Лекция №1.
Становление экологии
человека и ее предмет
Наука о человеке – это наука мудрецов
Клод
Гельвеций
План
1. Предмет, цель и задачи экологии человека.
2. Краткий исторический очерк становления экологии человека.
3. Положение экологии человека в системе экологических наук.
4. Взаимосвязь экологии человека с другими науками.
1.Предмет, цель и задачи экологии человека.
На
сегодняшний день экология является одной из наиболее динамично развивающихся
наук. Связано это как с логикой развития естественных наук вообще, так и с
резко обострившимися в последнее время проблемами качества окружающей среды.
В связи с этим все более широкий размах
приобретают исследования по сохранению человека как вида и развитию
человеческой цивилизации в условиях современной экологической обстановки.
Развивается новое междисциплинарное научное направление – экология человека, или антропоэкология.
Впервые термин «экология человека» (Human ecology) был предложен американскими исследователями Р.Е. Парком и Э.В. Берджесом в 1921 году при проведении
социологических исследований населения города Чикаго.
Экология человека для нашей страны наука
молодая. В СССР первая публикация, посвященная экологии человека появилась в
1960 г. Официальное признание этой науки в нашей стране можно датировать
1988г., когда состоялось первое всесоюзное совещание по экологии человека.
Первая в России кафедра экологии человека была организована в Международном
независимом эколого-политологическом университете в 1993 г.
Среди ученых-экологов существуют различные
мнения о предмете и содержании экологии человека, в связи
с чем даются разные ее определения. На сегодняшний день наметились три подхода
к определению экологии человека: узкий (медико-физиологический), широкий
(междисциплинарный) и традиционно-экологический (специальный).
Первый подход концентрируется на проблемах
влияния экологической обстановки на здоровье людей и их адаптации к изменению
этой обстановки (Казначеев, 1988).
Второй, получивший широкое распространение
за рубежом, рассматривает экологию человека как некий широкий конгломерат
гуманитарных и естественно-научных
дисциплин. Так, Б.Б. Прохоров определяет
экологию человека как науку, направленную на познание закономерностей
взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными,
производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию, с
целью выяснить направленность эколого-социально-демографических процессов, а
также причины той или иной направленности этих процессов.
Третья точка зрения – экология человека
рассматривается как специальная экология, то есть как экология вида Homo sapiens (Алексеев, 1993; Большаков и др., 1997; Кряжимский, 1999). Экология человека как аутэкология особи,
организма (от греч. autos – сам) изучает
взаимоотношения организмов со средой их обитания. В основе этих отношений лежат
морфофизиологические реакции организма (генотипа) человека на воздействие
среды. Именно данный подход и будет положен в основу нашего лекционного курса.
Таким образом, можно дать следующее
определение экологии человека: экология человека – это междисциплинарная
наука о взаимодействии человека как биосоциального
существа с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания. Ее
предмет состоит в изучении приспособительных изменений, происходящих в
человеческом организме в зависимости от природных и социальных условий жизни.
Объектом изучения экологии человека является антропоэкосистема – система, в
которой формируются основные свойства населяющих ее людей.
Цель
экологии человека –
определить характер и направленность процессов, возникающих в результате
воздействия окружающей среды на человека и человеческие общности, а также
оценить их последствия для жизнедеятельности людей.
Задачи
экологии человека:
1. Изучение характера взаимодействия
организма человека со средой обитания. В рамках этой задачи рассматриваются
общетеоретические аспекты адаптации, исследуются закономерности и механизмы
адаптации человека к измененным условиям среды, различные уровни адаптации,
предел адаптивных возможностей человека и цена адаптации, приспособительные
формы поведения.
2. Исследование адаптации
человека к различным природным факторам (световое излучение, магнитные поля,
воздушная среда, изменения температуры, барометрического давления и метеопогодных условий) и климатогеографическим условиям – в
зонах Арктики и Антарктики, высокогорья, аридной (пустыни), юмидной
(тропики), морского климата и т.п. Здесь же уделяется внимание экологическим аспектам хронобиологии
– перестройке биоритмов под влиянием климата и сезонных колебаний, при
пересечении часовых поясов, сдвинутых режимах труда и отдыха.
