Тема № 6. Правовое регулирование общественных отношений

 

1. Право как средство регулирования общественных отношений, механизм правового регулирования

1.1. Понятие правового регулирования, его предмет и методы

1.2.Средства и механизмы социального регулирования

1.3. Правовое регулирование

1.4. Способы и типы правового регулирования

1.5. Стадии (этапы) правового регулирования

2. Необходимость регулирования общественных отношений с помощью социальных норм. Понятие и виды социальных норм

3. Источники права, регулирующие общественные отношения в Российской Федерации

 

1. Право как средство регулирования общественных отношений, механизм правового регулирования

http://sskorshunova.ucoz.ru/mekhanizm_pravovogo_regulirovanija.png

1.1. Понятие правового регулирования, его предмет и методы

В отличие от предмета правового регулирования отдельной отрасли права предметом регулирования права в целом являются общественные отношения.  Регулировать общественные отношения - значит вводить их в определенные рамки, способствовать их развитию.

Непосредственным предметом правового регулирования является поведение участников общественных отношений. Однако правовому регулированию подвергается далеко не всякое поведение человека.  Право регулирует лишь то поведение, которое социально значимо, оказывает влияние на интересы других людей.  Правом не регулируется мыслительная, психическая деятельность человека, его личная жизнь.

Наиболее распространенными методами правового регулирования являются императивный и диспозитивный.  

При императивном регулировании один из участников правоотношений находится в подчиненном положении по отношению к другому.  Этот метод применяется при регулировании конституционно-правовых, административно-правовых, уголовно-правовых и подобных правоотношений.  

Диспозитивный метод регулирует правоотношения, основанные на равенстве участников, отсутствии власти и подчинения между ними.  С помощью диспозитивного метода регулируются отношения в частно-правовой сфере.

 Иногда еще выделяются поощрительный (вознаграждение за правомерное поведение), рекомендательный (рекомендация определенного социального полезного поведения) методы.

 

1.2.Средства и механизмы социального регулирования

 В целях достижения согласования потребностей, интересов отдельного человека и сообщества людей осуществляется социальное регулирование, т.е. целенаправленное воздействие на поведение людей. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо образом воздействует на него), так и внутренним (саморегулирование).  На всем протяжении своего развития общество выработало многообразную систему средств и способов регламентации поведения людей.  Средства отвечают на вопрос, чем регулируется поведение людей, а способы - как осуществляется это целенаправленное воздействие.

  К средствам социального регулирования относятся социальные нормы: правовые (юридические), моральные, корпоративные, обычаи и др.  Но норма - хотя и основное, далеко не единственное средство воздействия на поведение людей: средствами регулирования являются также индивидуальные предписания, властные веления, меры физического, психического, организационного принуждения и т. д.

В системе социального регулирования важнейшая роль принадлежит правовому регулированию, под которым в узком смысле понимается воздействие норм права (системы правовых норм), других специально юридических средств на поведение людей и на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.

 Правовое регулирование обычно понимается, как разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов и др.).  Но для решения своих профессиональных задач юристу, необходимо, понимать роль, значение правового регулирования как совокупности средств и способов реализации позитивного права.

 Позитивное право обладает свойствами и механизмами, обеспечивающими его реализацию в жизни общества.  Нормативность, общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность силой государственно-правового принуждения позволяют перевести правовые нормы из сферы «должного» в сферу «сущего», в повседневную практическую жизнь человека и общества.

 

1.3. Правовое регулирование

  Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

 Из определения вытекает, что регулированием можно назвать только такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели.  Например, в целях упорядочения использования земли, обеспечения ее сохранности, повышения эффективности землепользования издается закон о земле.  И воздействие норм земельного права, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.

Если же под воздействием законодательного акта или его норм наступают последствия, не предусмотренные законодательством, а в некоторых ситуациях и противоречащие целям законодателя, то такое воздействие не может считаться правовым регулированием.  Так, под воздействием земельного законодательства возросла цена на земельные участки, увеличилось число сделок по поводу земли спекулятивного характера, совершаемых ради наживы, непроизводительного использования земли.  Негативное влияние закона о земле на общественные отношения нельзя назвать правовым регулированием, ибо это не входило в цели законодателя и не соответствует целям права - упорядочить жизнь общества, обеспечить справедливый, разумный характер пользования такой ценностью, которой является земля.

Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами. Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как специально-юридической организующей деятельности.

Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально-юридическим правовым регулированием.  Воздействие на общественные отношения, на поведение людей специально-юридическими средствами и способами в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую стороны жизни человека.

