Вопрос 3. Особенности участия в деле иных субъектов, правомочных осуществлять судебную защиту прав и законных интересов других лиц

 

Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц принадлежит в случаях, предусмотренных законом, на основании ст. 46 ГПК РФ следующим субъектам:

- органам государственной власти;

- органам местного самоуправления;

- организациям;

- гражданам.

В соответствии со ст. 47 ГПК РФ круг субъектов, правомочных участвовать в процессе по второй форме (дача заключения по делу), ýже. К ним относятся:

- государственные органы;

- органы местного самоуправления.

Таким образом, возможность участия в обеих формах принадлежит только:

- государственным органам;

- органам местного самоуправления.

Эти субъекты являются, как и прокурор, выразителями публичных начал процесса. Поэтому особенности их участия характеризуются определенным сходством с участием прокурора в гражданском процессе, хотя совпадают не полностью.

Их участие в процессе в разных процессуальных формах преследует различные цели. Участвуя по первой форме, они призваны оказывать помощь и содействие в судебной защите прав тем лицам, которые не в состоянии самостоятельно защищать свои интересы, либо  должны защищать публичные интересы. Что касается второй формы участия, то в их задачи входит не только оказание помощи и содействия в защите прав граждан и публичных интересов, но и помощь суду в вынесении законного и обоснованного решения по делу.

Основания их вступления в процесс различаются в зависимости от формы участия.

По первой форме участия имеются два общих основания и одно специальное.

К общим относятся:

1) указание в законе о возможности такого обращения;

2) инициатива самого органа.

Специальным можно считать наличие или отсутствие просьбы лиц, нуждающихся в защите своих прав, которая не требуется в случаях, перечисленных в ч.1 ст.46 ГПК:

1) предъявления иска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц;

2)  обращения в суд в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

По второй форме участия основаниями для вступления в процесс государственных органов и органов местного самоуправления являются:

1)    указания федерального закона;

2)    инициатива самого органа;

3)    инициатива лиц, участвующих в деле;

4)    инициатива суда.

Момент вступления по второй форме участия определен в ч.1 ст.47 ГПК – до принятия решения судом первой инстанции.

Перечень требований, по которым можно обращаться в суд в защиту интересов других лиц или давать заключение по делу, не сформулирован в ГПК в виде отдельной нормы. Эти указания по различным категориям дел даются в разрозненных нормах в ГПК РФ, Семейном кодексе РФ, а также в других федеральных законах, что, безусловно, затрудняет их применение.

Традиционно большое значение придается участию в процессе и по первой, и по второй форме участия органов опеки и попечительства. Указания об этом имеются, прежде всего, в ГПК РФ и Семейном кодексе РФ.

Обязательное участие органов опеки и попечительства предусмотрено:

1) в ГПК РФ – в следующих специальных нормах, регулирующих особое производство:

- по делам об усыновлении (ст.273 ГПК);

- по делам об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (ч.1 ст.284 ГПК);

- по делам об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) (ст. 288 ГПК);

2) в Семейном кодексе РФ – в следующих специальных нормах, регулирующих рассмотрение отдельных категорий дел, связанных с защитой прав несовершеннолетних и недееспособных граждан:

- по делам о признании брака недействительным, если он заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным (ст.28 СК);

- по делам о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст.66 СК РФ);

- о лишении родительских прав (ст.70 СК РФ);

- о восстановлении в родительских правах (ст.72 СК РФ);

- об ограничении родительских прав (ст.73 СК РФ);

- по всем спорам, связанным с воспитанием детей (ст.78 СК РФ);

- об установлении усыновления (ст.125 СК РФ).

По всем перечисленным категориям дел органы опеки и попечительства участвуют по одной из двух процессуальных форм участия в процессе, причем, если они не могли или не вступили в процесс по первой форме, то они обязаны участвовать по второй в соответствии с императивными нормами об их обязательном участии. В отличие от второй формы, обращение в суд с заявлением в защиту прав несовершеннолетних или недееспособных носит диспозитивный характер. Предоставление им таких прав имеет характер дополнительной процессуальной гарантии, выражающей заинтересованность государства в полноценной защите данных субъектов, которые не в состоянии самостоятельно защитить свои права.

Придавая большое значение участию органов опеки и попечительства в спорах о воспитании детей, законодатель обязывает эти органы провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение (п.2 ст.78 СК РФ).

Очень важно, чтобы в акте обследования были отражены не только жилищно-бытовые условия обследуемых и их материальное положение, но и личные качества этих лиц, их отношение к ребенку и его личная привязанность к обследуемым, условия жизни ребенка.

На основании акта обследования орган опеки составляет письменное заключение, подписываемое руководителем соответствующего органа, в котором должны содержаться мотивированные выводы об обоснованности заявленного в суд требования и о том, как следует разрешить конкретный спор в суде.

Все эти положения семейного законодательства имеют императивный характер, в связи с чем им справедливо придается большое значение в судебной практике.

С начала 90-х годов в России наблюдается тенденция при принятии новых федеральных законов расширять не только сферу судебной защиты, но и круг субъектов, управомоченных на обращение в суд в защиту коллективных интересов либо неопределенного круга лиц. 

Так, с принятием законов о защите прав потребителей создана целая система органов, целью и задачей которых является защита прав потребителей.

Так, на основании п.3 ст.17 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. (в ред. Федерального закона от 02.11.2004г. №127-ФЗ) право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам) имеют, кроме самих потребителей, права которых нарушены, также:

- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы);

- иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы);

- органы местного самоуправления;

- общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), причем все эти субъекты могут предъявлять иски в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей и при обращении в суд освобождаются от уплаты госпошлины.

Новая федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, организованная на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2004г., сокращенно именуемая Роспотребнадзор, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функций по контролю и надзору в сфере обеспечения благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

  Согласно ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде (ст. 11,12).

Так, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзором) по Республике Дагестан предъявляются иски в суды общей юрисдикции и арбитражный суд о возмещении причиненного ущерба по различным экологическим и земельным правонарушениям, в т.ч.:

1)    в сфере водопользования;

2)    в сфере загрязнения атмосферного воздуха;

3)    в сфере недропользования;

4)    в сфере землепользования.

В качестве примера можно привести гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РД к гр-ну А. о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду на сумму 10,5 млн. руб., об обязании снести незаконно возведенные строения и провести рекультивацию нарушенных земель лесного фонда.

Решением Кумторкалинского райсуда Республики Дагестан исковые требования были полностью удовлетворены, а исполнительные листы переданы для исполнения.

Имеются и другие федеральные законы, содержащие положения о наделении различных органов правом обращаться в суд в защиту прав других лиц.

 

Круг лиц, обладающих правом обращаться в суд в защиту прав других лиц, продолжает расширяться.

На основании Федерального конституционного закона от 26.02.1997г. №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» эта должность впервые была учреждена в России в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.[1]

Уполномоченный по правам человека имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.

В настоящее время институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) учреждается во многих регионах РФ, что способствует усилению внимания к фактам нарушения прав человека со стороны различных государственных структур и реагирования на них.

Субъекты, вступающие в процесс на основании ст.46 или 47 ГПК РФ, относятся к лицам, участвующим в деле (ст.34 ГПК). Они наделяются тем же комплексом процессуальных прав и обязанностей, что и другие лица, участвующие в деле, за некоторыми исключениями, связанными с отсутствием у этих субъектов материально-правовой заинтересованности.

Из процессуальных прав и обязанностей субъектов, обратившихся в суд за защитой прав других лиц, исключены право на заключение мирового соглашения и обязанность по уплате судебных расходов. В случае же отказа этих субъектов поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа от иска, наступают процессуальные последствия, предусмотренные ч.2 ст.45 ГПК (ч.2 ст.46 ГПК).

Как и все лица, участвующие в деле, эти субъекты должны активно собирать необходимые доказательства, представлять их суду, участвовать в их исследовании, заявлять необходимые ходатайства, задавать вопросы участникам процесса, независимо от того, в какой форме они участвуют при разбирательстве дела в суде.

В ГПК РФ установлены определенные различия в регулировании участия этих субъектов при подведении итогов судебного разбирательства в суде первой инстанции в зависимости от формы их участия.

При вступлении в процесс по первой форме они участвуют в судебных прениях, причем на основании ч.3 ст.190 ГПК они выступают в судебных прениях первыми, аналогично прокурору, по инициативе которого было возбуждено дело. Кроме того, они пользуются правом выступить с репликами после произнесения речей всеми лицами, участвующими в деле, в связи со сказанным в их речах.

Субъекты, вступившие в процесс для дачи заключения по делу (вторая форма участия), свое итоговое выступление делают после исследования всех доказательств по делу, после заслушивания которого председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям. В судебных прениях эти субъекты уже не принимают участия.

 Если по конкретному делу в суде первой инстанции принимают участие и прокурор, и соответствующий орган, причем оба – для дачи заключения по делу (вторая форма), то исходя из текста ст.189 ГПК, слово для заключения дается сначала прокурору, а затем уже органу. Допускаются как устная, так и письменная форма этих заключений, приобщаемых к материалам дела, либо заносимых в протокол судебного заседания.

Заключение по делу, даваемое соответствующим государственным органом или органом местного самоуправления, впрочем, как и заключение прокурора, не имеет доказательственного значения, но призвано помочь суду вынести по делу законное и обоснованное решение.

 

В действующем ГПК не предусмотрено участие государственных органов и органов местного самоуправления в иных процессуальных формах, кроме обращения в суд с заявлением или дачи заключения по делу.

Между тем, в других федеральных законах, а также в судебной практике могут встречаться и иные формы участия, в частности, в роли процессуального ответчика, защищающего интересы недееспособного или несовершеннолетнего гражданина.

Так, в тех случаях, когда родителям неизвестно, кто усыновил их ребенка, требование об отмене усыновления предъявляется к органу опеки и попечительства по месту вынесения решения об усыновлении.[2]

Орган опеки и попечительства может быть процессуальным ответчиком по искам о восстановлении родительских прав, об отмене ограничения родительских прав, о возврате ребенка, что вытекает из анализа соответствующих правил Семейного кодекса РФ.

Наконец, в п.2 ст.79 СК РФ предусмотрено обязательное участие органа опеки и попечительства в случае принудительного исполнения решений суда, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (другим лицам).

Подводя итог изложенному, следует сделать общий вывод о правильности позиции законодателя, сохранившего в новом ГПК РФ возможность участвовать в гражданском процессе не только тем лицам, которые защищают свои субъективные права и законные интересы, но и субъектам, вступающим в процесс для защиты чужих интересов. Их участие не только не ограничивает права материально заинтересованных субъектов, но является дополнительной правовой гарантией защиты субъективных прав и законных интересов, особенно тех субъектов, которым это сделать затруднительно или вообще невозможно вследствие их возраста, психического состояния, материального положения и др.

 



[1] Собрание законодательства РФ. 1997. №9. Ст.1011.

[2] См.: Комментарий к ГПК РФ / Под ред. М.С.Шакарян. М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2003. С. 117-118 (автор комментария к главе 4 – М.С.Шакарян).