3. Изучение адаптации человека к
экстремальным условиям, в частности физиологические эффекты измененной гравитации, вибраций, длительных и
интенсивных звуковых нагрузок, гипоксии и гипероксии, высоких и низких
температур, электромагнитных полей и ионизирующего излучения, катастроф. В
рамках этой задачи изучается также деятельность людей в условиях авиационных и
космических полетов, подводных погружений.
4. Анализ всех аспектов социальной адаптации
– к городским и сельским условиям, к различным видам трудовой и
профессиональной деятельности, динамика демографических процессов. Также
рассматривается реакция организма на стресс. В последнее время особую остроту
приобретают вопросы адаптации к антропогенным факторам, включая загрязнение
окружающей среды. С практической точки зрения представляет интерес разработка
методов повышения умственной и физической работоспособности, профессионального
отбора, рациональная организация учебного и трудового процесса.
2. Краткий исторический очерк становления экологии человека.
История возникновения и развития
экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Знания
об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое
значение еще на заре развития вида Homo sapiens.
Развитие научных представлений о влиянии
факторов среды на человека, на его здоровье началось в эпоху античности
(VIII в. до н.э. – V в. н.э.). Античные ученые стремились осмыслить роль и место
отдельного человека и групп людей в окружающем их мире, понять, как на них
влияют окружающие их природные и хозяйственно-бытовые условия.
Древнегреческий историк Геродот (484 – 425 гг. до н.э.) связывал процесс
формирования у людей черт характера и установление того или иного политического
строя с действием природных факторов (климата, особенностей ландшафта и др.).
Великий древнегреческий врач,
основоположник научной медицины Гиппократ
(460 – 377 гг. до н.э.) считал, что лечить больного необходимо, принимая во
внимание индивидуальные особенности организма человека и его взаимоотношения с
окружающей средой. В своем труде «О
воздухах, водах и местностях» Гиппократ описал влияние климата, воды,
рельефа и времен года на здоровье жителей различных местностей. В работе «О здоровом образе жизни» он писал, что
болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы
выполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к
пище, питью и всему, что его окружает. Также он считал, что образ жизни и
факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы) оказывают определяющее
влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств
человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и
особенности национального характера. Также Гиппократ дал сравнительное
антропологическое описание народов, живших на европейском, азиатском и
африканском берегах Средиземного моря.
В древнеиндийском
сборнике предписаний, определяющих поведение в частной и общественной жизни
каждого индийца в соответствии с системой взглядов и религиозных догматов
брахманизма, получивших название Законов Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) содержались наставления
гигиенического характера.
Сходными были и правовые нормы времен Аксумской цивилизации в Эфиопии – Фетха негест (IV в. н.э.). В них запрещалась продажа и покупка речной рыбы,
птиц, степных и лесных зверей. Жителям высокогорья вменялось сохранять сток
чистой воды в нижележащие районы.
Здоровье человека и его зависимость от
условий жизни во все времена вызывали повышенный интерес. Не было исключением в
этом отношении и средневековье. Внучке Владимира Мономаха Евпраксии (XII век) принадлежит медицинский трактат,
состоящий из 29 глав, в том числе «Об
образе жизни в разные времена года», «О
пище, питье, сне и покое».
На Востоке выдающуюся роль в изучении
влияния внешней среды на здоровье человека сыграл знаменитый ученый Абу Али ибн Сина (ок.
930-1037 гг.), известный в Европе под именем Авиценна. В своих трактатах «Книга
исцеления», «Канон врачебной науки»
и др. он изложил многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ,
правильном питании, уходе за детьми и т.п. Он впервые указал на возможность
распространения болезней через почву и воду.
Диапазон наук, затрагивавших проблемы,
которые сегодня мы можем отнести к сфере экологии человека, очень широк. Крайне
интересен в этом отношении опыт научных исследований в России XVIII века, связанных в основном с
этногеографическими исследованиями.
Великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711 – 1765) пристально интересовался
особенностями жизни населения в разных природных условиях. К числу социально –
экологических относятся его работы «О
сохранении и размножении российского народа» (
В
В изучении природы, хозяйства, населения
России, их тесной связи и взаимодействия принимали участие многие крупные
ученые XVIII-XIX вв., труды которых имеют прямое отношение
к сфере экологии человека. Среди них можно упомянуть И.Г. Георги, И.И. Лепехина,
П.С. Палласа. Например, российский
естествоиспытатель и путешественник А.Ф.