На разных исторических этапах развития общества и государства в зависимости от экономических, политических, идеологических и иных факторов имелась определенная сфера правового регулирования.

В тех условиях, когда сфера регулирования была незначительна и формальна, когда не использовались возможности права для упорядочения общественных отношений, в обществе возникала угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно было упорядочить с помощью права.  А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к их социальной пассивности.

В сферу правового регулирования должны входить
те отношения, которые имеют следующие признаки.  Во-первых,
это отношения, в которых находят отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные
Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы
их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление
своих интересов ради удовлетворения интересов другого. 
В-третьих, отношения эти строятся на основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности этих правил. 
В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной
силой.

История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.

 Первую группу составляют отношения людей по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными).  Здесь наиболее ярко проявляется возможность и необходимость правового регулирования имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный человек.  Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной силой специального аппарата правового принуждения.

 Вторую группу образуют отношения по властному управлению обществом.  В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения.  Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.

В третью группу входят отношения по обеспечению правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных
сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования.
От характера и содержания общественных отношений,
составляющих предмет правового регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового регулирования. Достаточно очевидно, что отношения по эквивалентному
обмену ценностями, например, имущественные отношения,
требуют иных правовых средств и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации управленческих отношений.

Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности правового регулирования, т.е. широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия на общественные отношения.

 

1.4. Способы и типы правового регулирования

Способ

Сущность способа

Примеры

Дозволение

Предоставленная субъекту возможность совершать определенные им самим активные действия в своих собственных интересах

Право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом

Позитивное обязывание

Возложение на лицо обязанности совершать активные позитивные действия

Обязанность уплатить налоги

Запрет

Возложение на лицо обязанности не совершать каких-либо действий

Запрет переходить улицу на красный свет

 Способы правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических нормах и других элементах правовой системы.  Разные ученые по-разному рассматривают этот вопрос. Некоторые выделяют следующие способы правового регулирования: а) дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного поведения (что-то сделать, передать, уплатить и т.д.).

В.В. Лазарев называет те же способы правового регулирования, но несколько в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. По его мнению метод - это совокупность юридических способов правового регулирования, а способы - это своего рода «строительный материал», «юридическое вещество» составляющее метод.

Следовательно, процесс правового регулирования в каждом конкретном случае различен - в зависимости от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.

Ряд ученых рассматривают запрет как разновидность обязанности (обязанность не совершать запрещенные законом действия), выделяя при этом лишь два основных способа регулирования: дозволение и обязанность

В перечень основных способов правового регулирования иногда включают правомочие (наделение лица возможностью требовать определенного поведения от других лиц). И правомочие, и дозволение являются мерой возможного поведения. Основное же отличие правомочия от дозволения состоит в том, что лицо не может реализовать предоставленное ему право лишь собственными действиями, и должно прибегнуть к помощи другого лица.  

Дополнительными способами правового регулирования являются стимулы (закрепление нормами права материальных и духовных благ, которые может получить лицо, действующее правомерно) и санкции (меры наказания за неисполнение позитивных обязываний и запретов, установленных правовыми предписаниями). В процессе правового регулирования государство использует способы правового регулирования в самых различных сочетаниях, которые зависят от предмета регулирования.

В праве выделяют общедозволительный и запретительный типы регулирования.  Общедозволительный тип - «разрешенным считается все, что прямо не запрещено законом» - применяется при регулировании правового статуса личности, реализации ею своих прав и свобод. Запретительный тип регулирования исходит из формулы – «запрещено все, что не разрешено законом» - так регулируется правовой статус государственных органов и отношения между ними. Например, должностное лицо обладает только теми полномочиями, которые указаны в законе, и не вправе произвольно расширять свою компетенцию, даже если это прямо не запрещено законом или должностной инструкцией.  Иной тип регулирования неизбежно привел бы к анархии и произволу.

 

1.5. Стадии (этапы) правового регулирования

Правовое регулирование представляет собой процесс государственного воздействия на поведение субъектов в общественных отношениях. Этот процесс имеет несколько стадий.

На первой стадии формируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочивания. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а так же возможные правовые средства их преодоления.

 На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют прейти от общих правил к более детальным.  Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве «спускового крючка» для движения конкретных интересов по юридическому «каналу».

