Специфика социально-педагогической компетентности современного специалиста

 

Профессия «социальный работник» введена в Российской Федерации в 1991 г. В квалификационном справочнике специалист по социальной работе наделяется следующими должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и т. д., оказывает содействие в их разрешении и обеспечивает социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением.

Социальный работник выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновление, попечительство и опека, социальная реабилитация), приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров, клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т. д. Организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.

Конкретизация деятельности специалистов по социальной работе вытекает из его основных функций:

– диагностическая изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

прогностическая прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержку населения, его защиту;

– организационная способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

– предупредительно-профилактическая приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская организует работу по профилактике заболеваний, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т. д.;

социально-педагогическая выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т. д.;

– психологическая консультирует по вопросам межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

социально-бытовая способствует оказанию необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т. д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

коммуникативная устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, разрабатывает единую стратегию взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Социальные работники при исполнении своих профессиональных функций заняты разными видами деятельности.

Их работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы:

воспитательный подход выступает в роли учителя, консультанта, эксперта; социальный работник в таких случаях дает советы, обучает умениям, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения;

фасилитативный подход играет роль помощника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой; деятельность социального работника при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов;

адвокативный подход применяется тогда, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени; такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.

Совет по образованию США разработал 10 критериев компетентности социального работника общего профиля, который должен уметь выполнять следующее:

1) идентифицировать и оценить ситуацию в тех случаях, когда требуется начать (или прекратить), усилить, восстановить, защитить отношения между людьми и социальными институтами;

2) разработать план, основанный на оценке проблемы и изучении достигаемых целей и адекватных выборов, и обеспечить его выполнение с целью улучшения благосостояния человека;

3) развивать способности человека в решении проблем, в преодолении стрессов;

4) связать людей с системами, которые обеспечивают их (людей) ресурсами, услугами и возможностями;

5) эффективно защищать наиболее дискриминируемых и уязвимых членов сообществ;

6) способствовать эффективному и гуманному действию систем, обеспечивающих людей услугами, ресурсами и возможностями;

7) активно участвовать в создании новых, модифицированных или усовершенствованных систем услуг, ресурсов и возможностей, которые являются более справедливыми, обоснованными и чувствительными к запросам потребителей услуг, и в устранении тех систем, которые не являются справедливыми;

8) оценить эффективность проделанной работы;

9) постоянно совершенствоваться в профессии, расширяя базу профессиональных знаний и соблюдая стандарты и этические нормы профессии;

10) содействовать совершенствованию службы.

Сформулированные обязанности социального работника оказали влияние на построение программ обучения социальных работников в США. Социальный работник общего профиля является профессионалом, который занимается решением проблем, собирая и оценивая максимально возможное количество данных о проблеме. Когда данные из разных источников собраны (от человека, обратившегося с проблемой, его семьи, врачей, учителей и т. д.), социальный работник пытается определить проблему более точно, составляет план действий, направленный на решение проблемы. План может включать работу с одним человеком, с семьей, с группой или с общиной. В план может быть включена работа с инвалидом, семьей, группой, организацией и общиной одновременно. План действий, определяемый специалистом, зависит от природы проблемы.

После того как социальный работник выслушал клиента, он не должен сразу пытаться разрешить ситуацию. Следовать первому импульсу в решении проблемы для социального работника – значит только осложнить ситуацию.

Процесс решения проблемы социальным работником включает:

1) сбор информации из всех относящихся к делу источников,

2) оценку информации,

3) определение проблемы,

4) планирование действий,

5) составление подробного четкого плана действий,

6) осуществление плана действий,

7) оценку результатов.

Социальный работник, имеющий дело с «поломанным» (по аналогии с автомобилем) человеком, должен иметь в виду, что процесс сбора и оценки информации может быть неприятен клиенту. Поэтому данные нужно собирать в сензитивной манере, характерной для работы с людьми.

Социальный работник общего профиля должен быть включен в решение проблемы на всех уровнях – начиная от публичного просвещения до непосредственного выполнения действий, связанных с решением проблемы в качестве штатного сотрудника. Но даже будучи штатным работником, профессионал должен постоянно участвовать в общественной работе, набирать и обучать добровольцев, привлекать денежные средства.

