Современные концепции воспитания

 

Воспитание – центральное понятие педагогики, а может быть, и всего человеческого бытия. Возрождение воспитательной проблематики является характерным признаком современного образования.

Основой концепции воспитания в советский период в педагогической науке была объектная позиция. В тоталитарном государстве теоретическая работа по определению целей, принципов, идейных установок воспитания осуществлялась «сверху» в политических структурах, а педагогическая наука лишь разъясняла эти цели, определяла соответствующее им содержание, условия, методы воспитания, критерии воспитанности, т. е. она озвучивала решения вышестоящих инстанций.

Воспитание определялось как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая выполнение социального заказа по формированию личности, принимающая и реализующая в своем поведении коммунистические идеалы и установки правящей партии.

В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что ни одно из находившихся в педагогическом обороте в тот период определений воспитания не отражает и не подчеркивает его активного характера и индивидуально-личностной направленности. В этих условиях воспитание рассматривалось как процесс, ориентированный на личность хорошо управляемую, а сейчас – как на личность самоопределяющую. Школьная практика понималась как специально организованный, педагогически управляемый процесс воздействия на личность для формирования у нее желаемых воспитателем качеств. Воздействие носило тоталитарный характер, распространялось на сознание, чувства, поведение – всю систему отношений личности. Объектное отношение к человеку привело к тому, что с воспитанием стали связывать покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность и самобытность.

Смена терминов в отечественной педагогике – это не просто игра в слова, хотя и не без этого. Это отражение нравственности и половой распущенности, образа жизни по правилу «расслабляйся» (от чего?), «бери от жизни все», праздности и безудержного развлечения (за чей счет?), решения личных проблем с помощью агрессии, насилия жестокости. Полностью отсутствует то, что называется трудовым воспитанием. Самые опасные для молодежи – пофигизм, апатия, безразличие, уход от решения проблем.

Новые условия требуют адаптированного к ним воспитания, которое пока слабо разработано. Система воспитания взамен разрушенной не построена, уменьшилось число лиц, реально занимающихся воспитанием. Многие учителя, педагоги, руководители устранились от него, считая даже невозможным проводить его ныне, снизился и уровень воспитательной компетентности.

Измененный образ жизнедеятельности населения, системы влияний и ценностей требует воспитательной работы со всеми категориями населения, во всех сферах, организациях. С точки зрения мировосприятия советской эпохе был свойственен революционный романтизм с преобладанием отдаленных идеалов. С точки зрения мироощущения основных слоев населения, она определялась статусом победителей (ВОВ), покорителей (космос, целина), людей будущего (психологическое преодоление новых преград, ориентация на совместное решение любой социальной проблемы). Это было поколение оптимистов, которые жили будущим. В качестве примера можно привести слова весьма популярных в те годы песен, «еще немного», «еще чуть-чуть», «завтра будет лучше чем вчера», а также социально-политические лозунги. «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме, и к 1980 г. каждая советская семья получит отдельную квартиру». В этих условиях воспитание рассматривалось как главное дело всех и каждого («всем миром»). От революционного романтизма новое поколение молодежи устойчиво переходит к рационалистическому прагматизму на фоне социального индивидуализма, который диктует решение задач «здесь и сейчас», обуславливает приоритет денег над моральными обязательствами и ставит под сомнение личностные обязательства перед кем-либо.

Воспитание значительно труднее образования. Обучение развитие требуют большего от личности воспитателя, его самоотдачи, педагогической компетентности и мастерства.

Все вышесказанное говорит о необходимости поиска методологических основ, которые служат предпосылкой создания современных школьных воспитательных систем.

Одна из них – концепция воспитания, которая дает новые и разнообразные подходы к самому понятию «воспитание».

Концепция воспитания определяется как совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цели, содержание позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в педагогическом процессе. Основной вопрос концепции – вопрос о цели воспитания и способах ее достижения. Одним их существенных и исходных моментов разработки концепции является осмысление реального состояния дел и воспитательных проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, что происходит с воспитуемыми и воспитателями в этих условиях, какие новые потребности действуют в современном воспитании.

В современном обществе, в педагогической науке общепризнано, что единая теория воспитания еще отсутствует, но одной из тенденций современного этапа развития теории воспитания является тенденция, разнообразия (общенаучных) подходов к воспитанию:

1.           Личностно ориентированный (В.В. Сериков). В условиях личностно ориентированного воспитания приоритетная, системообразующая роль отводится индивиду. Цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы создать условия для развития личностных функций индивида – его способностей действовать в различных жизненных ситуациях, чем больше эта переживаемая личностью ответственность, тем больше развита личность.

2.           Самореализация, самостоятельность, состязательность.

3.           Рефлексивные функции, обеспечивающие ее смысло-поисковую деятельность. Осуществляя личностно ориентированное воспитание, следует уделять внимание не только возрастным особенностям индивида, но и его эмоциональному состоянию. Проблема учета эмоционального состояния в процессе воспитания, к сожалению, все еще остается не разработанной.

