Лекция №1.

Становление экологии человека и ее предмет

 

Наука о человеке – это наука мудрецов

Клод Гельвеций

План

1.   Предмет, цель и задачи экологии человека.

2.   Краткий исторический очерк становления экологии человека.

3.   Положение экологии человека в системе экологических наук.

4.   Взаимосвязь экологии человека с другими науками.

 

1.Предмет, цель и задачи экологии человека.

 

 На сегодняшний день экология является одной из наиболее динамично развивающихся наук. Связано это как с логикой развития естественных наук вообще, так и с резко обострившимися в последнее время проблемами качества окружающей среды.

В связи с этим все более широкий размах приобретают исследования по сохранению человека как вида и развитию человеческой цивилизации в условиях современной экологической обстановки. Развивается новое междисциплинарное научное направление – экология человека, или антропоэкология.

Впервые термин «экология человека» (Human ecology) был предложен американскими исследователями Р.Е. Парком и Э.В. Берджесом в 1921 году при проведении социологических исследований населения города Чикаго.

Экология человека для нашей страны наука молодая. В СССР первая публикация, посвященная экологии человека появилась в 1960 г. Официальное признание этой науки в нашей стране можно датировать 1988г., когда состоялось первое всесоюзное совещание по экологии человека. Первая в России кафедра экологии человека была организована в Международном независимом эколого-политологическом университете в 1993 г.

Среди ученых-экологов существуют различные мнения о предмете и содержании экологии человека, в связи с чем даются разные ее определения. На сегодняшний день наметились три подхода к определению экологии человека: узкий (медико-физиологический), широкий (междисциплинарный) и традиционно-экологический (специальный).

Первый подход концентрируется на проблемах влияния экологической обстановки на здоровье людей и их адаптации к изменению этой обстановки (Казначеев, 1988).

Второй, получивший широкое распространение за рубежом, рассматривает экологию человека как некий широкий конгломерат гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Так, Б.Б. Прохоров определяет экологию человека как науку, направленную на познание закономерностей взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию, с целью выяснить направленность эколого-социально-демографических процессов, а также причины той или иной направленности этих процессов.

Третья точка зрения – экология человека рассматривается как специальная экология, то есть как экология вида Homo sapiens (Алексеев, 1993; Большаков и др., 1997; Кряжимский, 1999). Экология человека как аутэкология особи, организма (от греч. autos – сам) изучает взаимоотношения организмов со средой их обитания. В основе этих отношений лежат морфофизиологические реакции организма (генотипа) человека на воздействие среды. Именно данный подход и будет положен в основу нашего лекционного курса.

Таким образом, можно дать следующее определение экологии человека: экология человека – это междисциплинарная наука о взаимодействии человека как биосоциального существа с динамичной, постоянно усложняющейся средой обитания. Ее предмет состоит в изучении приспособительных изменений, происходящих в человеческом организме в зависимости от природных и социальных условий жизни. Объектом изучения экологии человека является антропоэкосистема – система, в которой формируются основные свойства населяющих ее людей.

Цель экологии человека – определить характер и направленность процессов, возникающих в результате воздействия окружающей среды на человека и человеческие общности, а также оценить их последствия для жизнедеятельности людей.

Задачи экологии человека:     

1.   Изучение характера взаимодействия организма человека со средой обитания. В рамках этой задачи рассматриваются общетеоретические аспекты адаптации, исследуются закономерности и механизмы адаптации человека к измененным условиям среды, различные уровни адаптации, предел адаптивных возможностей человека и цена адаптации, приспособительные формы поведения.

2.   Исследование адаптации человека к различным природным факторам (световое излучение, магнитные поля, воздушная среда, изменения температуры, барометрического давления и метеопогодных условий) и климатогеографическим условиям – в зонах Арктики и Антарктики, высокогорья, аридной (пустыни), юмидной (тропики), морского климата и т.п. Здесь же уделяется внимание экологическим аспектам хронобиологии – перестройке биоритмов под влиянием климата и сезонных колебаний, при пересечении часовых поясов, сдвинутых режимах труда и отдыха.

3.   Изучение адаптации человека к экстремальным условиям, в частности физиологические эффекты измененной гравитации, вибраций, длительных и интенсивных звуковых нагрузок, гипоксии и гипероксии, высоких и низких температур, электромагнитных полей и ионизирующего излучения, катастроф. В рамках этой задачи изучается также деятельность людей в условиях авиационных и космических полетов, подводных погружений.

