Тема 10. Современные образовательные технологии.

 

Понятие педагогических технологий. Анализ современных школьных технологий в условиях рынка. Сущность педагогической технологии, как всеобъемлющего многостороннего явления. Спектр технологий. Базисные технологии. Технологии организации учебно-воспитательного процесса: предметно-ориентированная (продуктивная), личностно-ориентированная. продуктивная, партнерская технология, свободный выбор, западный вариант партнерской технологии, щадящая технология, индивидуальные маршруты..

 

1. Вопросы письменного задания по теме:

1.       Какой период переживает педагогика в современном мире: … … (переосмысления подходов, отказа от ряда устоявшихся традиций и стереотипов. Освоение технологией становится приоритетным как при овладении учительской профессией, так и при оценках качества и стоимости образовательно-воспитательных услуг).

2. Как определило технологии ЮНЕСКО: … … (педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий).

3.      Как может быть организован процесс учителем: … … (1) во главе – учебный предмет, и процесс строится «от предмета»; 2) во главе – ученик, и процесс строится «от ученика»; 3) равноценными признаются и ученик, и предмет – процесс осуществляется и «от ученика», и «от предмета»).

4.    Какие три видов технологии организации учебного процесса вам известны: … … (1) предметно-ориентированное обучение, направленное на усвоение предмета (продуктивная); 2) личностно-ориентированное обучение, направленное на удовлетворение потребностей ученика (щадящая); 3) сотрудничество (партнерство), направленное на усвоение предмета и удовлетворение потребностей ученика (партнерская)).

5.    Какая технология подойдет российской школе на современном этапе: … … (основывается на современных достижениях науки; согласуется с традициями российской школы, учитывает ее достижения; отвечает потребностям большинства людей; соответствует их возможностям; допускает изменения, вариации, наращивание, оптимизацию; соответствует целям и задачам общества; гарантирует получение педагогического продукта заданного количества и качества).

6. Назовите главные цели продуктивной технологии: … … (качественные знания, умения, навыки, усвоение опыта предыдущих поколений, духовных и нравственных ценностей).

7. Какие 7 этапов включает в себя модель продуктивной технологии: … … (те, что могут быть определены как пропедевтическая практика, актуализация (ориентация), изложение материала (презентация), практика на примерах, управляемая практика, независимая практика в классе, домашняя самостоятельная практика).

8. Когда школьники учатся продуктивно: … … (1) имеют надлежащую мотивацию: педагог опирается на их потребности и интересы; укрепляет мотивацию проекций на личные  планы; правильно и своевременно оценивает достижения и успехи; 2) процесс развивается в комфортных условиях: организована учебная среда; оправдываются ожидания обучаемых и педагогов; познание развивается от легкого к трудному; применяется положительная обратная связь; 3) применяются продуктивные методы: педагог добивается полного понимания; «торопится медленно»; закладывает надежный фундамент; 4) используется опыт обучаемых: применяются методы, требующие актуализации опыта; педагог опирается на уже известный обучаемый материал; 5) процесс надлежащим образом контролируется: обучаемые знают правила самоконтроля; имеют наглядные схемы продвижения в учебе; реализуются их ожидания; 6) обучаемые достигают успехов: достижения обучаемых не сравниваются; трудности наращиваются постепенно; 7) знания применяются на практике: организованы тренинги; педагог учитывает требования жизни; учит по девизом «Трудно в учении – легко в жизни»; 8) не ущемляются права обучаемых: педагог уважает обучаемых; требователен, но не жесток; добросовестно выполняет свою часть работы; 9) обучаемые имеют достаточно времени: учатся без перенагрузки, имеют время на возобновление сил, оптимизируется процесс учения, воспитание сочетается с самовоспитанием; 10) обучаемые уверены в положительном конечном результате: вопрос «для чего?» не возникает никогда, педагог пользуется высоким авторитетом, полностью гарантирован качественный продукт. Многие элементы этой технологии обнаруживаются в лучших американских и европейских моделях обучения).

9. Что называется партнерской технологией: … … (технология, которая уделяет одинаковое внимание, как предмету изучения, так и учащимся).

10. Дайте характеристику щадящей технологии: … … (более экономная, энергосберегающая для учителей и учеников, потому и носит такое название).

1.       Что составляет основу щадящей технологии: … … (идея личностного ориентированного  обучения).

2.       Что властвуют в данной технологии: … … (собственный интерес, выбор и личная ответственность ученика).

3.       В чем скрывается сущность личностно-ориентированной педагогики: … … (познавать ребенка с целью удовлетворения его потребностей).

4.       Кем утверждает воспитанника личностно-ориентированное воспитание: … … (в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса).

5.       Каковы требования гуманистической личностно ориентированной педагогики: … … (приспособление школы и учителей к ученикам, обеспечение для них атмосферы комфорта).

16.  Назовите формы и методы личностно-ориентированной  педагогики: … … (1) дифференциация учебно-воспитательной деятельности; 2) индивидуализация процессов воспитания и обучения; 3) создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей каждого воспитанника; 4) формирование однородных по совокупности признаков групп, классов и параллелей; 5) комфортность учебно-воспитательной деятельности; 6) социальная безопасность, защищенность учеников; 7) вера в ученика, его силы и возможности; 8) принятие ученика таким, какой он есть; 9) изменение целевой установки учебного процесса, школы; 10) усиление гуманитарного образования; 11) переориентация внутренних личностных установок учителя; 12) исключение заочного обучения (экстерната) как такого, поскольку он не обеспечивает «духовных встреч с учителями»).

                                       

2.     Литература.

 

1.           Александров Г.Н., Дзарасов А.А., Науменко А.И. Основы теории педагогических систем и педагогических технологий: Учеб. Пособие. Владикавказ, 2001.

2.           Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. – М., 1991. № 9. 123 –128 с.

3.           Беспалько В.П. Слагаемы в педагогической технологии. М., 1989.

4.           Егоров Ю.Л. Современное образование: гуманитаризация, компьютеризация, духовность. М., 1996.

5.           Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: / Анализ зарубежного опыта/. – М., 1989.

6.           Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. М., 2003.

7.           Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Программа экспериментального учебного курса. – Нижний Новгород, 1992.

8.           Подласый И.П. Продуктивная педагогика. М., 2003.

9.           Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: Путь к успеху: Учебн. пособие. Казань, 1992.

10.      Теория и вариативные технологии гуманистического обучения и воспитания. Рязань, 1998.

11.       Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника. – М., 1992.