Тема. 1. Педагогика в системе наук о человеке.

Часть 1. Изучаем курс «Педагогика

Педагогика в системе наук о человеке

 

Ключевые понятия содержания раздела.

 Становление научной педагогики. Наука педагогика. Педагогика как общественная наука. Источники педагогики. Объект, предмет и функции науки педагогики. Система педагогических наук.

Этимология слова «педагогика». Народная педагогика - исток педагогики как науки. Научность педагогики. Объект педагогики. Предмет педагогики. Методы педагогического исследования: теоретические и эмпирические методы. Педагогика - наука образования. Функции педагогики. Структура педагогической науки (цель, содержание, объект, предмет, методы). Направления педагогических исследований.

Понятие социального опыта: мир материальной и духовной культуры. Социальный опыт и культура. Социальный опыт и его составляющие.

Цели образования и его ценности. Технократическая и культуротворческая (гуманитарная) парадигмы[1] образования и специфика деятельности в них педагога. Образование в контексте культуры. Идея непрерывности образования.

Соотношение «образования», «воспитания», «обучения»: образование - процесс процессов. Целенаправленность процессов обучения и воспитания. Воспитание как обращение к аффективной подструктуре личности. Обучение как обращение к когнитивной подструктуре личности.

Обратите внимание!

Глубинный смысл педагогики как науки кроется в переводе слова с греческого языка: «paidagogos»: «paidos» - дигя, «ag» - веду, воспитываю. При изучении методологического аппарата педагогики следует анализировать научный материал, в данном случае, сопоставлять различные трактовки педагогики как науки (В.В. Краевский, Ю.В. Сенъко, В.А. Сластенин и др.).

Научная специфика педагогики заключается в обобщении разрозненных педагогических фактов, установлении причинно-следственных связей между педагогическими явлениями, объяснении причин изменений в человеке под влиянием процессов обучения и воспитания. Педагогическая действительность многообразна, поэтому для ее научного исследования необходимо выделение объекта (круг явлений, на которые направлено внимание исследователя) – система явлений, действий, обусловливающие развитие индивида, а также обнаружение предмета педагогики - процесса, в котором слиты воедино системы обучения и воспитания.

Методы исследования не являются абсолютно новым знанием для студента. Обращение к собственному исследовательскому опыту (работа над рефератом, курсовым проектом и др.) позволит выявить особенности методов педагогического исследования.

Теоретические методы:

·       анализ, сравнение;

·       логические методы обобщения: индуктивный и дедуктивный;

·       реферирование, конспектирование;

·       математические и статистические методы и др. Эмпирические методы педагогического исследования:

·       наблюдение;

·       опрос: беседа, интервью, анкетирование;

·       продуктов деятельности учителей и школьников;

·       изучение педагогического опыта;

·       педагогический эксперимент;

·       проектирование и др.

Подумаем!

Что является предметом педагогики?

Какие методы вы будете использовать при написании реферативной работы? При изучении практического опыта педагога?

Назовите составляющие социального опыта, которые соотносятся с процессом воспитания и процессом обучения.

Сопоставьте основные положения технократической и культуротворческой парадигм образования. Определите, в чем специфика реализации целей

Таблица 1. Основные положения парадигм образования.

 

Наполнительная (цивилизационная) парадигма образования

Гуманитарная (культурологическая) парадигма образования

Цель - передача ученику знаний, умений

Цель — создание условий развития всех участников образовательного процесса

Признание самодостаточности науки в постижении человека

Вера в человека, опора в его понимании на искусство, культуру в целом, в том числе, и на науку

Субъект педагогической деятельности (педагог) беспристрастен, сопереживание необязательно

Субъект педагогической деятельности лично заинтересован, поэтому есть сопереживание, вживание

Активность объекта педагогического воздействия во внимание не принимается (субъект-объектный характер отношений)

Предусмотрена активная роль ребенка в самопознании, обучении, воспитании (субъект-субъектный характер отношений)