4.   Анализ всех аспектов социальной адаптации – к городским и сельским условиям, к различным видам трудовой и профессиональной деятельности, динамика демографических процессов. Также рассматривается реакция организма на стресс. В последнее время особую остроту приобретают вопросы адаптации к антропогенным факторам, включая загрязнение окружающей среды. С практической точки зрения представляет интерес разработка методов повышения умственной и физической работоспособности, профессионального отбора, рациональная организация учебного и трудового процесса.

 

2. Краткий исторический очерк становления экологии человека.

История возникновения и развития экологических представлений людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об окружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития вида Homo sapiens.

Человек палеолита, выбирая пещеру для жилья, решал множество по своей сути экологических задач, поскольку жилье должно быть удобным для жизни, защищать от зверей и врагов, иметь рядом воду для питья, угодья для охоты, рыбной ловли, сбора съедобных растений. По мере развития человечества многие из этих знаний и навыков, ранее закрепленных в виде табу и религиозных запретов, были зафиксированы в письменной форме в виде законов.

Развитие научных представлений о влиянии факторов среды на человека, на его здоровье началось в эпоху античности (VIII в. до н.э. – V в. н.э.). Античные ученые стремились осмыслить роль и место отдельного человека и групп людей в окружающем их мире, понять, как на них влияют окружающие их природные и хозяйственно-бытовые условия.

Древнегреческий историк Геродот (484 – 425 гг. до н.э.) связывал процесс формирования у людей черт характера и установление того или иного политического строя с действием природных факторов (климата, особенностей ландшафта и др.).

Великий древнегреческий врач, основоположник научной медицины Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) считал, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивидуальные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. В своем труде «О воздухах, водах и местностях» Гиппократ описал влияние климата, воды, рельефа и времен года на здоровье жителей различных местностей. В работе «О здоровом образе жизни» он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнять свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает. Также он считал, что образ жизни и факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы) оказывают определяющее влияние на формирование телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера. Также Гиппократ дал сравнительное антропологическое описание народов, живших на европейском, азиатском и африканском берегах Средиземного моря.

В древнеиндийском сборнике предписаний, определяющих поведение в частной и общественной жизни каждого индийца в соответствии с системой взглядов и религиозных догматов брахманизма, получивших название Законов Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) содержались наставления гигиенического характера.

Сходными были и правовые нормы времен Аксумской цивилизации в Эфиопии – Фетха негест (IV в. н.э.). В них запрещалась продажа и покупка речной рыбы, птиц, степных и лесных зверей. Жителям высокогорья вменялось сохранять сток чистой воды в нижележащие районы.

Здоровье человека и его зависимость от условий жизни во все времена вызывали повышенный интерес. Не было исключением в этом отношении и средневековье. Внучке Владимира Мономаха Евпраксии (XII век) принадлежит медицинский трактат, состоящий из 29 глав, в том числе «Об образе жизни в разные времена года», «О пище, питье, сне и покое».

На Востоке выдающуюся роль в изучении влияния внешней среды на здоровье человека сыграл знаменитый ученый Абу Али ибн Сина (ок. 930-1037 гг.), известный в Европе под именем Авиценна. В своих трактатах «Книга исцеления», «Канон врачебной науки» и др. он изложил многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, правильном питании, уходе за детьми и т.п. Он впервые указал на возможность распространения болезней через почву и воду. 

Диапазон наук, затрагивавших проблемы, которые сегодня мы можем отнести к сфере экологии человека, очень широк. Крайне интересен в этом отношении опыт научных исследований в России XVIII века, связанных в основном с этногеографическими исследованиями. 

Великий русский ученый М.В. Ломоносов (1711 – 1765) пристально интересовался особенностями жизни населения в разных природных условиях. К числу социально – экологических относятся его работы «О сохранении и размножении российского народа» (1761 г.) и «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показания возможного проходу сибирским океаном в Восточную Индию» (1763).

В 1756 г. выходит в свет обширный труд выдающегося российского исследователя С.П. Крашенинникова «Описание земли Камчатки», в котором он подробно описывает природу, естественные ресурсы, население Камчатки, его образ жизни, обычаи, болезни, питание и др.