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим.  Отсутствие подобного решающего юридического факта выступает в роли препятствия, которое необходимо рассматривать с двух точек зрения: с содержательной (социальной, материальной) и с формальной (правовой).  С точки зрения содержания препятствием будут выступать неудовлетворение собственных интересов субъектом, а также общественных интересов.  В формально же правовом смысле препятствие выражается в отсутствии решающего юридического факта.

Акт применения права представляет собой основной элемент совокупности юридических фактов, без которого не может реализоваться конкретная норма права.  Он всегда носит решающий характер, ибо требуется в самый «последний момент», когда уже есть в наличии другие элементы фактического состава.  Так, для осуществления права на поступление в ВУЗ акт применения (приказ ректора о зачисления в студенты) необходим тогда, когда абитуриент представил в приемную комиссию требуемые документы, сдал вступительные экзамены и прошел по конкурсу, т.е. когда уже имеются три других юридических факта.  Акт применения (приказ) соединяет их в единый юридический состав, придает им достоверность и влечет возникновение субъективных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Только правоприменительный орган может обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом её действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму. Подобный вид правоприменения называют оперативно-исполнительным, ибо он основан на позитивном регулировании и призван развивать социальные связи.  Именно в нем в наибольшей мере воплощаются правостимулирующие факторы, что характерно для актов о поощрении, присвоении персональных званий, об установлении выплат, пособий, о регистрации брака, об устройстве на работу и т.п.

Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных.  Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществлять известные активные действия в интересах именно управомоченного.

В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.  Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами.

Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться.  Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь - осуществляются в поведении конкретных субъектов.  Эти акты могут выражаться в трех формах:

1. соблюдении;

2. исполнении;

3. использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права.  Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов, а так же от общественных интересов в охране и защите, и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы в охране и защите и не ставит им препятствий в какой либо форме (не выполнение, частичное не выполнение обязанностей, удовлетворение своих интересов, противоречащих интересам контрагента и т.п.)

При использовании субъект получает благо, ценность удовлетворяет личные интересы.  При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а так же общественных интересов в охране и защите.

Пятая стадия - является факультативной.  Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности, правонарушения либо прямого правонарушения.

 

2. Необходимость регулирования общественных отношений с помощью социальных норм. Понятие и виды социальных норм

При исследовании проблемы соотношения и взаимосвязи права и иных социальных норм теоретики права иногда кратко освещают либо вообще опускают общие вопросы, например, такие: с помощью каких средств упорядочивались древние человеческие сообщества? как при этом представлялись людьми ненормативные и нормативные регуляторы общественных отношений? на каких принципах базировались понятия человеческой веры, нормы и нормативности? что собой являли и что сегодня есть социальные нормы? и др. А от этого страдает общее исследование проблемы права и социальных норм. Поэтому мы сначала кратко остановимся на общих вопросах. И посмотрим, откуда появляется необходимость в регулировании общественных отношений с помощью социальных норм.

Известно, что с древних времен человеческие сообщества упорядочиваются на основе процессов регулирования (регуляции) поведения людей, общественных отношений, в которых ясно выражены начала самоорганизации систем, действующих в условиях возрастания факторов сознательности и субъективности. Уже в тот период в суждениях человека присутствовало четко выраженное представление о том, что за всяким порядком стоят законы и закономерности бытия, действующие в природе и в обществе. А жившие в те времена люди, вынужденные сами регулировать свое поведение, опираясь не столько на точные знания, сколько на интуицию, воображение и фантазию, неведомо как нашли и установили основные парадигмы нормативного мышления, сформулировали универсальные понятия («обычай», «закон», «справедливость», «преступление», «наказание» и др.), которые сегодня наша наука подтвердила и не собирается опровергать и которые продолжают существовать, несмотря на смену научных представлений и даже научных взглядов на мир.

Онтологический подход гласит: все, что в природе и обществе возникает в соответствии с законом, все сообразно закону, все имеет право на существование и на место в пространстве и во времени. И наоборот: то, что является в мир вопреки законам либо вне законов, поздно или рано исчезает, выпадает из процессов самоорганизации и упорядочения жизни.

Положение вещей в мире долгое время ассоциировалось у людей с совершенным естественным правом, с источниками ненормативных, а потом и нормативных требований к обществу, общественной жизни и человеку. Люди всегда верили да и сегодня многие верят в то, что общественные законы в виде социальных норм, императивов, религиозных, моральных, правовых и иных установок являются продолжением законов общего миропорядка, «правовой материи», преломляемых через наше сознание и трансформируемых в рамках культурного опыта. Хотя эта вера с древних времен подвергалась серьезнейшим испытаниям, претерпела существенные изменения, у человечества нет причины отказываться от нее как от заблуждения либо как от наследия давно прошедшего времени, когда люди относились к миру якобы примитивно, прямолинейно. Мысль, которую эта вера в себе несет, совсем не проста: люди и XXI в. в попытках разобраться, что есть право и связанные с ним общественные явления, обращаются к окружающему миру также упорно и часто, как это делали наши предки во втором и первом тысячелетии до нашей эры.