Не каждый человек пригоден для социальной работы; основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Представление об абсолютной ценности каждого человека переходит здесь из разряда философского понятия в категорию базисного психологического убеждения как основы всей ценностной ориентации индивида. Многие из тех, кто собирается стать специалистом в этой области, могут обнаружить серьезные «расхождения во взглядах» между своими установками и системой ценностей социальной работы как профессии и как призвания. В этом случае им придется посвятить себя какой-то другой деятельности.

Те же, кто начинают овладевать этой профессией, очень скоро осознают огромное воздействие на нее политических сил, экономических условий, демографических тенденций и технического прогресса. Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением и не всегда хорошо оплачивается, но является одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие – в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, другие успешно находят общий язык с замкнутыми и молчаливыми. Одни выдерживают агрессивное, враждебное отношение к себе, другие нет. Одни отзывчивы к детям, другие более сочувствуют людям пожилого возраста.

Поэтому роль личностных качеств социального работника несомненно велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность.

Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из социальных работников не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизация всех личных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества, как терпение, самообладание и т. д. Без этих важных для данной профессии психологических характеристик невозможна эффективная работа. Чем труднее для освоения профессия, чем более значима она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Когда же дело касается специалиста социальной сферы, то при подборе кадров следует оценивать целостный образ личности, в формировании которой существенную роль играет, с одной стороны, опыт работы с людьми, а с другой – установки и ценностные ориентации кандидата.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Определение личностных качеств социального работника предполагает опору на теоретическое обоснование процесса профессионального самоопределения. В зарубежной психологической литературе существует множество теоретических «конструкций», направленных на то, чтобы субъект правильно выбрал профессию. Среди них теория Т. Парсонса, который считает, что для этого необходимо ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов. Такое понимание выбора имеет ряд недостатков. Прежде всего он понимается как одномоментный акт, что предполагает упрощенное представление о человеке, отрыв его от конкретного процесса труда.

Одна из наиболее популярных теорий – концепция Д. Сьюпера, который рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс. Оно формируется под воздействием ряда факторов внешней среды, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам. С точки зрения Д. Сьюпера, процесс профессионального становления индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Вместе с тем в нем можно выделить ряд типичных этапов (рост, поиск, упрочнение, стабилизация и спад). Большое место в профессиональном определении он отводит процессу самопонимания личностью себя как профессионального работника.

В отечественной психологической литературе выбор профессии исследуется с позиций деятельностного подхода, разработанного в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и других исследователей, что предполагает анализ всех психических явлений в деятельности субъекта. В профессиональном самоопределении важную роль играют не столько объективные факторы (семья, школа, группы сверстников), сколько субъективные. Одним из решающих субъективных факторов, определяющих выбор профессии, являются интересы личности.

Как динамическая личностная тенденция интерес описывается рядом характеристик: содержание, широта, глубина, устойчивость. Собственно профессиональный интерес характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает решение превратить свое «хобби» в профессию. В формировании профессиональных планов важное место принадлежит способностям, которые следует учитывать при выборе профессии. Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.

Национальная ассоциация социальных работников США выработала профессиональные нормы, которыми руководствуются социальные работники, и разработала кодекс этики социального работника, где указываются его основные обязательства:

- Я считаю своей главной обязанностью служение интересам и благосостоянию индивида или группы, которых я обслуживаю, и это включает действия по улучшению социальных условий жизни и быта клиентов.

- Я выступаю против дискриминации по признакам пола, расы, цвета кожи, религии, возраста или национального происхождения, в общении с людьми, в своей работе буду добиваться предотвращения и ликвидации такой дискриминации в предоставляемых услугах, в трудовых соглашениях, в практике предпринимательства.

- Я отдаю предпочтение своей профессиональной ответственности, а не личным интересам.

- Я принимаю на себя ответственность за качество и количество предоставляемых мною услуг клиентам. Я уважаю право на конфиденциальность клиента. Я ответственным образом использую сведения, полученные мною в работе с клиентами.

- Я отношусь с уважением к сведениям, точкам зрения и действиям коллег по работе и использую соответствующие каналы для выражения своих суждений по этим вопросам.

- Я практикуюсь в социальной работе в рамках общепризнанных знаний и компетенции моей профессии.