Миддендорф (1815-1894) по поручению академии наук
организовал экспедицию, которая должна была исследовать в географическом,
физическом, этнографическом и естественно – историческом отношениях северные и
восточные районы Сибири. Работа экспедиции проходила в тесном общении с
коренным населением исследуемых районов.
В XIX в. в России изучение влияния окружающей среды на
жизнедеятельность населения существенно расширилось, превратившись в мощный
поток исследований по медицинской географии и гигиене. Блестящими
представителями этого направления были А.А.
Рафалович (1816 – 1851) – доктор медицины, организатор карантинного дела,
видный исследователь природы, населения и медицинской географии Египта.
А.П.
Доброславин (1842-1889) – создатель первой в России кафедры гигиены,
основатель первого в России гигиенического журнала «Здоровье». Доброславин был главным деятелем по организации и
наблюдению за качеством пищевых продуктов.
Ф.Ф.
Эрисман (1842-1915) –
основоположник научной гигиены в России, издал труд «О влиянии школы на происхождение близорукости». Работал над
проблемой рациональной конструкции школьной мебели, руководил также санитарной
станцией для исследования пищевых продуктов. Эрисман заложил основы
медико-биологического изучения работающего человека, аналога современной
профессиональной гигиены.
За рубежом исследования по экологии
человека были связаны с именами многих знаменитых ученых. Велик вклад в
изучение влияния окружающей среды на человека немецкого гигиениста Макса Петтенкофера
(1818-1901). Он рассматривал гигиену как комплексную науку, которая не может
удовлетвориться только знанием физиологии человека, а нуждается в изучении
окружающей его внешней среды, поскольку от нее зависит степень здоровья.
Профессор Лейпцигского университета Фридрих
Ратцель (1844-1905) сформулировал основные
положения антропогеографии.
Среди отечественных работ данного периода,
развивавших экологический подход в системе человек-природа, следует отметить
работы известного русского ученого И.И.
Мечникова «Этюды о природе человека»
(1903) и «Этюды оптимизма» (1907).
Русский врач, профессор Московского университета А.А. Остроумов в «Клинических
лекциях», опубликованных в 1895 году, писал: «Предметом нашего изучения служит больной человек, нормальная жизнь
которого нарушена условиями его существования». Он отмечал, что «цель клинического исследования –
изучить условия существования человеческого организма в среде, условия
приспособления к ней и расстройства».
В 1921 году американские исследователи Р.Е. Парк и Э.В. Берджес из Чикагского университета
предложили термин «Экология человека» (Human ecology), который
был использован в социологических исследованиях населения города Чикаго. При
этом изучались такие социальные процессы и явления, как урбанизация, социальная
структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения,
религия, семья и т.д. Причем социальные проблемы толковались как социальные
отклонения, своего рода ненормальности большого города, которые необходимо
исправить. Отсюда особый интерес к исследованию таких явлений социальной
патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др. Такой подход к
экологии человека рассматривается сегодня как социальная экология. В
отечественной литературе одновременное существование терминов «экология
человека» и «социальная экология» можно объяснить различным переводом термина Human ecology.
Среди зарубежных работ, в которых в
наибольшей степени был развит экологический подход к проблеме взаимодействия
человека со средой обитания, следует отметить работы П. Видаля де ля Бланша
«Принципы географии человека» (1922)
и «География человека» Ж. Брюна (1925).
Эти работы отличаются строго экологическим подходом к проблеме заселения земной
поверхности человеком.
Продолжил работы по географии человека во
Франции М. Сорре,
автор трехтомного произведения «Основы
человеческой географии» (1943-1952). Первый том этого труда имеет второе название
– «Очерки экологии человека». М. Сорре считал, что «первая
задача географии человека состоит в том, чтобы изучить человека как живой
организм, подверженный действию определенных условий существования и
реагирующий на раздражение со стороны окружающей его естественной среды».
В нашей стране в 60-х годах был
опубликован ряд работ под авторством
Д.А. Бирюкова и Н.П. Соколова,
посвященных экологической физиологии человека.
Большую роль в становлении экологии в
данный период сыграли крупные обобщения в области медико-биологических и
географо-геологических наук. Особенно необходимо отметить направления работ,
которые имели не только теоретическое, но и огромное практическое значение –
учение о природной очаговости болезней (Е.Н. Павловский, 1961, 1964), теорию гельминтогеографии (К.И.
