Основные направления инновационного социального

образования

 

А. Прежде всего возродить принцип природосообразности Я.А. Коменского. Советская педагогика объявила его «идеологическим» и заменила требованием учета возрастных особенностей школьников. Она исходила из идеи о врожденном равенстве людей, их равных возможностях в обучении и воспитании.

Принцип природосообразности – системообразующий в педагогике. Это принцип научный, а не идеологический. Новую педагогику следует выстраивать только на основе знаний о человеке, его формировании и воспитании. Идеология же – всегда односторонний, заинтересованный подход тех или иных социальных групп, который они навязывают другим в качестве идейных и ценностных ориентаций. В мировой философии воспитания признано, что воспитательный процесс не должен зависеть от политических амбиций и убеждений людей, стоящих у власти. Воспитание подрастающих поколений – слишком важное дело, чтобы ставить его в зависимость от преходящих ценностей. Педагогическая теория и практическая система должны развиваться только на основе объективно установленных наукой и подтвержденных практикой положений.

В этой связи первым инновационным направлением развития педагогической теории приходится признать возврат к классическим основаниям природосообразной педагогики Я.А. Коменского. Требуется перестроить всю педагогическую теорию на том основании, что у людей различные природные особенности.

Я.А. Коменский так сформулировал этот принцип: «Как у трав, деревьев, животных есть различные природные особенности – с одними нужно обращаться так, с другими – иначе, и нельзя пользоваться для одних и тех же целей всем одинаково, – так существуют подобные же природные способности и у людей. Куда не влекут способности, туда не толкай. Бороться с натурой – напрасное дело…».

Ему вторит Дж. Локк: «Бог наложил определенную печать на душу каждого человека, которая, подобно его внешнему облику, может быть немного исправлена, но вряд ли можно ее целиком изменить и превратить в противоположное. Поэтому кто имеет дело с детьми, должен следить за тем, в какую сторону они легко уклоняются и что к ним подходит, каковы их природные задатки, как можно их усовершенствовать и на что они могут пригодиться…».

Чего достигает теория, возвращаясь к принципу природосообразности? Прежде всего ясного понимания возможностей обучаемых, объективных оснований их качественного обучения. Одним из главных недостатков нашей педагогической теории является увеличение объемов заучивания в ущерб физическому, нравственному, трудовому воспитанию. Заложниками такого подхода стали поколения физически слабых, психически неуравновешенных, функционально неграмотных выпускников.

Резко критикуя отжившую «зуновскую парадигму» образования, один из наиболее известных российских педагогов Е.А. Ямбург отмечает, что: «Ни в одной стране мира никто не ставит перед собой задачи такое количество знаний, умений, навыков ногами впихнуть в голову ребенка». И ни в одной стране мира «так не учат, как мы – жестко, мощно, против шерсти», получая в итоге все «больше количество больных детей и дидактогенных неврозов». Другая причина кризиса знаниевой парадигмы, как отмечают исследователи, видится в том, что отпадает необходимость перегружать память ребенка истинами «про запас», ибо существуют хранилища информации иной природы (В.А. Болотов, В.В. Сериков).

Руководитель образовательного проекта «Новая Россия» А. Кушнир весьма скептически смотрит на возможности господствующей ныне педагогики «развивающего обучения» решить проблемы подрастающих поколений. Нужно помнить, что ребенок – это нечто живое, целостное, самоценное, а вовсе не «совокупность психических процессов», которые надо развивать, на которые надо воздействовать.

Б. Второе направление инновационной перестройки педагогики – переход к гуманистической модели выстраивания отношений в педагогической системе. В центре такой модели стоят не умиление и вседозволенность, а высокая требовательность в сочетании с уважением к человеку, небезразличное отношение к ученику и ответственность за его судьбу.

В. Третье направление инновационных преобразований в педагогической науке связано с применением новых информационных средств массовой коммуникации. Сегодня мы находимся лишь на начальной стадии этих преобразований, пытаясь применить для совершенствования дидактического процесса новые информационные средства: интерактивные компьютерные программы, средства накопления, хранения и обработки информации, дистанционное обучение и т. д. Однако ни скорость передачи данных, ни совершенствование методов обработки информации не могут заставить ни органы чувств, ни мозг человека работать быстрее. Вместо четко поставленных вопросов опытного дидаскала – поток сведений, сильно возбуждающих чувства, но не способных возбудить мысль.

Современная информационная техника предлагает чудеса обработки сигналов, но мысли возбудить она не может. С мастерством искусного дидаскала не сравнятся все компьютеры мира.