Вопрос 4. Проблемы оказания юридической помощи по гражданским делам

 

Развитие принципа состязательности гражданского процесса предполагает наличие развитой юридической помощи сторонам, другим лицам, участвующим в деле, при ведении процесса.

Конституцией РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Данное конституционное право, впервые закрепленное в ст.48 Конституции РФ, должно быть не только провозглашено, но и реально предоставлено гражданам, нуждающимся в такой помощи, регулируемой в современном законодательстве, в котором должны содержаться соответствующие положения.

В сфере оказания юридических услуг населению ведущее место принадлежит адвокатуре, нормальное функционирование которой во многом зависит прежде всего от нормативного закрепления основ ее организации и деятельности.

         Общие положения об адвокатской деятельности, права и обязанности адвоката, его статус, организация адвокатской деятельности и адвокатуры, регулируются  Федеральным  законом от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

В законе определены следующие организационные формы адвокатских образований:

- адвокатский кабинет, учреждаемый адвокатом, решившим осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально (ст.21 Закона);

- коллегия адвокатов, учреждаемая двумя и более адвокатами, действующая на основании учредительного договора и устава и являющаяся юридическим лицом (ст.22 Закона);

- адвокатское бюро, учреждаемое двумя или более адвокатами и действующее на основании партнерского договора (ст.23 Закона);

- юридическая консультация, учреждаемая на территории данного судебного района по решению адвокатской палаты, если на его территории общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях составляет менее двух на одного федерального судью. Юридическая консультация является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения (ст.24 Закона).

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления и действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Органами адвокатского самоуправления являются адвокатские палаты, создаваемые на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.

Адвокатская палата субъекта РФ является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.

Она создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта РФ, организации юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката (ст.29 закона).

Высшим органом адвокатской палаты  субъекта РФ является собрание (конференция) адвокатов, созываемое не реже одного раза в год. Конференция созывается в тех регионах, где численность адвокатской палаты превышает 300 человек.

Коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты является совет адвокатской палаты, избираемый собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Совет обновляется один раз в два года не менее чем на одну треть.

К полномочиям совета адвокатской палаты относятся:

- избрание из своего состава президента адвокатской палаты сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года;

-  определение полномочий президента и вице-президентов;

- определение нормы представительства на конференцию и порядок избрания делегатов;

- обеспечение доступности юридической помощи, оказываемой гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ и многие другие полномочия, указанные в п.3 ст. 31 Закона.

На уровне Российской Федерации действуют:

- Федеральная палата адвокатов РФ (ст.35 Закона);

- Всероссийский съезд адвокатов (ст.36 Закона);

- Совет Федеральной палаты (ст.37 Закона).

Все они наделены соответствующими полномочиями для координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи, представительства и защиты интересов адвокатов в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Предоставление бесплатной юридической помощи так же, как и в России, является весьма актуальной проблемой. Объем такой помощи порой доходит до 50% всех гражданских дел и уголовных дел. В настоящее время практикуется освобождение клиента в зависимости от его материального состояния от части судебных расходов.

В ст. 26 Закона предусмотрено, что юридическая помощь гражданам РФ, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, оказывается бесплатно в определенных случаях, а именно:

1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается также бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Данный перечень является очень узким и, безусловно, не охватывает решения тех проблем, которые возникают при оказании бесплатной юридической помощи.

К тому же, в течение долгого времени не был проработан механизм предоставления данной услуги. Хотя эта услуга является бесплатной для гражданина, ее получающего, ее оказание должно компенсироваться адвокату, работающему на возмездных началах и не получающему какой-либо финансовой помощи со стороны государства в своей деятельности.

Правительством Республики Дагестан только в Постановлении от 2 октября 2008г. №335 был утвержден порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам РФ в Республике Дагестан.

Утвержденный порядок является довольно громоздким и до настоящего времени применяется не очень активно.

Важным шагом в обеспечении права на бесплатную юридическую помощь в России стало принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"*(24) (далее Закон N 324-ФЗ), вступившего в силу 15 января 2012 г.