В изучении природы, хозяйства, населения России, их тесной связи и взаимодействия принимали участие многие крупные ученые XVIII-XIX вв., труды которых имеют прямое отношение к сфере экологии человека. Среди них можно упомянуть И.Г. Георги, И.И. Лепехина, П.С. Палласа. Например, российский естествоиспытатель и путешественник А.Ф. Миддендорф (1815-1894) по поручению академии наук организовал экспедицию, которая должна была исследовать в географическом, физическом, этнографическом и естественно – историческом отношениях северные и восточные районы Сибири. Работа экспедиции проходила в тесном общении с коренным населением исследуемых районов.

В XIX в. в России изучение влияния окружающей среды на жизнедеятельность населения существенно расширилось, превратившись в мощный поток исследований по медицинской географии и гигиене. Блестящими представителями этого направления были А.А. Рафалович (1816 – 1851) – доктор медицины, организатор карантинного дела, видный исследователь природы, населения и медицинской географии Египта.

А.П. Доброславин (1842-1889) – создатель первой в России кафедры гигиены, основатель первого в России гигиенического журнала «Здоровье». Доброславин был главным деятелем по организации и наблюдению за качеством пищевых продуктов.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915) – основоположник научной гигиены в России, издал труд «О влиянии школы на происхождение близорукости». Работал над проблемой рациональной конструкции школьной мебели, руководил также санитарной станцией для исследования пищевых продуктов. Эрисман заложил основы медико-биологического изучения работающего человека, аналога современной профессиональной гигиены.

За рубежом исследования по экологии человека были связаны с именами многих знаменитых ученых. Велик вклад в изучение влияния окружающей среды на человека немецкого гигиениста Макса Петтенкофера (1818-1901). Он рассматривал гигиену как комплексную науку, которая не может удовлетвориться только знанием физиологии человека, а нуждается в изучении окружающей его внешней среды, поскольку от нее зависит степень здоровья. Профессор Лейпцигского университета Фридрих Ратцель (1844-1905) сформулировал основные положения антропогеографии.

Среди отечественных работ данного периода, развивавших экологический подход в системе человек-природа, следует отметить работы известного русского ученого И.И. Мечникова «Этюды о природе человека» (1903) и «Этюды оптимизма» (1907). Русский врач, профессор Московского университета А.А. Остроумов в «Клинических лекциях», опубликованных в 1895 году, писал: «Предметом нашего изучения служит больной человек, нормальная жизнь которого нарушена условиями его существования». Он отмечал, что «цель клинического исследования – изучить условия существования человеческого организма в среде, условия приспособления к ней и расстройства».

В 1921 году американские исследователи Р.Е. Парк и Э.В. Берджес из Чикагского университета предложили термин «Экология человека» (Human ecology), который был использован в социологических исследованиях населения города Чикаго. При этом изучались такие социальные процессы и явления, как урбанизация, социальная структура, политические движения, расовые отношения, социальные изменения, религия, семья и т.д. Причем социальные проблемы толковались как социальные отклонения, своего рода ненормальности большого города, которые необходимо исправить. Отсюда особый интерес к исследованию таких явлений социальной патологии, как преступность, бродяжничество, алкоголизм и др. Такой подход к экологии человека рассматривается сегодня как социальная экология. В отечественной литературе одновременное существование терминов «экология человека» и «социальная экология» можно объяснить различным переводом термина Human ecology.

Среди зарубежных работ, в которых в наибольшей степени был развит экологический подход к проблеме взаимодействия человека со средой обитания, следует отметить работы П. Видаля де ля Бланша «Принципы географии человека» (1922) и «География человека» Ж. Брюна (1925). Эти работы отличаются строго экологическим подходом к проблеме заселения земной поверхности человеком.

Продолжил работы по географии человека во Франции М. Сорре, автор трехтомного произведения «Основы человеческой географии» (1943-1952). Первый том этого труда имеет второе название – «Очерки экологии человека». М. Сорре считал, что «первая задача географии человека состоит в том, чтобы изучить человека как живой организм, подверженный действию определенных условий существования и реагирующий на раздражение со стороны окружающей его естественной среды».

В нашей стране в 60-х годах был опубликован ряд работ под авторством Д.А. Бирюкова и Н.П. Соколова, посвященных экологической физиологии человека.

