Модуль 4. Основы управления в образовательных системах.

 

Система образования в РФ: основные принципы и условия функционирования.

 

Предмет управления образовательными системами. Менеджмент. Функции управления. Задачи раздела. Управленческое решение и способы его принятия. Маркетинг образовательных услуг. Принципы управления образовательными системами. Органы управления системой образования. Правовые основы регулирования жизнедеятельности образовательного учреждения. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений. Информация в управлении образовательными учреждениями. Классификация методов управления образовательными системами. Нормативные методы управления. Организационно-административные методы управления: организационно-стабилизирующие, распорядительные методы, методы стимулирующего воздействия. Педагогические методы. Социально-психологические методы. Экономические методы управления. Психологические методы управления.

Управление как регулирование взаимоотношений участников совместного дела. Управление как процесс поиска более эффективных условий организации педагогического процесса. Диагностика, контроль, руководство, управление.

Планирование работы школы. Основные принципы, содержание и методы работы директора и его заместителей в образовательном учреждении. Управленческая культура руководителя. Формы и методы управления познавательной деятельностью школьников. Управление детским коллективом. Ученическое самоуправление в школе. Критерии эффективности управления.

 

Тема 17 . Система образования и ее характеристика.

 

Общая характеристика. Принципы реформирования системы образования в пост советский период. Основные понятия и положения темы. Принципы государственной политики в области образования. Типы образовательных учреждений. Развитие непрерывного образования и его понимания. Структура непрерывного образования. Модель непрерывного образования. Функции и принципы непрерывного образования. Основные звенья системы образования и их характеристика. Дополнительное образование. Определение понятия «дополнительное образование». Детские молодежные общественные объединения: общая характеристика, основные понятия, принципы деятельности. Формальные и неформальные объединения. Военно-патриотические молодежные, детские объединения. Взаимодействия детских и молодежных объединений с образовательными учреждениями. Основные тенденции развития за рубежом. Международные образовательные программы и проекты. Нестандартные типы школ.

 

Вопросы письменного задания:

 

12.           «Образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты, а следовательно, в конечном итоге,- экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом»

13.       Основные принципы, положенные в основу подходов образованию и воспитанию на современном этапе, следующие: … … (интеграция, гуманизация, дифференциация и индивидуализация, демократизация).

14.       Принципы преобразования системы образования были законодательно закреплены … … (в Законе РФ, принятым в 1992г. и отредактированном в 1996г.).

15.       Система образования - … … (это совокупность взаимодействующих, преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно – правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций).

16.       Характер системы образования определяется … … (1) социально – экономическим уровнем развития страны; б) политическим строем; в) культурно – историческими и национальными особенностями).

17.       На каких принципах основывается государственная политика в области образования … (1) гуманистический характер образования; 2) единство федерального, культурного и образовательного пространства; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский (нерелигиозный) характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно-общественный характер управления образования).

18.       Какие типы образовательных учреждений вы знаете: … …(…….)

19.       Какими крупнейшими международными организациями была взята концепция непрерывного образования: … … (ЮНЕСКО, Международная организация труда (МОТ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

20.       Непрерывное образование – … … (единая система государственных и общественных образовательных учреждений, обеспечивающая организационные, содержательное единство и преемственную взаимосвязь звеньев, совместно решающих задачи воспитания, общеобразовательной политехнической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и перспективных общественных потребностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни, называется непрерывное образование).

21.       Назовите основные функции и принципы непрерывного образования … … (1) диагностическая, компенсаторная адаптационная, познавательная, культурологическая, развивающая; 2) всеобщность, демократизм и доступность; непрерывность, интегративность и преемственность; открытость, принцип самообразования).

22.       Какие виды дополнительных учреждений у нас есть … … (дворец, дом, центр, школа, клуб, станция, детская студия, детский парк, музей, детский образовательный оздоровительный лагерь).

23.       Какие тенденции наметились в мировом образовательном пространстве: … … (1) переход от элитного к высококачественному образованию для всех; 2) углубление межгосударственного сотрудничества; 3) увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей и введение новых человеко-ориентированных учебных дисциплин: политологии, социологии, психологии, культурологии; 4) сохранение сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов).