До указанной даты законодателем были предусмотрены три случая, когда лицо могло гарантированно рассчитывать на бесплатную юридическую помощь:

1) статус подозреваемого(обвиняемого) (ч. 4 ст. 116 Уголовно-процессуального кодекса РФ)*(25). Если адвокат участвует в предварительном расследовании или судебном разбирательстве по назначению (дознавателя, следователя или суда), расходы на оплату его труда несет федеральный бюджет (ч. 5 ст. 150УПК РФ);

2) статус военнослужащего либо гражданина, уволенного с военной службы, а также членов его семьи (п. 3 ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих")*(26). Возможность получения такими лицами бесплатной юридической помощи ограничена лишь вопросами прохождения военной службы и рамками производства уголовного дела;

3) статус гражданина Российской Федерации, среднедушевой доход семьи которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации, а также статус одиноко проживающего гражданина, доходы которого ниже аналогичной величины (ст. 26 Закона об адвокатуре). Причем адвокаты гарантированно оказывали бесплатную юридическую помощьлишь в пяти установленных законом сл учаях:

- истцам по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

- ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

- гражданам Российской Федерации при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

- гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией;

- несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних во всех случаях.

Закон N 324-ФЗ изменил перечень таких оснований и добавил условие о том, что адвокат должен являться участником государственной бесплатной юридической помощи В связи с этим необходимо отметить, что современным законодателем определены круг субъектов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, и организационно-правовые системы ее оказания. Согласно статье 7 вышеуказанного закона субъекты это физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной и негосударственной систем оказания квалифицированной правовой помощи, а также иные лица, имеющие право на бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

В соответствии со статьей 15 Закона участниками государственной бесплатной юридической помощи являются:

- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

- органы исполнительной власти субъектов Федерации и подведомственные им учреждения;

- органы управления государственных внебюджетных фондов;

- государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе  бесплатной юридической помощи в порядке, установленном федеральным законодательством и законами субъектов Федерации.

В то время как негосударственная бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах, ее участниками являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры  бесплатной юридической помощи (ст. 22 Закона N 324-ФЗ). Согласно статье 24 рассматриваемого закона в целях оказания гражданам бесплатной юридической помощи некоммерческие организации, адвокаты, адвокатские образования, адвокатские палаты субъектов Федерации, нотариусы, нотариальные палаты могут создавать негосударственные центры   бесплатной юридической помощи.

Таким образом, адвокаты по-прежнему занимают особое положение в системе оказания бесплатной юридической помощи, правового информирования и просвещения населения, так как одновременно могут являться участниками и государственной, и негосударственной систем оказания бесплатной правовой помощи.

Важной особенностью Закона N 324-ФЗ является то, что его положения не распространяются на отношения, регулируемые УПК РФ, так как в силу пункта 2 ст. 3 Закона отношения, связанные с бесплатной юридической помощью в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 20 данного закона содержит следующий перечень категорий граждан, которые могут воспользоваться  бесплатной юридической помощью всех видов в рамках государственной системы оказания такой квалифицированной помощи:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II групп;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием  бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

6) усыновители, если они обращаются за оказанием  бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

8) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

9)граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

10) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

11) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи  в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Федерации.

С одной стороны, приведенный перечень является исчерпывающим, поэтому говорить о введении широкомасштабной  различным слоям населения не приходится. С другой стороны, последний пункт позволяет не только федеральным, но и региональным властям постоянно расширять указанный список.

В процессуальной науке давно ведется дискуссия о процессуальном положении судебного представителя.

Еще в 50-70е годы прошлого века большинство процессуалистов высказывались за то, что представители сторон и третьих лиц относятся к лицам, участвующим в деле (А.А. Мельников, П.П. Гуреев, Д.М.Чечот, Н.А.Чечина, И.М. Ильинская, Л.Ф. Лесницкая, В.К. Пучинский).

Им возражали такие известные процессуалисты, как М.А. Гурвич, С.М, Абрамов, А.А. Добровольский, полагавшие, что представители не имеют собственного юридического интереса в деле, их участие в процессе не носит самостоятельного характера.