Понятия веры человека, ненормативности, нормы, нормативности неотделимы от сознательной деятельности людей, от их общественных связей, контактов, способов их бытия. Сама же норма в этом смысле не есть нечто, стоящее вне общества, общественных отношений над ними. Она органично вплетена в жизнь и поведение людей и выражает наиболее типичные устойчивые связи и общественные отношения. Поэтому исследование социальных норм сопряжено с анализом общественных отношений, бытия каждого человека. Общество всегда является результатом взаимодействия людей, выражает итог связей и отношений индивидов, их деятельности.

Из этого логически вытекает, что изучение практического бытия, деятельности людей – необходимая предпосылка исследования общественных отношений, социальной организации общества. Общественные же отношения и деятельность в этом смысле неотделимы друг от друга, они тесно взаимосвязаны, хотя и не тождественны. Общественные отношения выступают в качестве формы человеческой деятельности. Это применимо к характеристике всех видов общественных отношений: и моральных, и религиозных, и политических, и правовых. Все они выступают как формы различной по характеру социальной деятельности.

Люди не просто «общаются» друг с другом. За категорией «отношение» стоят интересы человека, его потребности в общении, во взаимном обмене материальными и духовными ценностями. В постоянном живом взаимодействии человека с окружающим миром – природой и обществом – осуществляется его индивидуальное, «личностное» развитие, реализация его потребностей и способностей.

Действуя сознательно, люди не свободны в выборе характера поведения, так как должны считаться с объективными предпосылками общего бытия и человеческого существования. Ставя перед собой конкретные цели, люди не могут не учитывать той объективной детерминации, которая предстает как социальная необходимость. В объективной обусловленности социального поведения людей, с одной стороны, и в его сознательном целенаправленном характере, с другой, содержится известное противоречие, преодолеваемое в процессе общественного развития и социального регулирования. Отмеченное противоречие дает основание для понимания социальной реальности как естественноисторического развития общества, которое не сможет осуществиться без целеполагающей человеческой деятельности.

Социальное взаимодействие людей проявляется в повторяющихся актах производства, обмена, распределения, многообразных общественных связях и отношениях. На самых ранних этапах развития общества одновременно с возникновением труда и обмена появляется и потребность их упорядочить, сделать общество упорядоченным.

Многократная повторяемость определенных актов поведения, деятельности и событий – особая черта исторического процесса, выявляющая внутреннюю закономерность его развития. Одним из проявлений этой закономерности выступает нормативность явлений, связей и отношений, которая выражает объективно необходимые способы их взаимодействия.

Нормативность выступает не только формой объективно необходимых связей и способов поведения и взаимодействия людей, но и формой развития всех необходимых явлений, процессов. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе. Поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают универсальную форму нормативности, которая органически присуща всему процессу естественноисторического развития общества.

Нормативность человеческих отношений, формирующаяся в процессе социального поведения, деятельности людей – одна из важнейших закономерностей общественного бытия, его универсальное качество. Нормативность по своей сущности непоследовательна и противоречива, поскольку всякое поведение людей и воспринимает унаследованные формы и связи, и воспроизводит новые, которые могут отрицать либо блокировать уже оформившиеся нормативы. Нормативные образования развиваются в процессе преодоления этой непоследовательности и противоречивости.

Таким образом, система регулирования общественных отношений на основе социальных норм возникает, формируется в ходе сознательного, целенаправленного поведения, деятельности людей, вызванных объективными факторами, придающими указанным нормам объективную направленность24.

Поэтому под социальными нормами, исходя из всего изложенного выше, следует понимать все нормы, возникшие в обществе в результате взаимодействия объективных и субъективных факторов и устанавливающие правила должного поведения людей. Должное при этом всегда присутствует в социальной норме, но его императивное существование и действие может быть не непосредственным, а обусловленным наличием каких-либо обстоятельств (стремлением достичь поставленной цели – в технических нормах, доброй волей – в рекомендательных нормах и т.д.).

