Современные образовательные технологии

в становлении специалистов социально-педагогической деятельности

Понятие педагогический процесс было введено П.Ф. Каптеревым. Целостный педагогический процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника.

Педагогический процесс – это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач, совокупность последовательных действий учителя и ученика (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности. Самовоспитание и самообразование выступают как высший этап (уровень, ступень) педагогического процесса

Какова цель педагогического процесса – гармоническое развитие личности, обладающей способностью к творчеству и саморазвитию, социальной активностью, ответственностью, высокой общей культурой и нравственностью.

Важнейшей качественной характеристикой и одновременно условием эффективности педагогического процесса является его целостность. Обучение, воспитание, развитие, социализация, здоровьесбережение эффективны только в рамках единого, целостного учебно-воспитательного процесса.

В целостном процессе создаются условия для преодоления традиционного разрыва между обученностью и воспитанностью (обучить все же легче, чем воспитать). Рост обученности способствует развитию культуры, воспитанности, а воспитанность расширяет познавательные горизонты и возможности совершенствования в разных областях деятельности.

Целостный процесс способствует формированию единого коллектива педагога и учащихся, их более полному взаимопониманию и сотрудничеству, создает условия для взаимопроникновения методов обучения и воспитания, позволяет более полно реализовать программно-целевой подход в проектировании и планировании работы образовательного учреждения, а также способствует выработке единых критериев для оценки результатов образования и эффективности нововведений.

Функции педагогического процесса: образовательная; развивающая; воспитывающая.

Признаки педагогического процесса: целенаправленность; двусторонность; целостность.

Общие закономерности педагогического процесса: 1) связь воспитания и социальной системы (характерными потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями); 2) взаимосвязь между обучением и воспитанием, их разностороннее взаимовлияние, единство; 3) связь воспитания и деятельности: воспитывать – значит включать ребенка в различные виды деятельности; 4) связь воспитания и активности личности: воспитание осуществляется успешно, если объект его (ребенок) является одновременно и субъектом, т. е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности; 5) связь воспитания и общения: воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников.

Характеристика педагогической деятельности. Профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, обучения, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения.

Субъектность позиций проявляется в сопротивлении, принятии или непринятии педагогического воздействия.

Целью современного воспитания является воспитание свободной и самостоятельной личности, личности со сформированной субъектностью. Субъектностьэто способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы жизни. Внутренний психологический фон, на котором развертываются все акты взаимодействия учителя и детей, – определяется как стиль взаимоотношений.

Строить общение воспитывающему взрослому с ребенком необходимо на основе его понимания, принятия и признания.

Понимать ребенка – значит уметь видеть его «изнутри», видеть мир как с позиции взрослого, так и с позиции ребенка, определять истинные мотивы детских поступков.

Принятие ребенка – безусловное положительное отношение к ребенку, его индивидуальности, независимо от того, высоких или низких показателей он достиг.

Признание ребенка – восприятие каждого ребенка как личности, достойной внимания, имеющей право на собственную позицию и мнение, отношение к ребенку с уважением.

Под обучением следует понимать:

а) не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности, активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающиеся приобретают систему научных знаний, навыки, у них формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества. Это процесс управления (стимулирования) внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта;

б) совместную деятельность учителя и учащегося, когда первый передает свои знания и руководит процессом обучения, а второй (ученик) учится, т. е. усваивает и вырабатывает на их основе умения и навыки. Учитель осуществляет деятельность преподавания, а ученик – деятельность обучения.

в) целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течении всей жизни.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 26.12.2012 № 273-ФЗ.

Обучение, обеспечивающее овладение всеми компонентами культуры, дает подлинное образование, т. е. развивает и воспитывает. В работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина убедительно показана четырехкомпонентная структура культуры и адекватное ей содержание обучения, в которое входят: а) знания о человеке, обществе, природе, технике; б) установленные и выверенные в опыте способы деятельности, передаваемые через правила, инструкции, алгоритмы и обучение; в) опыт творчества; г) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальной действительности.