Главный метод познания -индуктивный: единичные факты жизни конкретных людей подводятся под общие законы

Преобладает метод дедукции: единичный факт неповторим и самоценен

В познании действительности преобладает формальная логика

Главная роль в постижении педагогической действительности и ребенка отведена чувству, интуиции, основанными на любви, доверии к ребенку

Объяснение преобладает над пониманием

Понимание на основе сочувствия преобладает над объяснением

Понятийный аппарат — научные термины

Наряду с однозначными терминами используются образные средства (аллегория, метафора, сравнение ассоциации)

Технократический стиль мышления педагога: монологизм, объяснение, однозначность, авторитаризм, предметоцентризм

Стиль нового педагогического мышления: диалогичность, понимание, метафоричность, другодоминантность, рефлексивность

Оценка результатов как соотношение уровня имеющихся знаний ученика с образовательными стандартами -количественный балл (отметка)

Оценка результатов развития ученика (педагога) «сегодняшнего» с ним же самим «вчерашним» - содержательная оценка

 

Составьте синквейн на темы: «Образование», «Педагогика», «Педагог»,

«Ученик» (на выбор). Познакомьтесь с работами своих сокурсников.

Попытайтесь определить ценности и смыслы их педагогических позиций.

Синквейн -   художественная   форма рефлексии,   направленная на

обнаружение личностных смыслов, которая создается по следующим законам:

·       Первая  строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;

·       Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными;

·       Третья строка – описание действия  в рамках этой темы  ТРЕМЯсловами, обычно глаголами;

·       четвертая строка - фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношения автора к данной проблеме;

·       пятая строка — ОДНО слово — синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщеином уровне, выражающем суть темыаково соотношение понятий «образование», «обучение», «воспитание»?Подготовьте  обзор  научных  материалов  по  проблеме   непрерывногообразования    (публикации    в    журналах:    «Педагогика»,     «Вестник Московского университета. Сер. Педагогическое образование», «Высшееобразование в России», «Вестник высшей школы», «Профессионал»),

Тексты.

Познакомьтесь с мыслями об искусстве, образовании, педагогике. Какую, по-вашему, связь между ними видят известные педагоги?

ИГ. Песталоцци (1746-1827) считал, что обучение человека есть искусство содействовать  стремлению  природы  к  своему  собственному  развитию.  Во многих его работах употребляются выражения «искусство педагогическое», «законы педагогического искусства», «искусство воспитания», «искусство формирования мыслительных способностей человека», «образовательное искусство».

К.Д.  Ушинский  (1824-1871)  называет  искусством  всякую  практическую деятельность, «стремящуюся удовлетворить нравственным высшим и вообще духовным   потребностям   человека,   то   есть   тем   потребностям,   которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы». В этом смысле деятельность педагога для него «первое, высшее из искусств», «самое обширное, сложное, самое высокое необходимое из всех искусств».

Для  Ш.А.  Амонашвили1   педагогика -  мера самой  жизни,  высочайшая,  божественная культура мышления, высочайшее из всех искусств, которое носит вселенский характер.

1 Амонашвили Ш.А. (р. 1931)-современный педагог-гуманист, доктор психологических наук, академик РАО

 

Зюзюкин И.И. Государство Школа. -1977. С.37. Чья точка зрения в этом споре вам ближе? Приведите аргументы.

...Но если верно, что педагогика самое неповторимое, самое личностное искусство, то не следует ли из этого, что она только искусство? На эту тему однажды произошел горячий спор между двумя писателями. Один утверждал: да, искусство и только искусство. Другой настаивал: прежде всего наука, не менее точная, чем математика. В конце концов, им: пришлось пойти на компромисс: искусство и наука в равной степени...

Но педагогики в чистом виде не бывает. Являясь синтезом науки и искусства, она еще каждый раз по-своему преломляется в личности учителя.

