром служит общественная направленность; 2) процесс многофакторный (подвергается воздействию множества влияний; 3) процесс динамичный, подвижный и изменчивый (отличается длительностью); 4) процесс комплексный (присуща вариативность (неоднозначность и неопределенность результатов).

5.           Вспомните определение воспитания, предложенное в лекции, попытайтесь дать этому процессу свое собственное определение: … … (….)

6.           Назовите движущие силы воспитания: … … (1) противоречие между имеющимся (наличным, актуальным) уровнем развития и новыми более высокими потребностями и является главной движущей силой воспитания - противоречие между «могу» и «хочу»; 2) противоречие между требованием среды человеку и его возможностями удовлетворить эти требования «надо» и «могу»).

7.           К чему должен привести личность процесс воспитания: … … (… необходимости и потребности самовоспитания … сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных).

8.           Какие вы знаете методы самовоспитания: … … (определение целей, т.е. самопознание; определение идеала; самообязательства; само убеждение и самовнушение; самоодобрение и самоприказ, самоконтроль и самоанализ).

9.            Назовите основные признаки или критерии эффективности воспитательной работы и всего процесса воспитания: … … (1) поведение воспитанников; 2) мотивы поведения; 3) знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения; 4) сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом воспитанника).

10.      Какие три степени положительной моральной направленности личности вы знаете: … … (а) готовность к положительным проявлениям; б) устремленность к положительным проявлениям; 3) устойчивость, активность в совершении положительных действий).

11.       Назовите провидческие заветы – заповеди – К.Д. Ушинского, адресованные как бы педагогом всего полиэтнического мира: … … (1) «У каждого народа своя особенная национальная система воспитания»; 2) «В душе человека черта национальности коренится глубже прочих»; 3) «Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое»).

12.       Назовите основные педагогические постулаты: … … (этнопедагогика расчитана на интеграцию; все народы -  великие педагоги, все великие педагоги – народны; без памяти исторической нет традиции, без традиции нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа; в народной педагогике воспитатель не есть только призвание и профессия, но боле всего, признание; народная педагогика – педагогика любви свободы).

13.      Чем же традиционно-особенным характеризуется народное воспитание: … … (естественность процесса, ибо это сама жизнь народа; массовость участия народа; перманентность, завершенность, целостность, цикличность; раннее начало воспитания; дифференцированность воспитания; комплексность; строгость и бескомпромиссность этических установок народной педагогики; иерархизированность отношений и выводов).

14.      Дайте определение закону воспитания (как общественному явлению) – закон, который проявляется в обязательном и необходимом присвоении подрастающим поколением социального опыта старших поколений, обуславливающих их включение в общественную жизнь, осуществление преемственности между поколениями, жизнеобеспечение общества, отдельного индивида и развитие сущностных сил каждой личности).

     Структура воспитания:

1    .приобщение к нормам воспитанности;

2.   воздействие на чувства

3.    формирование отношений

4.          вызов поступков

5.          воспитание поведения

 

15.                    Закономерность - … … (это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса).

16.                    Определите закон воспитания: … … (объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса, реализация которых способствует достижению целей формирования  и развития личности. Есть связи с внешними по отношению к процессу явлениями (социальной средой) и внутренние связи (между методом и результатом).

17.                    Какие группы закономерностей выделено в научно-педагогической литературе: … … (зависимость воспитания от господствующих в обществе философских идей, лежащих в основе воспитательной практики; от типа и уровня развития общественно-экономической формации, производства и сферы услуг; от уровня развития общей и педагогической науки и практики; от системы подготовки кадров и степени ее эффективности. Существуют закономерности и собственно-педагогические).

18.                    Перечислите специфичные принципы в системе воспитания: … … (общественно ценностная направленность воспитания; связь учебно-воспитательной работы с жизнью и трудом;  опора на положительное воспитание; гуманизации и демократизация воспитания; личностный подход; единство воспитательных воздействий; принципы воспитания в коллективе через коллектив; учет возрастных и индивидуальных особенностей; принцип активности личности; принцип сочетания уважения и требовательности к личности; принцип учета согласованности педагогических усилий; принцип обеспечения успеха в деятельности).