- Я признаю свою ответственность за свой вклад в фонд знаний и опыта в сфере социальной работы.

- Я принимаю на себя обязанность оказывать помощь в защите интересов общины против неэтичных поступков и поведения отдельных индивидов или организаций.

- Я готов предоставлять соответствующие профессиональные услуги в чрезвычайной общественной обстановке.

- Я четко и публично провожу различия между заявлениями как индивида, так и представителя организации.

- Я поддерживаю принцип необходимости профессионального образования для профессиональной работы.

- Я принимаю на себя ответственность за создание и поддержку условий в социальном агентстве, которые позволяют социальным работникам вести себя в соответствии с данным кодексом.

- Я оказываю своими знаниями и умениями поддержку программам улучшения социального благосостояния.

«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается... Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень гуманной и нужной профессии.

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу ее структурных элементов также относят психолого-педагогическую направленность личности, педагогические способности и мастерство, искусство делового общения и культуру служебного поведения.

Предпосылкой для формирования педагогической культуры социального работника являются его педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку и т. д. Но задатки еще не сами способности, а лишь анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе их развития. Как и всякие другие способности личности, они могут стать ее сформировавшимся качеством, если личность постоянно работает над ними. Педагогическая способность предполагает такую черту, как педагогическая наблюдательность. Она проявляется в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие и т. д. Хорошо развитая педагогическая наблюдательность сильна в сочетании с даром педагогического предвидения. Точная диагностика состояния клиента – лишь изначальная сторона дела. Социальный работник должен видеть конечный результат, итоги предпринимаемых действий. Работая с человеком, он обязан предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвидение помогает смоделировать этапы работы, учесть основные проблемы и возможные противоречия.

Педагогической наблюдательностью и предвидением обычно обладают люди с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый раз нового, своеобразного подхода к их разрешению. Педагогические способности раскрываются при условии, если социальный работник досконально знаком с технологией осуществляемого воздействия и обладает необходимыми для этого знаниями. Без психолого-педагогической грамотности нет педагогического мастерства, включающего в себя педагогическую технику и педагогический такт.

Эти понятия обозначают комплекс навыков и умений, необходимых для применения знаний педагогики и психологии в работе с людьми. Основной навык любого социального работника общего профиля – это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу, организацию, общину.

Для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.

Эти и другие навыки объединяются понятием «педагогическая техника». Эффективность ее применения будет гораздо выше, если она органически сливается с педагогическим тактом. Это понятие рассматривается в педагогической литературе как соблюдение принципа меры в общении с людьми, чтобы педагогические средства воздействия при неумелом пользовании ими не перерастали в свою противоположность. Педагогический такт проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии клиента.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский не проводил различий между тактом педагогическим и психологическим. Он считал, что такт является педагогическим потому, что речь идет о выборе методов воздействия на человека. Но вместе с тем такт является и психологическим, потому что выбор метода воздействия зависит от психологических особенностей объекта воздействия.

В жизни педагогический такт проявляется в самых разнообразных формах, но прежде всего – в вежливости, внимательности, доброжелательности, чуткости и т. д. У одних людей он вырабатывается быстрее, у других медленнее – в зависимости от уровня педагогической наблюдательности и предвидения, а также общей культуры и жизненной позиции личности. В процессе общения педагогический такт выступает в качестве регулятора как фундаментальных, так и межличностных взаимоотношений между людьми.

Важнейшие пути овладения педагогическим тактом – постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях. При этом полезно учитывать тонкое замечание А.С. Макаренко: «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними бесконечно беседуют о пользе воспитания и морализуют каждую фразу». В том и проявляется искусство социального работника, чтобы не выставлять на первый план свою воспитательную функцию, а действовать советом, добрыми пожеланиями, личным участием в решении проблем клиента.

Все сказанное о наблюдательности, предвидении и педагогическом такте объединяется в понятие «педагогическая культура», которым обозначается умение добиваться положительных результатов в работе с людьми с помощью педагогических средств и методов. Педагогическая культура является основой для общения. В социальной работе общение рассматривается как специфический вид человеческой деятельности, содержанием которого является развитие и совершенствование межличностных отношений. Выделяют информационный, когнитивный, регулятивный, эффективный и интерактивный аспекты процесса общения, ибо оно протекает как обмен продуктами духовной деятельности (мыслями, идеями, представлениями, чувствами, переживаниями, психическими состояниями), включает взаимопонимание, взаимовлияние, взаимоотношение и взаимодействие людей. Педагогический аспект общения проявляется в культуре общающихся. Партнеры, вступающие в контакт между собой, понимают друг друга, если каждый из них строго придерживается сложившихся норм поведения: вежлив, внимателен, прост в обращении и т. д. Существует определенная этика в служебных отношениях, которая предъявляет четкие требования к методам работы с человеком. Социальный работник обязан следить за такими «деталями», как тон в разговоре, умение владеть собой в напряженных ситуациях, уважать мнение собеседника и т. д.

С одной стороны, общение – это прежде всего понимание. Поэтому здесь превалирует рациональное над эмоциональным, чувственным. Если вне эмоционального аспекта общение в принципе допустимо, то вне рационального оно невозможно. Неопровержимость, истинность аргументов, доводов – главное в поиске истины. С другой стороны, подлинное человеческое общение – это всегда общение на фоне человеческих переживаний и чувств. Рациональное и эмоциональное здесь сливаются воедино, предполагая открытое выражение отношения одного участника общения к другому. Без подобного выражения общение становится менее заинтересованным и тесным, менее эмоционально окрашенным и, таким образом, менее продуктивным.

Социальный работник должен всегда стремиться выразить свое отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства; удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов; беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т. д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяют социальному работнику создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы.

Однако было бы неверно сводить культуру общения лишь к соблюдению правил приличия, речевого и поведенческого этикета, регулирующих межличностные отношения. Многому из этого человека учат с детства, остальное он усваивает в процессе социализации своей личности. Наряду с названными компонентами культура общения должна включать в себя культуру восприятия. Собеседник всегда желает, чтобы его не только слушали, но и слышали. Для этого мало говорить на одном с ним языке, схватывать подтекст отдельно сказанных им слов. Дополнительную информацию об отношении к теме разговора и позиции того, кого слушаешь, дают его жесты, манера держаться, выражение лица, реакция на заданные вопросы. Искусство чувствовать эти особенности позволяет улавливать состояние людей и лучше понимать их.

Критерии профессиональной пригодности. Вопросы оценки профессиональной пригодности к социальной работе решаются в рамках профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профессиональная ориентация – это научно обоснованное распределение людей по видам общественной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями людей к их замещению. Профессиональная ориентация предусматривает проведение целого ряда мероприятий, среди которых необходимо отметить профпропаганду, профпросвещение, профконсультацию.

В аспекте профориентации может быть предусмотрена также специальная система педагогических воздействий, направленных на активность человека в формировании и совершенствовании психических и физических качеств, предопределяющих успехи в той или иной профессиональной деятельности.

Профессиональный отбор – это научно обоснованный допуск людей к какому-либо определенному виду профессионального обучения и деятельности.

В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью.

В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической пригодности; по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом социального отбора; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

В процессе отбора можно выделить ряд взаимосвязанных этапов:

1) социально-психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку; такое изучение завершается подробной профессиограммой;

2) выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих профессиональные действия (менеджмент, коммуникативные связи, общение и т. д.);

3) психодиагностика: психологическое изучение претендентов на овладение профессией, оценка их общего развития, направленности на овладение профессией, степени развития у них качеств, наиболее важных для успехов в овладении профессией, оценка способности выполнения ими элементов целостной деятельности в различных условиях;

4) социально-психологический прогноз: успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных, с акцентом на оценку личностных характеристик; возможности целенаправленного совершенствования и компенсации профессионально значимых качеств (с учетом времени, отводимого на обучение); вероятности адаптации к профессии; возможности экстремальных воздействий.

В профессиональном отборе большое значение имеет также достаточный объем применяемых методик, позволяющий оценить исследуемые качества под разными ракурсами и на разных уровнях.

Профессия социального работника была известна еще с самых ранних периодов общественного устройства, когда возникла надобность воспроизводства материальной и духовной культуры людей.

В настоящее время профессия социального работника относится к группе профессий «человек–человек» – специалист, выполняющий социальную работу как профессионал, применяющий свои знания и умения для обслуживания социально уязвимых категорий населения – инвалидов, семей, групп социального риска.

Социальные работники помогают людям повышать способность решать проблемы, создавать необходимые для этого ресурсы, обеспечивают взаимодействие между людьми или между человеком и его средой, повышают ответственность организаций за человека, влияют на социальную политику. В функциональном назначении социального работника на первое место выдвигается его умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением, умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами, обеспечивать межинституциональные связи.

Перед специалистом, осуществляющим свою деятельность в системе «человек–человек» в соответствии с основными профессиональными характеристиками, по мнению Л.И. Кобышевой, стоят следующие задачи: быть профессионально подготовленным, эрудированным человеком в области культуры, политики, экономического и социального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий, твёрдо проводить в жизнь ценности профессии; иметь навыки коммуникативного общения с людьми, профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну; быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни людей; обладать эмоциональной устойчивостью; быть готовым к психологическим нагрузкам, добросовестно исполнять свой профессиональный долг, не теряя самообладания, доброжелательности и внимания к людям; уметь принимать решения в трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли[1].

Минувший двадцатилетний период интенсивного становления и развития социальной работы в России с предельной ясностью и достоверностью раскрыл гуманистический созидательный потенциал и всеобщую востребованность ее как области науки, обширной практики социокультурной, социально-психологической, здоровьесберегающей поддержки и защиты личности, многоплановой социальной работы, а также как социально-педагогического образовательного, воспитательного пространства.

Сложившиеся социально-экономические и исторические предпосылки и ведущие современные тенденции развития социальной педагогики позволили обосновать ее композиционное «триединство»: как науки, области социальной практики и социально-педагогического образования.

С позиций новых приоритетов, связанных с укреплением человеческого ресурса страны, актуализируется проблема социально-педагогического образования, рассматриваемого в качестве универсальной компоненты профессиональной подготовки любого специалиста, которая предполагает приоритет духовно-нравственных ценностей, овладение знаниями и умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в социуме своей профессиональной деятельности.

Современное социально-педагогическое образование находится в состоянии становления и не отвечает задачам социальной и образовательной политики.

Слабая разработанность научных основ социально-педагогического образования к тому же сопровождается размытостью и нечеткостью позиций в важнейших документах, на основе которых оно осуществляется (Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», государственные образовательные стандарты, квалификационные характеристики, профессиограммы различных категорий специалистов), а также в существующих подходах к профессиональной диагностике, в принципах подбора специалистов, подготовке преподавателей высшей школы (особенно факультетов и кафедр социальной педагогики), в дополнительном профессиональном образовании.

В результате радикальных изменений государственной политики значительная часть моделей профессиональной подготовки специалистов в определенной степени стала неадекватной условиям быстро меняющихся жизненных и профессиональных обстоятельств, потребностям рынка, а также повышенному вниманию к развитию личностных возможностей человека (человеческого ресурса в целом) в его профессиональной деятельности.

Определяя систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, позволяющих не только анализировать конкретную трудовую деятельность, но и выделять основные мотивы выбора тех или иных профессий, Л.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев конкретизируют возможности для реализации специалистом внепрофессиональных целей в плане общественной работы, достижения желаемого общественного положения, создания материального благополучия, отдыха и развлечений, сохранения здоровья и управления им, психического самосохранения и развития, общения.

У гармонически развитой личности, как отмечает Л.И. Божович, мотивационная сфера достигает наиболее высоких форм своего развития. В ней устойчиво преобладающими являются мотивы, связанные с интересами других людей, а не с собственными экономическими интересами. Для того чтобы действовать в интересах общественно значимого дела, им не нужна специальная организация поведения[2].

Раскрытие и использование личностного потенциала специалистов, по мнению М.Р. Гинсбурга, является ключевым механизмом в процессе самореализации личности. Здесь раскрываются все составляющие структуры личности, при этом особое значение имеет учет социальной направленности. Поэтому благоприятным вариантом самореализации, т. е. активного участия в различных сферах жизнедеятельности, является такой, когда диапазон областей самореализации достаточно широк. Самореализация подразумевает наличие собственной активности, т. е. творческого начала. Следование готовым образцам, копирование и подражание вряд ли можно назвать успешной самореализацией[3].

Н.Н. Нечаев отмечает, что профессиональная деятельность осуществляется в двух направлениях: в направлении развития и формирования профессиональной индивидуальности (комплекса специальных знаний, умений и навыков) и в направлении развития и формирования личности (приобщение к социокультурному опыту профессии и общества в целом, развитие профессионального самосознания и др.)[4].

По утверждению В.А. Никитина, «не может быть творческим работником специалист, если он не владеет социально-педагогическими знаниями, умениями и навыками. Вместе с другими видами социально-гуманитарного знания и деятельности они определяют в значительной степени, станет или не станет тот или иной специалист бездушным исполнителем, формалистом, бюрократом»[5]. Нравственно-личностные и собственно профессиональные характеристики специалиста рассматриваются нами в динамике как компоненты, дополняющие друг друга в процессе профессионального становления специалиста и его дальнейшего развития. Система качеств личности предусматривает реализацию специалистом разных социальных ролей в профессиональной деятельности, а также высокий уровень социально-педагогической компетентности и профессиональной культуры личности.

Это позволяет выделить проблему формирования социально-педагогической компетентности как одну из важнейших задач современной высшей отечественной школы: в системе подготовки студента к профессиональной деятельности социально-педагогические знания являются значимой и целостной подсистемой, что обусловлено необходимостью овладения им широким комплексом умений, необходимых на всех этапах профессиональной деятельности.

Формами педагогической деятельности являются обучение, воспитание, управление и педагогическое общение.

 

Что осложняет работу педагога?

а) Цель деятельности задана извне обществом.

б) Содержание известно, заранее предложено в форме стандартов, учебников, программ воспитания.

в) Направлена на перспективу.

г) Объект (субъект) воздействия непредсказуем.

д) Автономность низкая среди других факторов.

е) Достоверность и результативность трудно поддаются проверке.

Педагогическая культура рассматривается как высокий уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой саморегуляции индивидуальных возможностей педагога.

Она включает в себя компоненты:

а) аксиологический – культура умственного труда (чтение, письмо, исследования); нравственная (поступки, поведение, суждения); правовая (долг, мнение, правила, обязанности); приоритеты общечеловеческих ценностей (жизнь, добро, красота, истина) и т. д.;

б) технологический – план, стиль, такт, голос, жест, взгляд, поза, дистанция и т. д.;

в) эвристический – осознание реального смысла и цели, умение составлять программу, владение формами и методами воздействия и взаимодействия, импровизации, оценка способностей и качеств людей, творческий рост и т. д.;

г) личностный – правила служебного этикета, внешний вид, физическая форма и т. д.

Исходя из профессиональной компетентности к педагогам предъявляются требования социокультурные, методические и личностные.

Социокультурные: широкая образованность, общественная активность, общее развитие и эрудиция, толерантность в отношениях с людьми.

Профессионально-методические: глубокое знание наук, лежащих в основе профессии, владение методикой их изучения, знание различных способов понимания мира, стремление к самосовершенствованию.

Личностные: гуманность, терпеливость, педагогический оптимизм, открытость поведения и расположенность к сотрудничеству.

Принципы и идеи сотрудничества педагогов с воспитанниками:

1)           взаимодействие без принуждения;

2)           ориентация на успех и ответственность;

3)           движение от детали, опоры;

4)           совершенство приемов усвоения и запоминания;

5)           идея опережения;

6)           соответствие формы содержанию;

7)           идея свободы выбора;

8)           идея трудной цели;

9)           идея самоанализа;

10) создание интеллектуального фона;

11) личностный подход.



[1] Кобышева Л.И. Проблема формирования профессионально значимых личностных качеств социального педагога // Социальная работа в современном обществе: материалы Межд. научно-практ. конф. «Теория, практика и образование в социальной работе: реалии и перспективы» (17–19 мая 2001 г.). – Барнаул, 2001. – С. 338.

[2]    Божович Л.Л. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995. – С. 157.

[3]    Гинсбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. – № 3. – С. 48–49.

[4] Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. – М., 1985.

[5] Никитин В.А. Начала социальной педагогики: учеб. пособие. – 2-е изд. – М., 1999. – С. 35.