Для обнаружения смысла педагогической деятельности сравните два текста. Выпишите из текстов глаголы, характеризующие действия учителей, на которые обращают внимание авторы:

Э.Роттердамскии и Я. Корчак2

Роттердамский Э. Похвала глупости. I "Хрестоматия по истории педагогики. В 4 т. Сост. И.Ф. Свадковский. - М., 1936. Т. 1. С 127.

 

Перехожу к тем, которые слывут у смертных мудрецами и которые, как говорится, держат золотую ветвь в руках. Первое место среди этой категории занимают учителя грамматики. Вот люди, которые были самыми злополучными и жалкими, истинными пасынками своей судьбы, если бы не скрашивалась неприглядность их профессии некоторым усладительным сумасбродством... Вечно впроголодь, непричесанные, грязно одетые, сидят они в своих школах, соединяющих в себе прелести и толчею застенка. Убийственный труд управляться с буйной ватагой маленьких сорванцов; недаром же и старятся они прежде времени, глохнут от вечного шума и крика и чахнут от вечной вони и грязи, в которой им приходится проводить свою жизнь. Жалкие люди, - скажите вы. Но подите же, сами себе они кажутся первейшими среди смертных - и это по моей милости. С каким самодовольством нагоняют они страх на запуганную толпу ребятишек своим свирепым видом и грозным голосом; с каким наслаждением угощают они своих питомцев розгами, пЛетками и свирепствуют на все лады... Они настолько довольны собой, что окружающая их грязь кажется им изысканной чистотой, американская вонь - благоуханием, собственное рабство - царством. И свою тиранию они не променяли бы на власть Фалариса и Дионисия.

Корчак Я. Как любить ребенка. - М., 1980. С. 43.

Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с ребенком много вдохновенных минут,   не раз следя увлажненным взглядом за борьбой ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает... Воспитатель переживает мучительные минуты, видя в беспомощности ребенка собственное бессилие.

Казалось бы, нет ничего общего в педагогических позициях авторов. Все с точностью но наоборот. Учителя грамматики, описанные в «Похвале глупости», не освобождают, а сковывают, не возносят, а подавляют, не формируют, а комкают, не учат, а диктуют, в слабости детей видят не собственное бессилие, а собственную силу. Однако сопоставление текстов позволяет увидеть общее - это переживание. Только переживание учителей грамматики связано с подавлением другого, а воспитатель Я. Корчака сопереживает вместе с ребенком.

По В. Франклу, это ставшие ценностями смыслы-переживания.

В письме И.Г. Песталоцци   найдите ключевую фразу в которой

кроется смысл его педагогической деятельности.

Песталоцци И.Г. К одному из друзей о своем пребывании в Станце.

 I Хрестоматия по истории педагогики. В 4 т. Сост. И.Ф. Свадковский. - М., 1936. Т. 1. С. 531.

 

Между тем, как не тяжела и неприятна была беспомощность, в которой я находился, с другой стороны, она благопрепятствовала главной моей цели: она принуждала меня быть для детей всем. С утра до вечера я был один среди них. Все хорошее для их тела и духа шло из моих рук. Всякая помощь и поддержка в нужде, всякое наставление, получаемое ими, исходило непосредственно от меня. Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза.

Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мною, и я был с ними. Их пища была и моей пищей, их питье моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они. Когда они были здоровы, я находился среди них; они были больны, я был около них. Я спал вместе с ними. Вечером я последним шел в постель, а утром я первым вставал. И, будучи в постели, я все еще молился вместе с ними и учил их.

 

   Может это стало признание И.Г.  Песталоцци -

«быть для детей всем»  «от были со мною, и « был с ними»? Смыслы такого вида В. Франт называет сомыслием.

Проявляются ли смыслы педагогической деятельности в технологии обучения? Насколько показателен в этом плане урок? Найдите ответы навопросы в признании Е.Н. Ильина . Соберите детали — главные, по мнению педагога, черты урока.

Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1989. С 7.