Большую роль в становлении экологии в данный период сыграли крупные обобщения в области медико-биологических и географо-геологических наук. Особенно необходимо отметить направления работ, которые имели не только теоретическое, но и огромное практическое значение – учение о природной очаговости болезней (Е.Н. Павловский, 1961, 1964), теорию гельминтогеографии (К.И. Скрябин, 1924, 1958), законы общей эпидемиологии (Л.В. Громашевский, 1965).

В 1972 году выходит в свет монография А.П. Авцына «Введение в географическую патологию», в которой имеется большой раздел, посвященный экологии человека. В том же году в Стокгольме прошло первое международное совещание по окружающей человека среде, которое было посвящено в основном проблемам экологии человека. Позже в 1983 году они были отражены в монографии В.П. Казначеева «Очерки теории и практики экологии человека».

Во многом способствовали разработке методов и приемов создания систем жизнеобеспечения людей в регионах с суровыми природными условиями учение об адаптации (В.П. Казначеев, 1980), концепция адаптивных типов людей в различных природных зонах (Т.И. Алексеева, 1977, 1986), парадигма экологической физиологии (Д.А. Бирюков, 1964; А.Д. Слоним, 1968), концепция природных предпосылок болезней (Е.И. Игнатьев, 1967).

Большое влияние на развитие отечественной экологии человека оказали труды и непосредственная деятельность В.Б. Сочавы (1905-1978), С.С. Шварца (1919 – 1976), В.А. Алексеева (1928-1991), Н.Ф. Реймерса (1931-1993).

Большое значение для развития экологии человека во всем мире имела Международная биологическая программа (1964-1974). В рамках деятельности этой интернациональной научной организации  в 1965 г. в Японии (г. Киото) прошел международный симпозиум. На нем обсуждались вопросы комплексного подхода к изучению здоровья и деятельности человека в различных природно-климатических районах земного шара.  Многолетние исследования по изучению адаптации человека к природным условиям в рамках этой программы значительно продвинули человечество на пути его самопознания.

 

3. Положение экологии человека в системе экологических наук.

 Возникнув во второй половине XIX века экология и по сей день остается одной из наиболее динамично развивающихся наук. На сегодняшний день существуют более ста различных экологических дисциплин. Вопрос о структурной организации современной экологии до сих пор вызывает оживленный интерес. В настоящее время в научной литературе выделяют следующие разделы экологии, каждый из которых имеет свои подразделения и связи с другими разделами и смежными науками (рис.1).

На данной схеме экология человека объединена в единый блок с социальной экологией. Это связано с тем, что на сегодняшний день оба понятия равнозначно используются в современной научной, учебной и научно-популярной литературе при рассмотрении вопроса влияния факторов среды на жизнедеятельность людей.

Выше уже упоминалось о том, что одновременное существование обоих терминов объясняется различным переводом термина Human ecology, предложенного в 1921 г. американскими социологами Р.Е. Парком и Э.В. Берджесом при социологическом исследовании города Чикаго.

В современной литературе по отношению к понятиям «экология человека» и «социальная экология» сложилось несколько точек зрения:

1. экология человека (антропоэкология) и социальная экология - синонимы и в смысловом отношении могут полностью заменять друг друга (Ситаров, Пустовойтов, 2000; Лосев, Провадкин, 1998);

2. экология человека - более общий термин по отношению к социальной экологии и, следовательно, по мысли авторов, придерживающихся этой точки зрения, социальная экология является частью экологии человека (Преображенский, Райх, 1986; Реймерс, 1992; Агаджанян, 1994; Акимова, Хаскин, 1998; Прохоров, 2003);

3. экология человека является разделом социальной экологии (Марков, 1986);

4. экология человека и социальная экология – два различных научных направления, каждое из которых имеет свой объект исследования (Соломина, 1982; Маркович, 1991).

 

С учетом биосоциального статуса человека, многообразия различных аспектов взаимодействия человека и окружающего мира более обоснована вторая точка зрения.

Однако для конкретизации проблем, связанных с влиянием экологических факторов на организм человека, в рамках данного курса следует придерживаться точки зрения, рассматривающей экологию человека как аутэкологию вида Homo sapiens.


ЭКОЛОГИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1 Подразделения современной экологии и их связи с другими

дисциплинами (по Акимовой, Хаскину, 2001)

 

При этом надо учитывать, что экологию человека отличает от экологии животных ряд особенностей: панойкуменное (всемирное) распространение людей, многообразие условий обитания и жизнедеятельности, высокий полиморфизм, выражающийся в многовариантности адаптаций, наличие искусственных, технологических средств приспособления к среде, т.е. наличие культуры, возможность передачи и унаследования приобретаемых знаний и навыков.

Таким образом, экология человека (антропоэкология) на сегодняшний день является вполне самостоятельной научной дисциплиной и занимает устоявшуюся позицию в системе экологических наук.

 

4. Взаимосвязь экологии человека с другими науками.

 Экология человека занимает важное место в комплексе наук о человеке, являясь своеобразным связующим звеном между естественно-научными и гуманитарными дисциплинами.

Экология человека – наука комплексная, интегральная. Специалист по экологии человека (антропоэкологии) должен обладать знаниями о связях между различными элементами окружающей среды (природа, хозяйство, эколого-гигиеническая и социально-экономическая обстановка) и процессами жизнедеятельности населения; уметь вычленять факторы, которые влияют на качество здоровья населения и его демографическое поведение. Для этого антропоэколог должен быть знаком с теорией, с содержанием и методами многих дисциплин, пограничных с экологией человека, их которых она получает информацию и методы которых использует. Это, прежде всего, биологические науки: общая экология, генетика, антропология, физиология, биохимия, эмбриология.

С общей экологией экология человека тесно связана не только как ее составная часть, но и по общности теоретических подходов и по системной структуре. На экологию человека распространяются большинство системных постулатов и законов общей экологии, принципы эво­люционной экологии, основы структуры популяций, популяционной динамики и генетики популяций, закономерно­сти действия биотических и абиотических факторов, эколо­гические механизмы адаптации.

Такие же тесные связи существуют между экологией человека и генетикой – наукой о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими. С развитием техногенной цивилизации значительно возросло загрязнение городской среды мутагенами и канцерогенами, способствующее увеличению генетического груза (спонтанные аборты, мертворождение, врожденные пороки развития, наследственные болезни) и риска онкологических заболеваний. Общими для экологии человека и генетики являются вопросы, связанные с созданием методов профилактики мутаций – скрининг химических веществ на мутагенность и канцерогенность, обоснование ПДК, защита генома при помощи специальных протекторов – антимутагенов, медико-генетическое консультирование, пренатальная диагностика генетических дефектов.

С антропологией, физиологией, биохимией, эмбриологией экологию человека связывает комплекс данных о приспособлении человеческого организма к условиям окружающей среды, т.е. о биологи­ческой адаптации человеческих популяций и ее эволюцион­ном значении в истории вида Homo sapiens как в далеком прошлом, так и на современном этапе. Человек является панойкуменным видом, заселившим всю планету Земля. Открыты все острова, исследованы все жаркие и ледяные пустыни, покорены все горные вершины. В результате этой беспрецендентной экспансии возникло множество различных адаптаций и являющихся предметом изучения этих наук.

Экология человека тесно связана с медициной, особенно с ее гигиеническим направлением. Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Также весьма тесно экология человека связана с такой гигиенической дисциплиной как социальная гигиена – наукой об общественном здоровье, которая должна не только наблюдать динамику здоровья населения, но и выявлять факторы, определяющие эту динамику, способствовать развитию положительно влияющих на здоровье факторов и устранению отрицательных.

Экология человека получила некоторые методологические положения, методические подходы и технические приемы исследования от эпидемиологии – медицинской науки, изучающей закономерности эпидемического процесса и разрабатывающая методы борьбы с инфекционными болезнями человека. Один из разделов эпидемиологии – эпидемиологическая география, которая изучает особенности эпидемического процесса в различных географических условиях.

Всемирное расселение человечества и приспособление людей ко всевозможным природным условиям делает важной союзницей экологии человека гео­графию. Взаимодей­ствуя с географической средой, человек не только испыты­вает ее постоянное влияние, но и сам оказывает воздействие на климат и почву, реки и моря, на растительный и жи­вотный мир, на рельеф местности, атмосферу, космос. В физической географии представлено учение о геосферах и описание всех сред земной природы, разработаны фунда­ментальные понятия о различных природных геосистемах, природных зонах и ландшафтах, т.е. представлен «субстрат» экологии – весь спектр природных экотопов. Вместе с климатологией это позволяет понять основные экологи­ческие закономерности освоения ойкумены, ее различных регионов. Экономическая гео­графия вносит в экологию человека важный материал о распределении природных ресурсов, от которого зависят многие процессы формирования этносов, хозяйственных укладов, развития материальной культуры.