Скрябин, 1924, 1958), законы общей эпидемиологии (Л.В. Громашевский, 1965).
В 1972
году выходит в свет монография А.П. Авцына «Введение
в географическую патологию», в которой имеется большой раздел, посвященный
экологии человека. В том же году в Стокгольме прошло первое международное
совещание по окружающей человека среде, которое было посвящено в основном
проблемам экологии человека. Позже в 1983 году они были отражены в монографии В.П. Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека».
Во многом способствовали
разработке методов и приемов создания систем жизнеобеспечения людей в регионах
с суровыми природными условиями учение об адаптации (В.П. Казначеев, 1980), концепция адаптивных типов людей в
различных природных зонах (Т.И.
Алексеева, 1977, 1986), парадигма экологической физиологии (Д.А. Бирюков, 1964; А.Д. Слоним, 1968), концепция природных
предпосылок болезней (Е.И. Игнатьев,
1967).
Большое влияние на развитие отечественной
экологии человека оказали труды и непосредственная деятельность В.Б. Сочавы
(1905-1978), С.С. Шварца (1919 –
1976), В.А. Алексеева (1928-1991), Н.Ф. Реймерса
(1931-1993).
Большое значение для развития экологии
человека во всем мире имела Международная
биологическая программа (1964-1974). В рамках деятельности этой
интернациональной научной организации в
1965 г. в Японии (г. Киото) прошел международный симпозиум. На нем обсуждались
вопросы комплексного подхода к изучению здоровья и деятельности человека в
различных природно-климатических районах земного шара. Многолетние исследования по изучению
адаптации человека к природным условиям в рамках этой программы значительно
продвинули человечество на пути его самопознания.
3. Положение экологии человека в системе экологических наук.
Возникнув во второй половине XIX века экология и по сей день остается одной из наиболее
динамично развивающихся наук. На сегодняшний день существуют более ста
различных экологических дисциплин. Вопрос о структурной организации современной
экологии до сих пор вызывает оживленный интерес. В настоящее время в научной
литературе выделяют следующие разделы экологии, каждый из которых имеет свои
подразделения и связи с другими разделами и смежными науками (рис.1).
На данной схеме экология человека
объединена в единый блок с социальной экологией. Это связано с тем, что на
сегодняшний день оба понятия равнозначно используются в современной научной,
учебной и научно-популярной литературе при рассмотрении вопроса влияния
факторов среды на жизнедеятельность людей.
Выше уже упоминалось о том, что
одновременное существование обоих терминов объясняется различным переводом
термина Human ecology, предложенного в 1921 г. американскими
социологами Р.Е. Парком и Э.В. Берджесом при
социологическом исследовании города Чикаго.
В современной литературе по отношению к
понятиям «экология человека» и «социальная экология» сложилось несколько точек
зрения:
1. экология человека (антропоэкология)
и социальная экология - синонимы и в смысловом отношении могут полностью
заменять друг друга (Ситаров, Пустовойтов,
2000; Лосев, Провадкин, 1998);
2. экология человека - более общий термин
по отношению к социальной экологии и, следовательно, по мысли авторов,
придерживающихся этой точки зрения, социальная экология является частью
экологии человека (Преображенский, Райх, 1986; Реймерс, 1992; Агаджанян, 1994;
Акимова, Хаскин, 1998; Прохоров, 2003);
3. экология человека является разделом
социальной экологии (Марков, 1986);
4. экология человека и социальная экология
– два различных научных направления, каждое из которых имеет свой объект
исследования (Соломина, 1982; Маркович, 1991).
С учетом биосоциального
статуса человека, многообразия различных аспектов взаимодействия человека и
окружающего мира более обоснована вторая точка зрения.
Однако для конкретизации проблем,
связанных с влиянием экологических факторов на организм человека, в рамках
данного курса следует придерживаться точки зрения, рассматривающей экологию
человека как аутэкологию вида Homo sapiens.