Вместе с тем диапазон эмоциональных состояний (возбужденное, радостное, утомленное, раздраженное, подавленное, угнетенное и т. д.) имеет важное, а порой решающее значение в воспитании личности, в развитии и ее позитивном или, наоборот, негативном поведении. Учет психологических состояний в воспитании создает надежные предпосылки для успеха в различных ситуациях педагогического взаимодействия создает условия для их гармонического сотрудничества и сотворчества.

Как осуществлять личностно ориентированное воспитание?

1.           Полюбить своих учеников, значит, не гладить их по головке, а постоянно настраивать себя на доброжелательно-доверительное взаимодействие с ними.

2.           Стремиться в любой ситуации понять своего воспитанника, его цель, мотивы, поступки.

3.           Помнить, что каждый ученик хоть в чем-то, но талантлив.

4.           Если ученик совершил отвратительный поступок, дать ему шанс исправиться.

5.           Ни в коем случае не сравнивать детей друг с другом, а искать в каждом ученике «свои точки роста».

6.           Помнить о взаимопонимании, сотворчестве и сотрудничестве с учениками.

7.           Дать каждому ученику возможность самоутверждаться, самореализоваться.

Культурологический подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура национальные традиции стали базовой основой воспитательного процесса.

Разработке культурологического подхода в воспитании большое внимание уделено в исследованиях Е.В. Бондаревской.

Суть принципа культуросообразности воспитания заключается в его опоре на следующую закономерность. Воспитание будет тем эффективнее, чем в большей степени оно будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а воспитанник будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры науки страны мировой цивилизации.

а) Отношение к ребенку как к субъекту жизни, способном к культурному саморазвитию и самоизменению;

б) отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;

в) отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

г) отношение к школе как целостному культурно-образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых осуществляется творение культуры и воспитания человека культуры.

Аксиологический подход в воспитании связан с развитием теоретического и практико ориентированного поиска ценностей и ценностных ориентаций личности в динамично меняющемся обществе в условиях его дестабилизованного, неустойчивого развития. Его сущность заключается в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей и гуманистических начал в культурной среде. Аксиологический подход призван объединить несколько «кругов» ценностей в воспитании.

Во-первых, это общечеловеческие ценности, которые прошли испытания веками, изменениями государственного и общественного устройства многих стран сохранили свой потенциал как истинных ценностей (жизнь, свобода, счастье, честь, развитие). Логично предположить, что этот круг ценностей является ядром ценностной системы воспитания.

Во-вторых, это ценности, обладающие характером преемственности, будучи передаваемы от поколения к поколению вне зависимости от социальных изменений (труд, гуманизм, красота, знание идеала воспитанного человека, Отечество).

И наконец – это ценности, ставшие приоритетными в новой системе координат социального развития общества (компетентность, конкурентоспособность, инициативность, успешность и др.).

Человек, цивилизации, отечество, мир, традиции, новации становятся основными параметрами ценностной картины мира. В своей совокупности, по утверждению Л.Л. Разбегаева, они не представляют случайного набора, а образуют единую систему, изменение одних элементов, которые влекут за собой трансформацию других.

Таким образом, аксиологический подход в воспитании связан с поиском, утверждением, пропагандой всех «кругов» ценностей с их реальной востребованностью социумом и следованию им всех социальных институтов и институтов социума, их реальным действием в нем, с ориентацией детей и молодежи в этих ценностях, в создании условий для их перевода в субъективные, индивидуальные ценностные ориентации.

Гендерный подход в воспитании является достаточно новым, так как советская педагогика является «бесполой». Феминизация российского образования имеет следствием гендерную деформацию воспитанника. Методологическую основу современных воспитательных систем представляет идея гуманизации как основа новой идеологии воспитания. История свидетельствует о том, что в критические моменты развития просвещения педагогическая мысль всегда обращалась к идеям гуманизации, усиления нравственных основ образования и воспитания к их собственным проблемам «могу», «хочу», «надо».

Можно выделить основные теоретико-методологические предпосылки (требования), которые в публикациях часто представляются разрозненно. Объединенные, скорректированные и дополненные они способны проложить путь к конструктивному решению проблемы. Определены цели формирования личности.

а) Педагогика не уполномочена, не компетентна и не ответственна давать общее определение цели формирования личности гражданина.

Педагогика компетентна и ответственна лишь в границах своего предмета – педагогической субстанции, педагогического формирования личности, а поэтому обязана связывать цель с желательными результатами педагогической социализации, выраженными в воспитанности, образованности, обученности, развитости человека как личности:

1)                это требование научно-педагогической предметности;

2)                цель формирования личности и её совершенствования не может определяться сиюминутными или кратковременными соображениями, а должна базироваться на принципах, положениях и тенденциях, исторически сложившихся и выведенных из многовекового опыта человечества, общества, педагогической науки. В мировой педагогической практике и теории уже давно сложилось мнение, что воспитательный процесс не должен быть заложником каких-то коньюктурных ситуаций, находится в зависимости от того, какие взгляды и убеждения исповедуют люди, стоящие ныне у власти. В правящих кругах, в публицистике заговорили о выработке новой государственной идеологии.