Медицинская география в ее широком понимании на­кладывается на значительную часть экологии человека, свя­занную с проблемами здоровья людей. Медицинская география – это наука о закономерностях географиче­ского распространения болезней человека и факторах, эти болезни обусловливающих. Ее основоположником был итальянский врач Б. Рамаццини. В свое время именно медицинская география взяла на себя роль проводника идей экологии человека в отечественной науке. Краевая патология способствовала накоплению экологи­ческих фактов, связанных с эндемическими заболеваниями человека. Географическая сторона медико-географического знания входит составной частью в экологию человека.

Экология человека тесно связано с большинством общественных наук. Наиболее глубокие связи существуют между экологией человека и демографией – наукой о воспроизводстве населения в естественно-исторической обусловленности данного процесса. Такие ключевые для демографии понятия, как рождаемость, смертность, детская смертность, продолжительность жизни, средний возраст, одновременно очень важны и для экологии человека, так как дают представление об уровне здоровья и жизнеспособности населения того или иного региона. Практическим осуществлением идеи о тесном взаимодействии этих двух дисциплин стало создание в системе Российской Академии наук Центра демографии и экологии человека.

Тесная связь прослеживается между экологией человека и социологией, которая изучает взаимосвязь разных общественных явлений и закономерностей социального поведения людей. Все основ­ные разделы социологии – возникновение и структура групп, общностей, социальные процессы, социальное поведение, проблемы демографии - имеют для экологии чело­века первостепенное значение. В современной социологии даже возникло течение экологического детерминизма – представления об экологической обусловленности многих социальных процессов.

Экология любого вида организмов содержит элементы эволюционной истории, но экология человека исторична вдвойне, так как включает экологические аспекты не только биологической эволюции, но и социальной истории людей. Антропогенез, историческая последовательность и смена экологических ниш, история освоения ойкумены, экологи­ческая история расогенеза и этногенеза представляют собой чрезвычайно важные и интересные разделы экологии человека.

Для экологии человека очень важны также научные результаты палеонтологии и археологии, с помощью кото­рых уточняются временные и географические границы экологической ниши человека. Без них невозможно было бы реконст­руировать современную картину антропогенеза и становле­ния человеческого общества в его связи с окружающей природной обстановкой. Исторические аспекты экологии человека дополняются также со стороны этнографии, так как процессы формирования рас и крупных этносов во многих случаях представляют собой примеры генетической адаптации к совокупности природных условий.

Безусловно, экология человека очень многими зависимостями связана с экономикой. Еще Э. Геккель, вводя в науч­ный обиход название новой науки и понятие «экология», назвал ее суммой знаний, относящихся к экономике природы. Во времена Геккеля выражение «экономика природы» воспринималось как образное иносказание, но сейчас при­обрело емкий и конкретный смысл, важный для понимания количественных сторон экологии и ее связи и с экологией и с экономикой человека. Сегодня мы знаем, что и в эконо­мике природы, и в экономике человека речь идет в сущности об одном и том же: о круговороте и трансформа­ции ценностей производстве, обмене и использовании веществ и информации. Эти процессы не могут не подчиняться общим законам, имеющим системный коли­чественный характер.

Наконец, экология человека не может обойтись без философского осмысления проблемы взаимодействия человека и окружающего мира. Также как и многие другие науки, философия пытается осмыслить сущность самого понятия «Человек», пробуя выработать при этом собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы. В отличие от ряда наук философия стремится к постижению целостности человека, прекрасно понимая при этом, что «человеческий индивид – это не просто сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени – человеческой личности» (Спиркин, 1988).

Таким образом, учитывая многообразные связи экологии человека с другими науками можно констатировать, что основная ее роль заключается в способности  анализировать состояние современной цивилизации и прогнозировать ее развитие в будущем. Именно экология человека может ближе всех других наук подойти к ответу на вопрос: quo vadisкамо грядеши – куда идешь, Человек?