ЭКОЛОГИЯ
Рис. 1 Подразделения современной экологии и их
связи с другими
дисциплинами (по
Акимовой, Хаскину, 2001)
При этом надо учитывать, что экологию
человека отличает от экологии животных ряд особенностей: панойкуменное
(всемирное) распространение людей, многообразие условий обитания и
жизнедеятельности, высокий полиморфизм, выражающийся
в многовариантности адаптаций, наличие искусственных, технологических средств приспособления к среде, т.е. наличие культуры,
возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков.
Таким образом, экология человека (антропоэкология) на сегодняшний день является вполне
самостоятельной научной дисциплиной и занимает устоявшуюся позицию в системе
экологических наук.
4. Взаимосвязь экологии человека с другими науками.
Экология человека занимает важное место в
комплексе наук о человеке, являясь своеобразным связующим звеном между естественно-научными и
гуманитарными дисциплинами.
Экология человека – наука комплексная, интегральная.
Специалист по экологии человека (антропоэкологии)
должен обладать знаниями о связях между различными элементами окружающей среды
(природа, хозяйство, эколого-гигиеническая и социально-экономическая
обстановка) и процессами жизнедеятельности населения; уметь вычленять факторы,
которые влияют на качество здоровья населения и его демографическое поведение.
Для этого антропоэколог должен быть знаком с теорией,
с содержанием и методами многих дисциплин, пограничных с экологией человека, их
которых она получает информацию и методы которых
использует. Это, прежде всего, биологические науки: общая
экология, генетика, антропология, физиология, биохимия, эмбриология.
С общей экологией экология человека
тесно связана не только как ее составная часть, но и по общности теоретических
подходов и по системной структуре. На экологию человека распространяются
большинство системных постулатов и законов общей экологии, принципы эволюционной
экологии, основы структуры популяций, популяционной динамики и генетики популяций,
закономерности действия биотических и абиотических факторов, экологические
механизмы адаптации.
Такие же тесные связи существуют между
экологией человека и генетикой – наукой о
наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими. С
развитием техногенной цивилизации значительно возросло загрязнение городской
среды мутагенами и канцерогенами, способствующее увеличению генетического груза
(спонтанные аборты, мертворождение, врожденные пороки развития, наследственные
болезни) и риска онкологических заболеваний. Общими для экологии человека и
генетики являются вопросы, связанные с созданием методов профилактики мутаций –
скрининг химических веществ на мутагенность и канцерогенность,
обоснование ПДК, защита генома при помощи специальных протекторов –
антимутагенов, медико-генетическое консультирование, пренатальная
диагностика генетических дефектов.
С антропологией, физиологией, биохимией,
эмбриологией
экологию человека связывает комплекс данных о приспособлении человеческого организма
к условиям окружающей среды, т.е. о биологической адаптации человеческих
популяций и ее эволюционном значении в истории вида Homo sapiens как в далеком
прошлом, так и на современном этапе. Человек является панойкуменным видом,
заселившим всю планету Земля. Открыты все острова, исследованы все жаркие и
ледяные пустыни, покорены все горные вершины. В результате этой беспрецендентной экспансии возникло множество различных
адаптаций и являющихся предметом изучения этих наук.
Экология человека тесно связана с медициной,
особенно с ее гигиеническим направлением. Гигиена – медицинская наука,
изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его
работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы,
требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных
мест, условий жизни и деятельности людей.
Также весьма тесно экология человека
связана с такой гигиенической дисциплиной как социальная гигиена –
наукой об общественном здоровье, которая должна не только наблюдать динамику
здоровья населения, но и выявлять факторы, определяющие эту динамику,
способствовать развитию положительно влияющих на здоровье факторов и устранению
отрицательных.
Экология человека получила некоторые
методологические положения, методические подходы и
технические приемы исследования от эпидемиологии – медицинской науки,
изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающая методы
борьбы с инфекционными болезнями человека. Один из разделов эпидемиологии – эпидемиологическая
география, которая изучает особенности эпидемического процесса в
различных географических условиях.
Всемирное расселение человечества и
приспособление людей ко всевозможным природным
условиям делает важной союзницей экологии человека географию. Взаимодействуя с географической средой,
человек не только испытывает ее постоянное влияние, но и сам оказывает
воздействие на климат и почву, реки и моря, на растительный и животный мир, на
рельеф местности, атмосферу, космос. В физической
географии представлено учение о геосферах и описание всех сред
земной природы, разработаны фундаментальные понятия о различных природных геосистемах, природных зонах и ландшафтах, т.е. представлен
«субстрат» экологии – весь спектр природных экотопов.