24.       Какие характерные наблюдаются явления … … (стремление к демократической системе образования; влияние социально-экономических факторов на получение образования; разрастание рынка образовательных услуг; расширение сети высшего образования и изменение социального состава студента; поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией в сфере управления образованием; образование становится приоритетным объектом финансирование в развитых странах мира; постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ; подход от ориентации на среднего ученика повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям).

25.       Какие крупные международные проекты и программы приобретают важное значение в решении проблем мирового образования: … … («ЭРАЗМУС», «ЛИНГВА», «ЭВРИКА»).

 Какие существуют образовательные модели: … … (американская модель, французская модель, немецкая модель и английская модель).          Ключевыми идеями определяющими   построение системы управления качеством образовательного процесса  в вузе, можно считать следующие:

-качество образовательного процесса в вузе зависит от качества труда преподавателя, уровня его ответственности и профессионализма;

- без реального участия преподавателя в управлении качеством образовательного процесса в вузе, без мотивированности на качественный труд, невозможно постоянное улучшение качества профессионального образования;

- цель управления качеством образования в вузе – постоянное улучшение качества труда преподавателя;

- объект управления качеством образования – система «преподаватель – студент», поскольку именно она и составляет сущность образовательного процесса, то, без чего он принципиально невозможен;

- основные функции управления качеством образования в вузе – это управление мотивацией труда; содержанием образования; технологиями обучения.

·              компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение разрешать проблемы, возникающие в следующих ситуациях:

·              познания и объяснения явлений действительности;

·              при освоении современной техники и технологии;

·              во взаимоотношении людей, этических норм и оценке собственных поступков;

·              практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, клиента, зрителя, горожанина, избирателя;

·              правовых и административных норм, в потребительских и эстетических оценок при выборе профессии и оценки своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынок труда;

·              необходимости разрешения собственных проблем: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешение конфликтов и т.д.

В меняющихся социально-профессиональных условиях все более становится востребованной не образованность (компетентность) как таковая, а способность специалиста реализовывать ее в конкретной практической деятельности (компетенция), что служит основанием различий между данными понятиями, поскольку по мнению ряда авторов компетентность выступает в качестве результата научения (обученности), в то же время компетенция представляет собой компетентность в действии

 

2. Творческие задания:

1.            Как вы считаете, насколько принципы реформирования системы образования в нашей стране целесообразны, актуальны и созвучны с социальными преобразованиями, соответствуют идеалам гуманного и правового государства: … … (……………………………………………………)

2.            Назовите и охарактеризуйте принципы государственной политики в области образования. Проиллюстрируйте их конкретными примерами: … … (………………………………………………………………...)

3.            Дайте определение системы образования согласно Закону РФ «Об Образовании», найдите в словарях и учебных пособиях по педагогике другие определения этого понятия. Сделайте вывод: … … (………………….)

4.            Почему в современных условиях в мире и нашей стране стала актуальной проблема непрерывного образования: … … (…………………..…)

5.            Какого типа учреждения дополнительного образования расположены рядом с вами; ознакомьтесь с их работой; опишите, какое у вас сложилось впечатление о них, и объясните почему: … … (…………………...)

6.            Попробуйте провести среди детей и подростков опрос на тему, хотели бы они быть членами какой-нибудь организации и почему, если они ответят положительно, проанализируйте ответы, сделайте выводы: … … … .)

 

1.                     Литература.

1.                      Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с   македон. – М., 1991.

2.                      Бабанский ю.к. проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. – М., 1982.

3.                      Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой, - М., 1991.

4.                      Журавлев В.И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. – М., 1984.

5.                      Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. – М., 1993.

6.                      Картанов П.И. Внедрение рекомендаций педагогической науки в практику: Организационно-управленческий аспект. – М., 1984.

7.                      Подымова Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности. – М., 1995.

8.                      Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташкина. – М., 1992.

9.                      Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. – М., 1991.