 

Детали, вопросы, приемы, задания, монологи....- во имя чего весь этот комплекс? Увлечь литературой? Воспитать личность? Да, и то, и другое. Но прежде всего во имя общения. Учитель отнюдь не самый главный человек на уроке, а первый среди подобных и равных ему: ведущий и ведомый одновременно... В принципе я - за «подвижность» урока. За уникальную, неповторимую даже для самого себя форму. Мой излюбленный жанр урока рок - на каждый раз! Это урок духовного равноправия, урок, на котором воспитывается демократический характер и где ученик не иллюстрирует заранее подготовленную «схему», а вместе с учителем, иногда вопреки ему, сам постигает истину...

Идя на урок, словесник обычно прикидывает, что он даст ребятам, и не задумывается, что он возьмет у них. А «взять» еще важнее: и для учителя, и для ребят... Больше ребят - больше возможностей. На, собственных уроках откроется тогда еще больше, чем на курсах усовершенствования. Прежде я учил добывать знания, теперь этому учусь у них. «Сказал - усвоил - проверил» старевшая схема общения с ними. И вот я задался целью: урок сделать основной формой повышения квалификации и самообразования. Ведь именно на уроке, а не на курсах и семинарах приходит к учителю многократно выверенная двойным (его и ребячьим) опытом самое необходимое -практическое знание...

Вести за собой можно по-разному: то, образно говоря, как Болконский, который ринулся со знаменем в бой, не оглядываясь, побегут ли за ним солдаты или нет; то как Левинсон, с оглядкой и остановками; то как Макаренко и Сухомлинский, окружив себя учениками. Пробовал так и эдак. В каждой манере - своя поэзия. С годами, однако, все больше тянет к мудрому принципу яснополянской школы. «Кто лучше напишет? И я с вами», - говорил Л.Н. Толстой ученикам. Это принцип лежит в оснсяве самообразовательного урока, где не только учитель, но и школьник имеет право на «своего» Пушкина, Некрасова, Блока...

Ради чего выстраивается содержание урока? Отметим вместе: урок, по Е.Н. Ильину, это...

урок духовного равноправия;

урок постижения истины;

урок демократических отношений;

урок заинтересованности в каждом.

Общение КН. Ильина переводится в поле смыслов, ценностей. Смыслом общения «учитель-ученик» становится обмен духовными ценностями, взаимообогащение, «уточнение» себя через  Другого.        \

Что является главным смыслом в деятельности Ш. Амонашвили? Найдите метафоры, которые использует педагог.

Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?-М., 1991. С 13-14.

... Сейчас, на первом уроке я займусь давно задуманным и самым важным делом. Урок этот я вынашивал в течение всего лета, и у меня несколько вариантов его содержания.

Тридцать восемь пар глаз, полных любопытства, радости. Ожидания, чего-то интересного, уставились на меня.

Но что со мной происходит? Ну, конечно, я волнуюсь, хотя дело вовсе не в этом! Я же обдумал все мелочи этого урока, подготовил наглядный материал. «Давай, начни, не отходи от намеченного плана!» - говорю сам себе, но внутреннее чутье, которое и раньше неожиданно посещало меня и которое порой заставляло прямо на ходу менять свои намерения, теперь подсказывает мне сделать все по-другому.       

Я благодарен этому чутью, этой силе, которая мне хорошо знакома, но не могу дать ей точного определения и описания. Может быть, она и есть педагогическая муза, педагогическое озарение? Но почему именно сейчас, когда у меня не остается ни секунды на обдумывание нового содержания урока? То, что записано у меня в партитуре давно заготовленного урока, совсем неплохо... Не в силах противиться, я обращаюсь к детям:

Хочу рассказать вам сказку, вы не против?

Не против, не против, расскажи сказку, - радуются дети. Радостьюдышат их лица. Может быть, эта радость, эти доверчивые детские глаза и естьпервопричина возникновения «педагогической музы»?

«Педагогическая муза», «озарение»; конспект урока — «партитура». Для Ш.А. Амонашвили взаимодействие «учитель-ученик» - прежде всего творчество, точнее, сотворчество.