Социальные нормы, так же как и выражаемое ими человеческое долженствование, являются результатом социального поведения, деятельности людей и всегда предстают как социальные целостности, образования, включающие не только осмысленные и признанные правила поведения, но и практику их реализации. Эти нормы выступают в качестве механизмов непрерывного процесса социальной взаимосвязи, они отражают типичные и социально значимые образцы поведения и объективируются в самых различных текстах. Но, как явления информационные, становящиеся, эти нормы никогда не тождественны самим текстуальным правилам как знаковым системам.

В зависимости от способа объективации нормы могут восприниматься или как правила, возникающие независимо от человека (например, как результат Божественной воли), или как исключительно человеческий институт (например, нормы договорного права).

В любом случае эти нормы существуют как образ, идеальное отражение модели реального поведения в сознании и закрепление результатов такого отражения в виде письменного источника. Но, как показывает анализ, отдельные теоретики права до конца не определились в видах данных норм.

Так, например, в учебнике «Проблемы общей теории права и государства» в связи с рассмотрением общего и специфического соотношения разных социальных норм с правом исследуются такие социальные нормы, как правовые (нормативные, установленные и защищаемые государством правила поведения) и политические (где присутствует конкуренция политических программ и идей); правовые и моральные (в аспекте их единства и различий с позиции оценки добра, зла, справедливости и др.); правовые и религиозные.

В.В. Оксамытный, со своей стороны, выделяет и рассматривает более широкий перечень социальных норм, а именно: прежде всего нормы морали (систему принципов и правил, формирующихся в обществе и регулирующих на основе общественного мнения поведение людей с позиций суждений о добре и зле, справедливом и несправедливом, совести, достоинстве, долге и чести); нормы обычаев (устойчивые и привычные в исполнении правила поведения, которые складываются в результате частого повторения и сохраняются в течение длительного времени); нормы традиций (правила поведения, опирающиеся на силу общественного мнения, требующие длительного закрепления и отражающие стремление людей к сохранению своих идей и ценностей); нормы религии (совокупность принципов и правил, основанных на вере в высшие силы и высший смысл жизни); нормы политики (правила, регулирующие отношения между людьми, группами и их объединениями в процессе достижения, осуществления и удержания власти); корпоративные нормы (правила поведения, содержащиеся в программных документах и решениях общественных организаций); нормы эстетики (правила, регулирующие ценностные отношения между людьми и миром посредством их художественной деятельности) и др.

А.В. Поляков различает нормы формальные и неформальные; по степени осознанности – явные и латентные (скрытые); по характеру (универсальности) действия – общие и специфические; по характеру требований – императивные (обязывающие), императивно-атрибутивные (предоставительно-обязывающие), рекомендуемые, допускаемые и т.д.

Одновременно все социальные нормы подразделяются также на моральные, нравственные, правовые и целесообразные (утилитарные, технические) нормы. Во всех этих нормах вектор ценностного значения постепенно сдвигается от «внутреннего», аксиологически мотивированного поведения к поведению «внешнему» (формальному, легальному).

При этом в нормах морали значимо не столько «внешнее» поведение, сколько его внутренние мотивы. В нормах нравственности значимо «внешнее» поведение, но при этом предполагается, что ему сопутствуют соответствующие внутренние мотивы. В праве существенно «внешнее» поведение, а внутренние мотивы интересуют постольку, поскольку могут прояснить «внешнее» поведение. Наконец, в правилах целесообразности внутренние мотивы практически не играют роли, а значимость поведения определяется достижением цели. Религиозные же нормы относятся и к правилам морали (религиозная мораль), и к нравственности (религиозная нравственность), и к праву (нормы канонического права). Их специфика определяется особенностями генезиса и легитимации.

В разряд целесообразных правил попадают и так называемые технические нормы: нормы гигиены, правила дрессировки собак, нормы произношения и правописания и т.д.

Думается, что здесь все же не должно быть путаницы и должна быть выработана какая-то одна, обобщающая классификация. При этом, учитывая, что социальные нормы – это результат исторического соотношения и взаимосвязи объективного и субъективного факторов естественноисторического процесса, здесь необходимо, на наш взгляд, взять за исходный критерий принцип историзма. Иными словами, важно исследовать соотношения и взаимосвязи права с другими видами социальных норм с момента их появления и развития.

 

3. Источники права, регулирующие общественные отношения в Российской Федерации

Важнейшими нормативными правовыми актами, регулирующие отношения в России по теме исследования, являются:

1.              Конституция Рос­сийской Федерации. Для предпринимательства особое значение име­ют те конституционные нормы, которые закрепляют принципы правового регулирования.