Вместе с климатологией это
позволяет понять основные экологические закономерности освоения ойкумены, ее
различных регионов. Экономическая география
вносит в экологию человека важный материал о распределении природных
ресурсов, от которого зависят многие процессы формирования этносов,
хозяйственных укладов, развития материальной культуры.
Медицинская география в ее
широком понимании накладывается на значительную часть экологии человека, связанную
с проблемами здоровья людей. Медицинская география – это наука о
закономерностях географического распространения болезней человека и факторах,
эти болезни обусловливающих. Ее основоположником был итальянский врач Б. Рамаццини.
В свое время именно медицинская география взяла на себя роль проводника идей
экологии человека в отечественной науке. Краевая
патология способствовала накоплению экологических фактов,
связанных с эндемическими заболеваниями человека. Географическая сторона
медико-географического знания входит составной частью в экологию человека.
Экология человека тесно связано с
большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между
экологией человека и демографией – наукой о
воспроизводстве населения в естественно-исторической
обусловленности данного процесса. Такие ключевые для демографии понятия, как
рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний
возраст, одновременно очень важны и для экологии человека, так как дают
представление об уровне здоровья и жизнеспособности населения того или иного
региона. Практическим осуществлением идеи о тесном взаимодействии этих двух
дисциплин стало создание в системе Российской Академии наук Центра демографии и
экологии человека.
Тесная связь прослеживается между
экологией человека и социологией, которая изучает взаимосвязь разных
общественных явлений и закономерностей социального поведения людей. Все
основные разделы социологии – возникновение и структура групп, общностей,
социальные процессы, социальное поведение, проблемы демографии - имеют для
экологии человека первостепенное значение. В современной социологии даже
возникло течение экологического детерминизма – представления об экологической
обусловленности многих социальных процессов.
Экология любого вида организмов содержит
элементы эволюционной истории,
но экология человека исторична вдвойне, так как включает экологические
аспекты не только биологической эволюции, но и социальной истории людей.
Антропогенез, историческая последовательность и смена экологических ниш,
история освоения ойкумены, экологическая история расогенеза и этногенеза представляют
собой чрезвычайно важные и интересные разделы экологии человека.
Для экологии человека очень важны также
научные результаты палеонтологии
и археологии, с
помощью которых уточняются временные и географические границы экологической
ниши человека. Без них невозможно было бы реконструировать современную картину
антропогенеза и становления человеческого общества в его связи с окружающей
природной обстановкой. Исторические аспекты экологии человека дополняются также
со стороны этнографии, так
как процессы формирования рас и крупных этносов во многих случаях представляют
собой примеры генетической адаптации к совокупности природных условий.
Безусловно, экология человека очень
многими зависимостями связана с экономикой.
Еще Э. Геккель, вводя в научный обиход название новой науки и понятие
«экология», назвал ее суммой знаний, относящихся к экономике природы. Во времена Геккеля выражение
«экономика природы» воспринималось как образное иносказание, но сейчас приобрело
емкий и конкретный смысл, важный для понимания количественных сторон экологии и ее связи и с экологией и с экономикой человека. Сегодня
мы знаем, что и в экономике природы, и в экономике человека речь идет в сущности об одном и том же: о круговороте и
трансформации ценностей – производстве, обмене и использовании веществ
и информации. Эти процессы не могут не подчиняться общим
законам, имеющим системный количественный характер.
Наконец, экология человека не может
обойтись без философского осмысления проблемы взаимодействия человека и
окружающего мира. Также как и многие другие науки, философия пытается
осмыслить сущность самого понятия «Человек»,
пробуя выработать при этом собственные средства познания сущности человека и с
их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его
возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы. В
отличие от ряда наук философия стремится к постижению целостности человека,
прекрасно понимая при этом, что «человеческий индивид – это не просто сумма
биологического, психического и социального, а их интегральное единство,
приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности»
(Спиркин, 1988).
Таким образом, учитывая многообразные
связи экологии человека с другими науками можно констатировать, что основная ее
роль заключается в способности
анализировать состояние современной цивилизации и прогнозировать ее
развитие в будущем. Именно экология человека может ближе всех других наук
подойти к ответу на вопрос: quo vadis – камо грядеши – куда идешь, Человек?