Переживание, долг, общение, творчество - принятие учителем этих ценностей принципиально важно для построения собственной педагогической деятельности на гуманитарных основаниях. Обнаружение ценностей в педагогических текстах становится возможным, если мы не просто обмениваемся информацией, а открываем через текст Другого (автора, ученика, коллегу) свои системы ценностей, свои убеждения, идеалы и обобщаем их в той мере, в какой это возможно при сохранении каждым своей субъектной уникальности, своей свободной позиции.

                                        Почитаем!

1.                     Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб. 2000.

2.                     Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

3.                     Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учебник. М., 2003.

4.                     Гершунский Б.С. Педагогическое науковедение: проблемы и перспективы. М., 1985.

5.                     Журавлев П.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990

6.                     Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996.

7.                     Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград, 2001.

8.                      Зеньковский В.В. Педагогика. — М.,1996.

9.                     Зинченко В.П. Живое знание. - Самара, 1997.

10.                Зинченко В.П. О целях и ценностях образования //Педагогика. -1997. —№ 5.

11.                Краевский В.В., Бережнова В.Е. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие. -U., 2006.

12.                Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

13.                Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

14.                Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М., 1993

15.                Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М., 2000.

 

 

Вопросы письменного задания по теме:

 

1.                     Педагогика изучает …… а) взаимодействие  субъектов, в которых должны происходить  позитивные изменения; б)   педагогическая наука изучает….. законы образования  и воспитания. Она обобщает различные факты, устанавливает причины и связи между явлениями,  прогнозирует  события, отвечает    на   вопрос,   почему и какие происходят изменения в развитии человека  под влиянием обучения и  воспитания.

2.                     Объект изучения определяется   ….как некоторая сфера реальности, представляющая собой целостную систему.

3.                     Под предметом понимается сфера реальности, представляющая собой часть исследуемого объекта, в рамках которой осуществляются познавательные действия субъекта.

4.                     Объект педагогики – явления действительности,  которые определяют развитие человека

5.                     Предмет педагогики – образование как реальный целостный процесс, целенаправленно организуемый обществом, определяющий формирование и развитие личности.

6. Задачи педагогики … (1) определение и изучение закономерностей в    областях воспитания и обучения; 2) изучение и обобщение педагогического опыта; 3) разработка особых методов, средств и форм воспитания и  обучения; 4) прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем; 5) внедрение результатов педагогических исследований.                                            

7.    Функции педагогики  – … общетеоретическая -  состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.  Прогностическая – состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой например будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и тп на базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование). практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

8. Источники педагогики … (народная (житейская) педагогика; педагогические теории и учения прогрессивных педагогов прошлого; положительный педагогический опыт;  философия).

9. Педагогика относится к системе … (человекознания, связана … (с науками философии, философской антропологией, медициной,  социологией, культурологией, психологией, анатомией, этикой ).

10. Формами научного знания являются: факт, положение, понятие, категория,  принцип,  закон, теория, метатеория, идея,  доктрина, парадигма.

11. Основная цель педагогической науки состоит … (в открытии объективных закономерностей обучения и воспитания в сознательном и целенаправленном применении познанных законов на практике).

12. Педагогику характеризуют как науку, так как соблюдаются необходимые требования: … … (а) четко выделен, обособлен и зафиксирован предмет; б) для его изучения применяются объективные методы исследования; в) понятийный аппарат, обозначающий высокую степень систематизированности имеющейся информации; г) зафиксированы объективные связи и закономерности между факторами, процессами, составляющими предмет; д) установленные законы и закономерности позволяют предвидеть будущее развитие изучаемых предметов).

13. Какие дисциплины входят в систему педагогических наук (дошкольная педагогика, педагогика школы, педагогика высшей школы, история педагогики, сравнительная педагогика, семейная педагогика, этнопедагогика, социальная педагогика, специальная педагогика, дефектология)

14. Назовите и охарактеризуйте основные методы педагогического исследования: … …(педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, теоретический анализ педагогических идей, педагогическое моделирование, социологические методы исследования, анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок и независимых характеристик, методы математической статистики)

Назовите основные направления инновационной педагогики……………..