Конституция Российской Федерации (ст.37) закрепила за каждым из граждан право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Это означает, что с возникновением трудовой правосубъектности каждый гражданин обретает правовой статус субъекта трудового права.

Следует заметить, что правовой статус гражданина как субъекта трудового права отличается от правового статуса работника. Дело в том, что гражданин становится субъектом трудового права до возникновения его трудовых отношений, т.е. еще на стадии поиска работы. Поэтому его правовой статус, являясь общим для всех граждан, определяет правовое положение физического лица как потенциального работника. Правовой статус работника, приобретаемый гражданином после заключения трудового договора, определяет его правовое положение по отношению к конкретному работодателю, у которого он трудится.

Правовой статус субъектов трудового права включает ряд элементов: трудовую правосубъектность, основные права и обязанности, юридические гарантии прав и обязанностей, ответственность за надлежащее исполнение трудовых обязанностей. Однако одной из важнейших правовых категорий, характеризующих граждан как субъектов трудового права, являются их трудовые права, которые, наряду с другими правами, находятся под охраной закона[1].

Основные права граждан в сфере труда закреплены в ст.37 Конституции РФ. Поскольку правовой статус гражданина как субъекта трудового права с приемом его на работу сливается с правовым статусом работника, трудовые права гражданина трансформируются в трудовые права работника. Конкретизируя ст.37 Конституции РФ, Трудовой кодекс РФ (далее - ТК РФ) закрепляет основные трудовые права работника.

Дальней­шее развитие данный принцип получил в Гражданском кодексе Российской Федерации, в других законодательных актах.

Огромное значение имеет и конституционный принцип при­знания многообразия форм собственности, юридического равен­ства форм собственности и равной их защиты, закрепленный в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодатель­ством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или огра­ничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятель­ность с использованием имущества, находящегося в государствен­ной, муниципальной или частной собственности.

2.              Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

Данный акт содержит множество норм, регулирующих гражданско-правовые отношения.

3.              Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)  специализируется на такой теме, как трудовые отношения между работниками и работодателями. Обладает приоритетным значением перед другими (находящимися в тесном взаимодействии с трудовым сотрудничеством) принятыми федеральными законами. Устанавливает основные принципы правового регулирования трудовых и других связанных с ними отношений. Запрещает дискриминации в сфере труда и принудительный труд. Описывает основания, позволяющие возникновение трудовых отношений. Регламентирует такие вопросы, как основные права и обязанности работодателя, социальное партнёрство в сфере труда, обязанности работодателя относительно создания надлежащих условий, обеспечивающих нормальную деятельность своих работников и т.д.

Помимо Гражданского кодекса либо Трудового кодекса Российской Федерации, веду­щую роль в системе источников права иг­рают федеральные законы.

Большую роль в регулировании деятель­ности играют подзаконные акты. Среди них в первую очередь сле­дует назвать:

4.              Указы Президента Российской Федерации и постанов­ления Правительства Российской Федерации. Значительное количе­ство норм  права содержится и в норма­тивных актах федеральных органов исполнительной власти, дей­ствующих непосредственно в экономической сфере, таких как Ми­нистерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и др.

Продолжает действовать и ряд нормативных правовых актов СССРв случае, если они не отменены и не противоречат дей­ствующему законодательству Российской Федерации.

В силу федеративного устройства нашего государства и в соот­ветствии с Конституцией Российской Федерации многие сферы общественной жизни регулируются нормативными правовыми ак­тами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуп­равления также издают хозяйственно-правовые акты, опираясь на гл. 8 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Велика роль и локальных нормативных актов, принимаемых са­мими хозяйствующими субъектами в целях регулирования трудовой деятельности.

Помимо нормативных правовых актов источниками предпри­нимательского права являются обычаи делового оборота. В соответ­ствии со ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота признается сло­жившееся и широко применяемое в какой-либо области деятельности правило поведения, не предусмотрен­ное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота применя­ются наряду с законодательством и в случаях, когда в нем имеет место пробел.

Наконец, составной частью правовой системы Российской Фе­дерации являются общепризнанные принципы и нормы международ­ного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле, экономическом сотрудничестве), так и многосторонние. ГК РФ предотвращает возможные коллизии меж­дународного и национального законодательств, при этом вопрос решается в пользу первого.

 

 



[1] Репринцев Д.Д. Источники, реализация и защита трудовых прав работников // Трудовое право. 2006. № 7. С. 8.