19.                    Что такое принцип воспитания - … … (это требования, с учетом которых осуществляется учебно-воспитательная работа. Принципы всегда соответствуют определенной системе воспитания и служат реализации ведущей идеи самой системы).

20.                    Закономерности процесса воспитания: … … (это устойчивые, повторяющиеся существенные связи в воспитательном процессе, которые позволяют добиваться эффективных результатов в развитии личности).

21.                    Какие зависимости переплетаются в воспитательном процессе: … … (социальные – когда речь идет о подготовке подрастающего поколения к жизни; труду, что связано с присвоением социального опыт; психические – когда речь идет о том, что воспитание служит развитию личности (индивида); педагогические – когда рассматривается вопрос организации процесса воспитания и обусловленности его рядом факторов).

   Назовите наиболее общие закономерности воспитании…аели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства и правящих классов, социокультурными этническими нормами и традициями.б)результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов. в)позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей интересов и возможностей уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное созданием оптимистических перспектив личности. гффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена мотивами участия деятельности характера педагогического руководства деятельностью детей.д)эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлено способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия.е)эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организации системы воспитательных воздействий и взаимодействий.

Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике: М. ИКЦТ., Ростов н/ Д: Издательский центр., 2005 -  448 с.

 

22.                    При соблюдении каких принципов возможна гуманизация воспитательного процесса?...

            а)беззоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение  к нему б)проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом.в)осознание и признание права личности быть не похожей на других.г)предоставление права на свободный выбор..д)оценка не личности ребенка а его деятельности, поступков.е)владение способностью «чувствовать»эмпатия(каждого конкретного ребенка)умение смотреть на проблему его глазами его позиций ж) учет индивидуально психологических и личностных особенностей ребенка(тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия памяти и мышления способности интересы потребности мотивы, направленность,статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и тд)

23.                    какие выявлены подходы к определению понятия воспитания?... можно выявить четко два направления…в основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса, т важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Такой взгляд на управление влияния воздействие, формирующие личность характерен для традиционной педагогики основанной на социоцентрическом подходе в рамках которого цель развития личности, ее социализация с позиций  максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания гармоничное и всестороннее развития личности  в соответствии с внешним заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фактор саморазвития личности. Другой подход основан на гуманистической позиции, в основе которого лежит взгляд на ребенка как на субъект-субъектное взаимодействие. Признания его способности и права на саморазвитие приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. В этом случае ребенок – активный субъект не только жизни но и воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект культуры. Важнейшим  условием для воспитания является способность человека к саморазвитию.  

 

Примерная тематика творческих работ

1)Воспитание как социальный институт

2)Воспитание как взращивание духовного опыта человека

3)Педагогическая поддержка учащихся в учебно-воспитательном процессе школы

4)Ценностные ориентации учащейся молодежи  российских школ.

5)Свободное образование: зарубежный опыт

 

Задания к курсу «Педагогика»

1. Составить конспект по одной  современных форм воспитания;

2. Проанализировать одно из направлений воспитательной работы с приведением примеров из практики;

 к теме  «Содержание воспитания»:

3. Подготовить конспект  на одну из форм (на выбор) воспитательной работы (диспут, конференция, круглый стол, этическая беседа, доклад и др.);

к теме формы организации воспитания:

4. на примере схемы характеристики (педагогической) дать характеристику на одного из сокурсников;

5. Подготовить модель КТД 9 по  направлению «Трудовой десант», «Социально-ориентированное воспитательное дело», «Нравственно-ориентированное дело».

 

2. Литература.

1.   Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. Чебоксары, 2004.

2.  Газман О.С. Неклассическое воспитание от авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2002.

3.  Крылова Н.Б., Александрова В.А. Очерки понимающей педагогики. – М., 2003.

4. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 2000.

5.   Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М., 1986.

6. Педагогическая поддержка в образовании. Учеб. пос. под ред. В.А. Свастенина, А. Колесниковой. – М., 2006.

7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Учеб. пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М., 2004.

8.   Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1995.

9.   Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1999.