Профессиональный портрет социального работника

и его функции

 

Необходим некий общий (применительно к различным профессиям) инвариант сущностной характеристики специалиста любой сферы, обладающего социально-педагогической компетентностью, который предполагает:

- взаимосвязь общепрофессиональных и нравственно-этических ценностей в профессиональной подготовке;

- овладение умениями позитивного влияния на гармонизацию отношений в социуме профессиональной деятельности;

- превентивно-профилактический характер поддержки человека в сложных жизненных ситуациях;

- организацию активной деятельности каждого индивида как субъекта решения собственных проблем и социального участия в жизнедеятельности общества;

- создание условий для активизации семьи в развитии социальной практики;

- обеспечение интеграции при полноценном использовании потенциала социальных институтов формирующегося гражданского общества.

Специалист социально-педагогическим образованием подготовленный в любой сфере отличается не только своими общепрофессиональными знаниями, но и умением компетентно и эффективно осуществлять социально-педагогическую деятельность в своем профессиональном социуме, строить отношения с людьми, используя знания, а также владеть определенным набором социально-педагогических умений. В процессе социализации и профессионализации будущий специалист, вбирая в себя нормы и ценности социального окружения, испытывая социальное воздействие и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внутренний мир, оказывает обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответствии с выработанными ценностями.

Спецификой педагогической деятельности является субъект-субъектный характер взаимодействия педагогов и воспитанников.

Педагогическая деятельность имеет следующую логическую структуру: целеполагание, стимулирование и мотивация, побуждающие учащихся к сотрудничеству и исполнительности, диагностика потенциальных возможностей содержания, условий и самих воспитанников, проектирование предлагаемой формы, методов и содержания работы, организация процесса, коммуникация и управление, коррекция с учетом возникающих преград и отклонений, анализ и оценка воспитательного влияния на учащихся.

Успешная реализация этой деятельности зависит от владения педагогом следующими умениями:

а) познавательными, позволяющими педагогу выявлять потенциальное влияние содержания, методов и форм работы на воспитание и развитие учащихся;

б) проектировочными, позволяющими рационально распределять предлагаемое содержание по этапам работы;

в) конструктивно-технологическими, позволяющими эффективно реализовать методы, формы и средства педагогической деятельности;

г) организационно-управленческими, позволяющими создавать благоприятные условия взаимодействия и взаимопонимания учащихся;

д) аналитическими, позволяющими оценить эффективность работы или причины возникших неудач.

В зависимости от уровня мастерства выделяют педагогов – практиков, мастеров, методистов, новаторов, исследователей.

Стиль деятельности педагога – устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях осуществления деятельности.

Существуют три стиля педагогической деятельности:

демократический (коллегиальный) – ученик и учитель – партнеры;

– авторитарный (директивный) – ученик – объект педагогического воздействия;

- либеральный (разрешительный) – учитель передает инициативу решений ученикам.

Стили общения педагога с учащимися можно группировать и следующим образом: общение на основе увлеченности; общение на основе дружеского расположения, общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание. Все виды общения можно определить как две разновидности – монологическое и диалогическое.