Психологическая структура обучения заключается в следующем: а) узнать (восприятие информации органами чувств); б) познать (размышление, осмысление полученной информации); в) знать (результат осмысления); г) осознать (зачем надо, где нужно применять).

Традиционная структура обучения: а) постановка цели; б) формирование потребностей и мотивов учащихся; в) подбор материала, подлежащего изучению; г) выбор функций, методов и средств учебно-познавательной деятельности; д) придание учебной деятельности эмоционального характера; е) регулирование и контроль учебной деятельности; ж) оценка.

Процесс обучения выполняет следующие функции:

а) образовательную. Главное назначение процесса обучения заключается в том, чтобы вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования; научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности; научить самостоятельно приобретать знания;

б) развивающую. В процессе овладения системой знаний, умений и навыков происходит развитие логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление) и качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность):

в) воспитывающую. Проявляется в осознании учеником своей учебной деятельности как социально значимой, воспитании нравственных качеств личности, формировании положительных мотивов учения, формировании опыта общения между учащимися и сотрудничества с учителями в учебном процессе.

Движущими силами процесса обучения являются противоречия:

а) между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми в процессе обучения как учителем, так и самим учеником (в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков;

б) между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями;

в) между известным и неизвестным (является основой проблемного обучения);

г) между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятием;

д) между знаниями и умением применять полученные знания в практической деятельности (разрешается через обеспечение осознанности понимания теории).

Признаки, характерные для процесса обучения: а) целенаправленность; б) целостность; в) двусторонность; г) совместная деятельность учителя и учащихся; д) управление развитием и воспитанием учащихся.

Закономерности обучения – это устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.

Принципы обучения – это основные (общие руководящие) положения, определяющие содержание организационной формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

К общим законам диалектики относятся Закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных накоплений в качественные изменения, закон отрицания отрицания.

А.В. Хуторской выделяет следующие законы обучения: а) социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов; б) взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; в) взаимосвязи обучения, воспитания и развития; г) обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся; д) целостности и единства образовательного процесса.

Общие закономерности охватывают своим действием всю систему обучения.

Цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, потребностей и возможностей общества, уровня развития и возможностей педагогической науки и практики;

Содержание обучения зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей учащихся, уровня развития теории и практики обучения, материально-технических и экономических возможностей учебных заведений;

Эффективность каждого нового этапа обучения зависит: от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых результатов, от характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся, времени обучения;

Эффективность дидактических методов зависит от: знаний и навыков в применении методов, цели обучения, содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей (обучаемости), материально-технического обеспечения, организации учебного процесса; д) управления обучением.

Продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения, от обоснованности корректирующих воздействий; стимулирования обучения, внутренних стимулов (мотивов) обучения, внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

В классической дидактике признанными считаются дидактические принципы: а) научности, б) доступности, в) сознательности и активности, г) наглядности, д) систематичности и последовательности, е) прочности, ж) воспитывающего обучения, з) связи теории с практикой.

Содержание образования – часть культуры, отобранная, дидактически отработанная и включенная в учебные стандарты, программы, учебники. Содержание образования имеет особое значение, поскольку через него социальные цели трансформируются в педагогические.

Содержание образования и воспитания – это система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей воспитанников, формирование их мировоззрения, подготовку к общественной жизни и труду.

Содержание профессионального образования – это система теоретических и эмпирических норм, ценностей, знаний основ наук о сущности и закономерностях развития природы и общества, организации, техники и технологии производства, практических умений и навыков, в целом обеспечивающих подготовку специалистов высокого уровня образованности, воспитанности, квалификации, профессиональной мобильности, обуславливающих процессы социализации и профессионализации личности.

В последнее время в свете идеи гуманизации образования в педагогической науке все больше утверждается личностно-ориентированный подход. Он нашел отражение в работах И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина. Под содержанием образования они понимают педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения, усвоение которых призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Личностно ориентированное образование направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и региональную ценность.