1.   Прежде всего возродить принцип природосообразности  Я.А.Коменского. Советская педагогика объявила его «идеологическим» и заменила требованием учета возрастных  особенностей  школьников. Она исходила из  идеи о врожденном равенстве людей, их равных возможностях в обучении и воспитании.

Принцип  природосообразности  - системообразующий в педагогике. Это принцип научный, а не идеологический. Новую педагогику  следует выстраивать только на основе знаний о человеке, его формировании и воспитании. Идеология же – всегда односторонний, заинтересованный подход тех или иных  социальных групп, который они навязывают  другим в качестве идейных и ценностных ориентаций.  В мировой философии  воспитания признано,  что воспитательный процесс не должен зависеть от политических амбиций и убеждений людей, стоящих у власти.  Воспитание подрастающих поколений – слишком важное дело, чтобы  ставить  в зависимость  от  преходящих ценностей.   Объективная педагогическая теория и выстроенная на ней практическая  система должны развиваться только на объективно установленных наукой  и подтвержденных практикой положений.

В это связи первым инновационным направлением развития педагогической теории  приходится признать возврат к  классическим основаниям  природосообразной  педагогики Я. А. Коменского.  Требуется перестроить  всю педагогическую теорию  на том основании, что у людей различные  природные особенности, которыми  детерминируют течение и результаты педагогического процесса.

Я.А.Коменский так сформулировал этот принцип: «Как у трав, деревьев, животных есть различные природные  особенности – с одними нужно обращаться так, с  другими иначе и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинаково,- так  существуют подобные же природные способности  и у людей.  Куда не влекут  способности, туда не толкай.  Бороться с натурой – напрасное дело…».

Ему вторит Дж. Локк: « Бог наложил определенную печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику, может быть немного исправлена, но вряд ли можно ее целиком изменить и превратить в противоположное. Поэтому кто имеет дело с детьми, должен следить за тем,  в какую сторону они легко уклоняются и что  к ним подходит, каковы их природные задатки, как  можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться. …».

Чего достигает теория, возвращаясь к принципу природосообразности?  Прежде  всего ясного понимания возможностей обучаемых, объективных оснований их качественного обучения.  Одним из главных недостатков нашей педагогической теории является увеличение объемов  заучивания знаний в ущерб физическому, нравственному, трудовому  воспитанию.  Заложниками такого подхода стали поколения  физически слабых, психически  неуравновешенных, функционально  неграмотных выпускников.   При этом резко критикуя отжившую «зуновскую парадигму» образования, один из наиболее известных российских педагогов Е.А. Ямбург отмечает, что: «Ни в одной стране мира никто не ставит перед собой задачи такое количество знаний, умений, навыков  ногами впихнуть в голову  ребенка».  И ни в одной стране мира «так не учат, как мы - жестко, мощно против шерсти»,  получая в итоге все «больше количество больных детей и дидактогенных неврозов» [Другая причина кризиса знаниевой парадигмы, как отмечают исследователи, видится в том, что отпадает необходимость перегружать память ребенка истинами «про запас», ибо существуют хранилища информации иной природы (В.А. Болотов, В.В. Сериков).

Руководитель образовательного проекта «Новая Россия» А. Кушнир весьма скептически смотрит на возможности господствующей ныне педагогике «развивающего обучения» решить проблемы подрастающих поколений. На какой же педагогике вести предлагается вести Россию подрастающую в завтращний день? «На старой, доброй, природосообразной народной педагогике», - отвечает автор проекта. Нужно помнить, что ребенок – это нечто живое, целостное, самоценное, а вовсе не «совокупность психических процессов», которые надо развивать, на которые надо воздействовать.

2.           Второе направление инновационной перестройки педагогики - переход к гуманистической модели выстраивания отношений в педагогической системе. В центре такой  модели стоят не умиление и вседозволенность, а высокая требовательность в сочетании с уважением к человеку, небезразличное отношение к ученику и ответственность за его судьбу.