Более убедительными были утверждения А.А. Мельникова, доказывающего, что юридический интерес может носить не только материально-правовой, но и процессуальный характер. А у представителя есть процессуальный интерес в исходе дела, который может быть конкретизирован как должностной, общественный, личный, такой же, как и некоторых других лиц, участвующих в деле.

В связи с разработкой проекта нового ГПК дискуссия о процессуальном положении судебного представителя вновь оживилась, причем ученые активно высказывались за признание представителя лицом, участвующим в деле.

За признание представителей лицами, заинтересованными в исходе дела, выступили такие ученые, как М.А. Викут, А.А. Власов, С.М. Пелевин – представители разных научных школ.

Несмотря на такое единодушие ведущих ученых-процессуалистов, в ГПК РФ была отражена позиция прежнего ГПК по данному вопросу, по которой представители не относятся к лицам, участвующим в деле.

Представляется, что положительное решение данного вопроса будет соответствовать общей тенденции развития гражданского судопроизводства в русле его состязательности. Между тем, роль представителя в современном гражданском процессе усиливается. Престижу его участия в процессе должно соответствовать и его процессуальное положение, отнесение его к числу важнейших участников процесса, а не лиц, содействующих правосудию. Ведь сравнение его роли в процессе с такими участниками, как свидетели, переводчики, эксперты, показывает, что представители гораздо ближе к таким участникам, как прокурор, государственные органы и другие лица, обращающиеся в суд за защитой прав других лиц. Что касается такого вида судебного представительства, как законное, то права и обязанности законных представителей по существу мало чем отличаются от прав и обязанностей лиц, участвующих в деле.

Интересно, что в странах СНГ по-разному определяют процессуальное положение судебных представителей. Такая разноречивость наблюдалась еще в 60-е годы, когда последний раз обновлялось советское процессуальное законодательство. К лицам, участвующим в деле, представителей относили во всех прибалтийских республиках, на Украине, в Белоруссии, Молдавии и Таджикистане.

В настоящее время при обновлении гражданского процессуального законодательства в республиках Молдова, Беларусь, Таджикистан и некоторых других судебные представители признаются лицами, участвующими в деле.

Среди российских процессуалистов дискуссия о процессуальном положении представителей продолжается и в новейших исследованиях.

Так, Т.В. Сахнова в «Курсе гражданского процесса» отстаивает позицию о том, что судебные представители могут быть отнесены к участвующим в деле лицам, т.к. обладают всеми необходимыми для этого атрибутами: процессуальной заинтересованностью, наличием самостоятельной процессуальной функции, общими процессуальными правами и обязанностями, свойственными всем участвующим в деле лицам. По ее мнению, структурные особенности законодательства не являются достаточными аргументами для определения места представителей в системе участников гражданского процесса.

Анализируя позиции законодателя и мнения ученых о процессуальном положении судебных представителей, можно предположить, что судебные представители относятся к особой группе участников гражданского процесса, не вписывающейся в общепризнанную классификацию участников гражданского процесса на две группы лиц: участвующих в деле и содействующих правосудию.

Процессуальное положение представителей отличается и от лиц, участвующих в деле, и от тех, кто содействует правосудию.

Мало того, сама группа представителей в суде также неоднородна по самым разным признакам: начиная от видов представительства и кончая полномочиями разных категорий судебных представителей.

Поэтому неслучайно вопросы участия представителей в суде выделены в самостоятельную главу, в которой сосредоточен основной комплекс процессуальных норм, регулирующих особенности вступления в процесс, виды представительства, полномочия представителей и др. (ст.48-54 ГПК РФ).

Думается, судебные представители должны быть выделены в самостоятельную группу участников, наделенных большим комплексом процессуальных прав и обязанностей, который существенно различается в разных видах представительства.

Участие судебных представителей по гражданским делам приобретает все большее значение с развитием состязательности гражданского процесса.

Процессуальное регулирование их деятельности должно совершенствоваться с учетом тех задач, которые стоят перед судами в современный период, а также международного опыта развития организации и деятельности адвокатуры, оказания юридической помощи по гражданским делам.