Но всякая идеология – это односторонний, социально заинтересованный подход тех или иных классов и социальных групп к решению общественных проблем, которые они стремятся навязать другим в качестве господствующих идейных и ценностных ориентаций. Создание и насаждение какой-либо государственной идеологии – это стремление сформировать какую-то новую единую идеологическую платформу, что в условиях многопартийной системы сложившегося политического и идеологического плюрализма просто невозможно, да и не нужно. Воспитание молодого поколения – это слишком серьёзное дело. Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма. Теоретически и практически правильнее определять цели формирования личности, не приспосабливаясь к взглядам группы или партии, правящей в данный краткий отрезок времени (тем более при многопартийности в обществе), а на долговременной основе с предвидением перспектив, необходимых для благополучного будущего России и её граждан. Это отвечает и провозглашенному у нас принципу интеграции молодёжи и граждан в национальную мировую культуру;

3)                это требование научной и практической традиционности.

4)                Требование народности, формирование нового поколения и личности в каждой стране объективно, а не декларативною. Зависит от присущих большинству населения устойчивых культурно-психологических особенностей, привычного образа жизни, мышления, убеждений, традиционных ценностей, норм поведения, имеющих глубокие корни в особенностях всей предшествующей истории страны. Совокупность их называется менталитетом народа, нравственно-психологическим стержнем его духовности. О нашем менталитете за рубежом говорят как о загадочной русской душе, т. е. как о своеобразном, многоликом и мало меняющемся феномене. Ф.И. Тютчев (1803–1873), характеризуя его, написал известные строки:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Поэтому цель формирования личности должна отражать черты менталитета российского народа, его традиционной культуры, т. е. главное в опыте, которое следует передавать из поколения в поколение и за которое традиционно ответственна педагогика. Мы обязаны прислушаться к концептуальным требованиям К.Д. Ушинского, которые являются не только гениальными, но и пророческими, провидческими, как бы адресованными педагогам всего полиэтнического мира, особенно многонациональной России:

а) у каждого народа своя особенная национальная система воспитания;

б) в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих;

в) воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью больше, чем что-либо другое.

Дагестан – это уникальное место в мире, где лучше всего может быть понят и принят этнопедагогический манифест.

5)                Это требование современности и опережающего характера самоформирования. Движение в будущее непреклонно и будущее никогда не повторяет однозначно прошлое. Справедливость предыдущего, третьего утверждения не означает, что нельзя вносить ничего нового в цель формирования личности, наоборот, это обязательно надо делать. Исторический процесс развития человечества и педагогический опыт учат, что каждый человек обязан не только освоить опыт предыдущих поколений, но быть способным обогатить и преумножить его, добавить к нему новое (что отвечает специфике современности и предвидимому будущему и передать всё следующему поколению). Есть мудрая поговорка: «Строишь планы на год – сей пшеницу, строишь на годы – сажай деревья, строишь планы на десятилетия и века – расти человека». Цель формирования личности намечается правильно, если содержит элементы опережающего характера, подготавливающие личность к будущему, к участию в создании будущего. В обществе всегда есть остатки прошлого, основы настоящего, задатки будущего.

6)                Главным общим показателем совершенства социализированной и непрерывно развивающей личности выступает цивилизованность – соответствие её характеристик лучшим достижениям человечества, антипод варварства. В педагогическом отношении это находит выражение в доведении до цивилизованного уровня основных педагогических свойств и качеств, потребности в непрерывном самосовершенствовании.

Цивилизованность – требование к формированию личности. Изложенные основные требования определяют вектор логики, научно-педагогического подхода к определению цели формирования и совершенствования личности. В общем виде эту цель можно сформулировать так: содействие формированию педагогически всестороннее, гармонично и цивилизованно развитой личности – гражданина своей страны и мира, обладающего яркой индивидуальностью, мыслящего, разумного, высоконравственного, деятельностного, реализующего себя в жизни в интересах и при участии «Самого себя» и общества.

Общая цель, связанная с развитием личности, ее сознания и самосознания, требует ее конкретизации с учетом тех трудностей, которое переживает молодое поколение в условиях всеобщего кризиса. Философско-мировоззренческая подготовка молодежи поможет определить смысл жизни, ценностное отношение к ней, потребности проектировать свое будущее и реализовать его.

Приобщение учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего отечества, народа, происходит:

– формирование потребности в духовных ценностях и их дальнейшего обогащения;

– выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация их в разных сферах человеческой деятельности и общения;

– формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброта, взаимопонимание, милосердие, терпение по отношению к людям), интеллигентности, культуры общения;

– развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувство собственного достоинства, самоуважения, способности к рефлексии;

– развитие социальной и гражданской ответственности как важнейшие черты личности. воспитание полноценного отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде, воспитание предприимчивости, деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях. Развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим семьянином, жить счастливой жизнью.

Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности. Традиционными составными частями воспитания называют умственный, физический труд.

Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основ наук. В ходе и в результате усвоения знаний закладываются основы научного мировоззрения.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения.