Лекция 4.

Духовная жизнь страны в середине 40х - начале 50-х годов.

 

1.      Развитие науки и техники.

2.      Образование в СССР.

3.      Борьба с космополитизмом. Усиление  партийного контроля в идеологии.

4.      Литератураино.Музыка.

Список основной литературы

1.   Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1938-2002: Учебное пособие. М., 2003.

2.   Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945-1964. М., 1993.

3.   История России в новейшее время. 1945-2001од ред. А.Б. Безбородова. М., 2001.

4.   Кожинов В.В. Россия. Век XX (1939-1964). М., 2002.

5.   Новейшая история Отечества. XX век: Учебля студ. высш. учеб. заведений. В 2-х т. /Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. 2-е изд; испр. и доп. Т.2. М., 2002.

6.   Новейшая отечественная история. XX в. Учебник для студ. высш. учеб. заведенийод ред. Э.М. Щагина, А.В. Лубкова: В 2-х кн. Кн. 2. М., 2004.

7.   Пихоя Р.Г. Советский союз: История власти. 1945-1991. Новосибирск, 2000.

8.   Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985): Новое прочтение. М., 1995.

9.   Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941-1991. М., 1999.

10. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995) /Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М., 1996.

11. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Сысоева Е.К., Зезина М.Р. История русской культуры IX–XX вв. 3-е изд. М., 2002.

Список дополнительной литературы

12. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. – М., 1992.

13. Вопросы истории и историографии социалистической культуры. – М., 1987.

14. Геллер М., Некрич А. У истоков духовного возрождения.// Геллер М., Некрич А. История России 1917-1995. Утопия у власти. Т.2. 1945-1985. – М., 1996.

15. Дайч З.Г. Школьная политика в СССР: уроки партийно-государственного руководства, перспективы развития. – М., 1991.

16. Зезина М.Р. и др. Культурная жизнь первого послевоенного десятилетия (1945-1955). // Зезина М.Р. и др. История русской культуры. – М.: Высшая школа, 1990.

17. Зезина М.Р. Из истории общественного сознания периода «оттепели». Проблема свободы творчества.// Вестник Московского университета. – Сер.8. История. – 1992. – №6.

18. Из истории борьбы с лысенковщиной. Документы.// Известия ЦК КПСС. – 1991. – №4,6.

19. История русского и советского искусства (под ред. Д.В.Сарабьянова). – М., 1979.

20. История русской советской литературы. 4-е изд. – М., 1986.

21. История русской советской музыки. В 4-х т. – М., 1956-63.

22. История советского драматического театра. В 6-ти т. – М., 1966-71.

23. История советского искусства: Живопись, скульптура, графика. Т.1,2. – М., 1965-68.

24. История советского кино. В 4-х т. – М., 1969-78.

25. КПСС о культуре, просвещении и науке: Сб. документов. – М., 1963.

26. Культурная жизнь в СССР 1941-1950: Хроника. – М., 1977.

27. Культурная жизнь в СССР 1951-1965: Хроника. – М., 1979.

28.      Литературное движение советской эпохи: Материалы и документы. – М., 1986.

29. Народное образование в СССР: Общеобразовательная школа 1917-1973 гг.: Сб. документов. – М., 1974.

30. Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. – М., 1977.

31. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. Т.1,2. – М., 1972.

32. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: ВЛАДОС, 1998. (Гл. Отечественная художественная культура 20-80-х гг. ХХ в.)

33. Советская культура: 70 лет развития. – М., 1987.

34. Советская культура: история и современность. – М., 1983.

35. Советские ученые: Очерки и воспоминания. – М., 1982.

 

 

1.   Развитие науки и техники.

Послевоенное время выдалось сложным и противоречивым. В политическом плане – это время апогея культа личности Сталина, время новых репрессий и преследований. В экономическом плане – время восстановления, возрождения разрушенных сел и городов. Они были восстановлены, без преувеличения, самоотверженным трудом народа, который в тяжелейших условиях, испытывая нужду во всем, не жалел сил для укрепления Родины. Вместе с тем четко обозначился кризис административно-командной системы, режима тоталитарной власти, "сталинской модели социализма", которую продолжали насаждать сверху, не считаясь ни с объективными закономерностями развития общества, ни с мнением и желаниями народа. Жесткая линия руководства вела к консервации старой системы общественных отношений, к окостенению сложившихся еще до войны политических структур. В итоге – унификация общественной жизни, отчуждение народа от власти, политики и собственности, достигшие своего предела. Страна приближалась к тому рубежу, за которым должны были последовать перемены.

После Великой Отечественной войны приоритетными направлениями в науке являлись исключительно те, которые служили укреплению обороны страны. Особое внимание уделялось работам в области использования атомной энергии (в 1949 г. было проведено первое испытание атомной бомбы, в 1953 г. – водородной бомбы, разрабатывается термоядерное оружие). Значительные результаты были достигнуты в области физики полупроводников, экспериментальной физики по изучению нейтронов и люминесценции, была создана первая советская баллистическая ракета-носитель.

В то же время естественные и гуманитарные отрасли прикладных наук, не имевшие непосредственного отношения к повышению обороноспособности страны, подвергались жесткому администрированию. Показательными стали гонения на генетику и кибернетику – эти научные дисциплины были объявлены псевдонаучными. В 1950 г. был нанесен удар по развитию отечественной физиологии, психологии и медицины. Также тяжелое положение сложилось в области изучения экономики.

Проблемы научно-технического прогресса в послевоенный период решались в стране с жестким учетом международной обстановки и обострением отношений между двумя военно-политическими блоками в рамках разворачивавшейся «холодной войны». Включившись всоревнование с США за стратегическое превосходство, СССР был вынужден тратить огромные средства на реализацию атомного проекта, а несколько позже – на освоение космоса. На гонку вооружений шли колоссальные средства. В 1952 г. прямые военные расходы СССР составил почти четверть всего годового бюджета страны. В этой связи военно-промышленный комплекс был поставлен в исключительное положение. Отрасли ВПК постоянно модифицировались в зависимости от новых политических и научно-технических задач.

В первые послевоенные годы наша страна в предельно короткий срок сумела ликвидировать монополию США на ядерное оружие. Летом 1949 г. на семипалатинском полигоне была испытана атомная бомба. В 1953 г. на Новой земле была испытана новая мощная термоядерная бомба, одним из создателей которой был академик А.Д.Сахаров. Научным руководителем всего атомного проекта был академик И.В. Курчатов. В эти же годы советские ученые работали над проблемами использования атомной энергии в мирных целях. Еще в годы четвертой пятилетки был разработан проект первой в мире атомной электростанции, которая вошла в строй в 1954 г. в городе Обнинске Калужской области. Разработка атомных проектов как мирного, так и военного, стимулировали развитие целого ряда научных направлений, а также новых отраслей производства. Ядерные установки стали использовать в качестве энергетических установок на кораблях (атомный ледокол «Ленин») и на подводных лодках. Приоритетными направлениями научно-технической политики были проблемы ядерной физики, ракетной и авиационной техники. Начиная с 1946 г. в советской авиации стал осуществляться переход от поршневой, винтомоторной авиации – к реактивной и турбореактивной. Интенсивно шел процесс разработки и создания ракетной техники.

Вал достижений в области науки техники был таков, что, начиная с середины 50-х годов, СССР, вместе с другими передовыми государствами, вступил в эпоху научно-технической революции.

Между тем положение в области гуманитарных наук дела обстояли совсем иначе. Гуманитарное знание все больше превращалось в служанку политики и идеологии. Развитие гуманитарных наук проходило под неусыпным партийным контролем. Дискуссии по философии, языкознанию, политической экономии, проходившие в конце 40-х – начале 50-х годов, внешне были призваны поднять роль обществознания, а в действительности преследовали цель – установить над ним жесткий идеологический контроль и развернутьборьбу против «безродного космополитизма, «буржуазного низкопоклонства» и «преклонения перед буржуазными авторитетами».

Проведенные в 1947-1951 гг. погромные кампании в области философии, истории, политэкономии, языкознания привели к шельмованию многих известных российских ученых, увольнению с работы и ссылке из крупных научных центров в отдаленные районы Сибири и севера страны. В 1947-1951 гг. были проведены погромные «дискуссии» по философии, языкознанию, политэкономии, истории, физиологии, в ходе которых насаждались единомыслие и административно-командный стиль в науке. В ходе этих т.н. "дискуссий" "истинность" тех или иных научных положений определяли партийные органы. Например, в языкознании многие годы господствующее положение занимала теория Н.Я. Марра, которая считалась подлинно марксистской. Сторонники Н. Марра обвиняли несогласных с ними в идеологических грехах. Но в 1950 г. И. В. Сталин опубликовал статью "Марксизм и проблемы языкознания", подвергнув взгляды Н. Марра сокрушительной критике. После этого высшим авторитетом в языкознании стал Сталин.

Печальную известность в истории советской науки того времени получила августовская сессия ВАСХНИЛ 1948 г., в ходе которой шарлатан Т. Лысенко, ставший президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина, и его сторонники, с одобрения Сталина, подвергли шельмованию и преследованию генетиков и биологов - "менделистов". Несколько сот известных ученых и их учеников были изгнаны из академии и научных институтов. В стране были запрещены также кибернетика, социология и другие современнейшие по тому времени отрасли научных знаний. Лысенковщина: крестьянский сын Трофим Лысенко открыл способ придавать семенам морозоустойчивость, выдерживая их некоторое время на холоде, а потом перенося в тепло и укрывая одеялом. Молодой крестьянин был направлен на работу в лабораторию Н. И. Вавилова. Лысенко, пользуясь далеко не научными аргументами и средствами, подчинил себе руководство советской биологической наукой. Генетика и «вейсманизм» были объявлены лженауками. Официально была принята догма, противоположная вейсмановской: приобретенные признаки наследуются; определяющим фактором наследственности являются не мифические гены, а воздействие внешней среды. Наука в очередной раз смешалась с политикой. Речь шла о борьбе двух «научно-социальных» систем: социалистической лысенковщины и буржуазного вейсманизма. После смерти Т. Д. Лысенко советская биология постепенно вернулась в русло мировой науки

Усиление идеологического и политического воздействия на советских граждан в 1945-1953 гг. представляло собой апогей сталинизма как политической системы. И.В. Сталин по-прежнему единовластно управлял страной.

Другой серьезной проблемой в первые послевоенные годы являлось, судя по интенсивности реакции на нее сталинского руководства, знакомство в годы войны большого количества советских людей, как военных, так и гражданских, с западным образом жизни.

Впечатления о заграничных походах заставили вчерашних фронтовиков иными глазами посмотреть на советскую действительность. Критические настроения не носили массового характера. Лишь очень немногие в стране, подобно генералам Ф. Т. Рыбальченко и В. Н. Гордову, вели в первые послевоенные месяцы разговоры (подслушанные МГБ) о необходимости иметь в стране настоящую демократию, распустить колхозы. Их «буржуазное перерождение», за которое они будут расстреляны в августе 1950 г., началось не в поверженной Германии, где боевые генералы столкнулись с «капиталистической действительностью», а на Родине, после возвращения с войны. Увиденное в России потрясло В. Н. Гордова до глубины души: «Не мог я смотреть на это... Дайте людям жить, они имеют право на жизнь, они завоевали себе жизнь». В свою очередь, генерал-майор Ф. Т. Рыбальченко рассказывал своему начальнику о том, что «колхозники ненавидят Сталина и ждут его конца... Думают, Сталин кончится, и колхозы кончатся».

После победы «задрали хвосты», по выражению К. Симонова, не только некоторые генералы, но и некоторые интеллигенты, надеясь на ослабление тоталитарной сталинской системы.

Наиболее радикальные настроения были зафиксированы МГБ в молодежной среде. В 1947 г. школьники и студенты города Воронежа создали нелегальную Коммунистическую партию молодежи (КПМ), которая объединила более 50 человек. Члены тайной молодежной организации считали, что в стране нарушены демократические принципы и нормы общественной жизни, стремились к изменению политики ВКП(б). Аналогичные молодежные антисталинские группы создавались в Москве и других городах.

Сталин не зря боялся «тлетворного влияния Запада», понимая, что живучесть системы в огромной степени зависит от изоляции советских людей от западных ценностей, от сохранения ее целостности.

В первое послевоенное десятилетие в области образования происходили только  количественные изменения. Главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору,  - создание системы вечернего обучения.

Эта цель была достигнута к 1950 г. Увеличилось количество высших учебных заведений, в вузах активно вводились вечерняя и заочная форма обучения. Была усилена административная система управления народным образованием.

В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР. Со временем, и довольно быстро, удалось восстановить и даже превзойти довоенное количество учащихся.

Летом 1946 г. руководство страны при самом активном участии А.А. Жданова развернуло широкую кампанию против любого проявления независимого интеллектуального творчества, "низкопоклонства перед Западом". Одним из первых признаков начала травли российской интеллигенции стало создание в августе 1946 г. журнала "Партийная жизнь", призванного установить партийный контроль над всеми явлениями художественной, научной и духовной жизни страны.Борьба с космополитизмом, была развернута в СССР в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Основной ее целью было очернить все несоветское, несоциалистическое, нерусское и поставить прочный барьер между нашим народом, его культурой и достижениями мировой цивилизации.

С января 1949 г. начинается борьба с "космополизмом" (космополитизм - идеология "мирового гражданства", мирового государства, отказа от конфликтов, войн и прочие. Подобных взглядов придерживаются сторонники пацифизма). Борьба с "космополитизмом", носившая скрытую антисемитскую направленность, была одной из самых шумных и разнузданных пропагандистских кампаний тех лет. Началась в буквальном смысле "охота за ведьмами". Внушалось чувство высокомерия и пренебрежения к культуре других народов. О буржуазной культуре говорили только как о разлагающейся, находящейся в тягчайшем кризисе и упадке. Критиковали тех писателей, кто, повествуя о Петре I, признавал, что Петр ездил на Запад учиться и после этого у России появился свой флот, тех поэтов, у которых "Русь больше напоминает Русь Есенина, Блока, Тютчева", а не о которой говорится в гимне Советского Союза". Кампания против творческой интеллигенции носила чисто политический характер. Политические цели превалировали над всем, чем наносился огромный ущерб культуре, науке, снижался их уровень и авторитет. В Минске сотрудниками МГБ был убит выдающийся советский артист, художественный руководитель Еврейского театра С.М. Михоэлс. Был распущен Еврейский антифашистский комитет. Его члены и сотрудники были арестованы и осуждены. Ряд выдающихся деятелей советской и еврейской культуры были в 1952 г. расстреляны.

"Прочищение мозгов" началось с художественной интеллигенции, среди которой особенно сильны были ожидания перемен. Кампания давления началась с нападок на двух талантливых и популярных ее представителей - писателя-сатирика М. Зощенко и поэтессы А. Ахматовой. 14 августа 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", ставшие, по мнению Сталина, проводниками чуждой советскому духу идеологии.. Это была грубая ругань, несправедливые обвинения в адрес Зощенко и Ахматовой, а также других писателей, поэтов, драматургов. Зощенко и Ахматова были исключены из Союза писателей, их нигде не публиковали. Журнал "Звезда" получил выговор, а "Ленинград" был закрыт.

Советская литература не могла выходить за рамки современных или исторических, а чаще историко-революционных тем. Если в первые послевоенные годы правдивые и талантливые книги о войне еще выходили и даже получали положительную оценку, то по мере усиления идеологического контроля тема войны, лишений, фронтовых и тыловых будней исчезала со страниц книг и журналов. Считалось, что это отвлекает советских людей от насущных задач дня, вызывает трагические воспоминания. Предпочтение отдавалось «праздничной», бесконфликтной и бесцветной литературе

“В искусстве доминировала парадность, образцом становились «высокие идеалы патриотизма», взятые из истории страны. На сценах театров и в кино создавалась некая параллельная реальность, не имевшая ничего общего с буднями советских людей, с окружавшей их жизнью” . Самыми яркими примерами таких «советских сказок» являются музыкальные кинокомедии «Кубанские казаки» И. Пырьева (1950) и «Весна» Г. Александрова (1947). Отличительной чертой послевоенного кинематографа стало резкое сокращение общего количества выпускаемых кинолент.

Одновременно разгрому подверглись "безыдейные" фильмы "Большая жизнь" Л. Лукова и вторая серия "Ивана Грозного"                      С.М. Эйзенштейнаосле этого постановления сразу же последовали разгромные постановления по театру - "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" (август 1946 г.), по музыкальному искусству - "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели, а в 1949 г. была развернута кампания борьбы с театральными критиками "буржуазными космополитами" во всех областях науки, литературы, искусства.

Еще один новый еженедельник "Культура и жизнь" в конце 1946 г. начал кампанию против "декадентских" тенденций в театре, потребовав исключить из их репертуаров все шедшие до этого на сцене пьесы зарубежных драматургов, в следующем году обвинения обрушились на Шестую симфонию С.С. Прокофьева, "Поэму" А.И. Хачатуряна и оперу В.И. Мурадели "Великая дружба"; подверглось критике творчество Д. Шостаковича. Специальное постановление ЦК ВКП(б) 10 февраля 1948 г. "О декадентских тенденциях в советской музыке" не только осудило творчество названных композиторов, но и развязало "чистку" Союза композиторов.

Все это свидетельствовало о широко задуманной программе жесткого давления на деятелей литературы и искусства. Если же к этому прибавить разгром советской генетики в 1948 г., обвинения в идеализме таких наук, как кибернетика, квантовая механика и теория относительности, то становится ясным, что сталинское руководство проводило массированное наступление на идеологическом фронте, прежде всего на творческую интеллигенцию страны, чтобы создать, поддержать и усилить обстановку страха и безусловного подчинения властям. Кампании должны были отвлечь внимание народа от послевоенных трудностей и лишений. Всеми этими кампаниями руководил секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов - главный идеолог партии.

Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Полотна художников посвящены военной тематике.

После победы над фашистской Германией появляется новый вид архитектурных памятников – мемориальные комплексы. На рубеже 40-50-х гг. ведется высотное строительство в Москве, складывается характерный для сталинского времени помпезно-монументальный стиль архитектуры, получивший название «сталинского барокко», решавшего и идеологическую задачу – прославление существующего строя.

   Наряду с новой волной сфабрикованных политических процессов в стране развернулись идеологические кампании против буржуазного национализма, космополитизма, низкопоклонства перед Западом, формализма в искусстве и т. п. Хотя жертвы этих кампаний и не попадали в лагеря, но такие обвинения были достаточным основанием для увольнения с работы, что влекло за собой лишение прописки и т.дакие люди могли выжить только благодаря поддержке близких. Среди жертв этих кампаний были и известные деятели культуры А.А. Ахматова, М.М. Зощенко, Д.Д. Шостакович и др.

Целые научные направления были закрыты и объявлены лженауками (генетика, кибернетика, психоанализ, квантовая физика), что привело к необратимому отставанию Советского Союза в этих областях. Тщательному контролю подвергались репертуары театров, деятельность издательств, редакций журналов. В 1946-1948 гг. ЦК ВКП(б) издал ряд постановлений, объявлявших творчество некоторых крупнейших деятелей искусства вне закона. Для осуществления такого контроля требовались специально обученные кадры, для чего были открыты Высшая Партийная школа и Академия Общественных наук, а также Военно-политическая академия.

Усиление контроля коснулось не только заметных личностей, но и рядовых граждан, которые безоговорочно должны были поддерживать все очередные идеологические кампании. Кроме того послевоенные изменения в советском законодательстве делали возможным вмешательство государства в частную жизнь (например, в семейно-брачные отношения).

                                           Подавление интеллектуальной свободы

   Опасность прорыва «периметра» изнутри, появление в обществе оппозиционных настроений, «брожения умов» серьезно беспокоили Сталина и его окружение. Сталин вполне отдавал себе отчет в том, что крепость советской системы напрямую зависит от веры советских людей в непогрешимость марксистско-ленинских идей, от сохранения ее целостности. После войны он исподволь «консервирует» созданную в 20–30-х гг. систему, справедливо полагая, что ее историческая устойчивость зависит от сохранения в неприкосновенности всех ее институтов.

Уже в первые послевоенные месяцы были ликвидированы послабления, на которые власть пошла во время войны, и начались массовые идеологические проработки отечественной интеллигенции, направленные на поддержание и усиление атмосферы страха. По инициативе главного партийного идеолога А. А. Жданова вновь начинается массированная кампания по насаждению в обществе образа врага. В ряде своих выступлений он требовал безусловного искоренения в стране влияния западной культуры. Свою лепту в раскручивание кампании против инакомыслия вносят Берия и Маленков, используя ленинградскую тему во внутрипартийной борьбе. С инициированного ими Постановления ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград» началось подавление ростков интеллектуальной свободы. В постановлении редакциям этих журналов предлагалось «выправить линию и обеспечить высокий идейный и художественный уровень журналов, прекратив в них доступ произведений Зощенко, Ахматовой и им подобных». Обвиняя их в «безыдейности, беспринципности, формализме, низкопоклонстве перед гниющей, упадочной буржуазной культурой», партийные идеологи рассчитывали таким образом «указать место всем советским писателям». Постановление ЦК в обязательном порядке изучали и одобряли на партийных собраниях, на заводах и фабриках, в школах и колхозах. Это был лишь первый серьезный шаг на пути изменения послевоенного общественного климата. Вскоре последовали аналогичные постановления ЦК о кино, театральном творчестве, музыке. Неоправданной критике были подвергнуты Д. Шостакович, С. Прокофьев, В. Мурадели. Композиторам предписывалось черпать вдохновение исключительно из наиболее популярных народных мелодий.