3.           Третье направление инновационных преобразований в педагогической науке связано с применением новых информационных  средств массовой коммуникации. Сегодня мы находимся лишь на начальной стадии этих преобразований, пытаясь применить для совершенствования  дидактического процесса новые информационные средства: интерактивные  компьютерные  программы, средства накопления, хранения и обработки информации, дистанционное обучение и т.д. Однако ни скорость передачи данных, ни совершенствование методов обработки информации не могут заставить ни органы чувств, ни мозг человека работать быстрее. Вместо четко поставленных вопросов опытного дидаскала – поток сведений, сильно возбуждающих чувства, но не способных возбудить мысль.

Современная информационная техника предлагает чудеса обработки сигналов, но мысли возбудить она не может. С мастерством искуссного дидаскала не сравняются все компьютеры мира.

 

4. Творческие задания по теме:

1.           Сформулируйте задачи и подберите методы исследования по теме «Влияние самооценки школьника на его поведение».

2.           Сопоставьте толкование понятия «воспитание» в вузовских курсах философии, психологии, политологии, педагогики; ваши соображения.

3.           Сформулируйте локальную задачу педагогической науки и докажите ее актуальность.

4.           Сформулируйте цель, задачи и определите методы исследования по теме «Перевоспитание агрессивного подростка».

5.                Выдвиньте гипотезу о добром и злом воздействии педагогов на судьбу школьников.

Примерная тематика творческих работ студентов.

1)           Генезис представлений о предмете педагогика.

2)           Соотношение педагогической науки и практики

3)           Место личностно-развивающего образования в обновляющейся школе

4)           Личностный подход как принцип педагогического исследования и проектирования

5)           Личностный подход как методология теории и практики воспитания

6)           Современные концепции образования ориентированного на личность

7)           Проблема соотношения науки и нравственности

8)           Этносоциальные аспекты мультикультурного воспитания

Тест.

Инструкция. Установите соответствие понятий:

А. Педагогика                 1. Передача накопленного опыта от старших поко-

                                        лений младшим (знаний, умений, способов мыш-

                                        ления духовных и материальных ценностей).

Б. Воспитание                 2. Наука о воспитании, образовании и обучении

                                         людей  (в широком смысле).

В.  Образование             3. Освоение системы знаний, умений, навыков, опыта

                                              познавательной деятельности, ценностных

                                              ориентаций и отношений.

Г. Обучение                     4. Процесс и результат количественных и качес-

                                              твенных изменений в организме человека, а также

                                              его познавательной и творческой деятельности,

                                              обогащение его мировоззрения, нравственности,

                                              взглядов и убеждений.

Д. Развитие                     5. Специально организованное взаимодействие

                                             (цепочка взаимодействий) старшего и младшего

                                             (обучающего и обучаемого), целью которого

                                             является передача старшими и освоение младши-

                                             ми социального опыта, необходимого для жизни и  

                                             труда в обществе.

Е. Самообразование           6. Специальный педагогический процесс взаимо-

                                              связанной деятельности учителя и учащихся, нап-

                                              равленный на организацию и стимулирование ак-

                                              тивной учебно - познавательной деятельности уча-

                                              щихся по овладению научными ЗУН, развитию

                                              творческих способностей, мировозрения и нрав-

                                              ственности эстетических взглядов и убеждений.

Ж. Педагогический процесс       7. Самостоятельное преобразование себя,

                                                       своих знаний, умений и навыков.     

 

5.Литература.

1.           Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. СПб. 2000.

2.           Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

3.           Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учебник. М., 2003.

4.           Гершунский Б.С. Педагогическое науковедение: проблемы и перспективы. М., 1985.

5.           Журавлев П.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990

6.           Краевский В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград, 1996.

7.           Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград, 2001.

8.           Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

9.           Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

10.      Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М., 1993.



[1] Парадигма – общепринятый образец научной практики (Т.Кун).