Продолжением антисемитских акций, проводившихся в стране, стало так называемое "дело врачей", сфабрикованное органами государственной безопасности в конце 1952 - начале 1953 гг.

Кампания по борьбе с «низкопоклонством и раболепием перед иностранщиной и современной реакционной культурой буржуазного Запада» приобретает новые оттенки после того, как профессора Н. Клюева и Г. Роскин направили рукопись своей монографии по проблемам лечения рака для публикации в США. Академик В. Ларин, передавший рукопись американским издателям, был обвинен в шпионаже и приговорен к 25 годам заключения. По всей стране была проведена широкая кампания осуждения участников этой истории как космополитов. Закрытое письмо ЦК ВКП(б) от 16 июля 1947 г. «О деле профессоров Клюевой и Роскина», в котором говорилось о наличии среди некоторой части советской интеллигенции недостойных для наших людей низкопоклонства и раболепия перед иностранщиной и современной реакционной культурой буржуазного Запада», стало отправной точкой широкого идеологического похода против интеллигенции.

   С лета 1947 г. партийное и советское руководство принимает жесткие меры по предотвращению публикаций материалов, якобы представляющих государственную тайну. Началось глушение заграничных радиостанций, запрещаются браки с иностранцами. В министерствах и ведомствах «в целях содействия воспитанию работников государственных органов в духе советского патриотизма и преданности интересам Советского государства» вводятся суды чести. Власть рассчитывала обрести новую, и притом острую, форму воспитания всей советской интеллигенции. С весны по осень 1947 г. суды чести были избраны в 82 министерствах и ведомствах, включая аппарат ЦК ВКП(б). Скрытое сопротивление партийной и государственной бюрократии парализовало работу судов, и к лету 1948 г. Сталин утрачивает к ним интерес. Тем не менее суды чести вместе со всей кампанией за повышение бдительности создают в конце 40-х гг. в стране общественно-политическую атмосферу, отчасти напоминающую ситуацию накануне «большого террора».

В это время все направления культуры находятся под пристальным вниманием и контролем цензуры. «Вождь народов» лично определяет список лауреатов Сталинских премий как в области науки и изобретательства, так и в области литературы и искусства. Сталин непосредственно организует философскую дискуссию и разгром генетики, тщательно редактируя доклады по этим вопросам Жданова и Лысенко, пишет руководящие материалы по политической экономии и языкознанию.

Идеологические кампании 1948–1952 гг. стали для многих советских граждан временем прозрения. Попытка властей заставить творческую интеллигенцию работать в «духе партийности» окончательно лишает их иллюзий относительно возможностей либеральной трансформации сталинского режима.

Вслед за «исторической» победой над биологией в августе 1948 г., приведшей к «облысению» биологии и запрету генетики как буржуазной науки, ЦК КПСС пытается развернуть идеологические погромы и в других областях науки. В декабре 1948 г. на конференции по идеологическим вопросам в астрономии была заклеймлена релятивистская космология, основанная на общей теории относительности, как не согласующаяся с основными положениями диалектического материализма.

Для полного разгрома «реакционного эйнштейнианства» лучше всего годилась квантовая механика. Философские взгляды ее творцов весьма далеки от диалектического материализма. Однако отвергать полностью релятивистскую и квантовую механику в середине XX в. было немыслимо, поэтому власти хотели воспользоваться дискуссиями в среде самих физиков и осудить «идеалистическую интерпретацию квантовой механики». Следующей на очереди стояла физика. Образцом для разгрома должна была стать августовская сессия ВАСХНИЛ 1948 г. Погром, учиненный в биологии, был интерпретирован партийными идеологами как «победа мичуринской биологии», основанной на марксистском материалистическом миропонимании, над «идеалистическим лжеучением менделизма—морганизма». Для борьбы с идеализмом в физике с декабря 1948 г. началась подготовка Всесоюзного совещания физиков. Цели планируемого совещания были далеки от научных. На нем не предлагалось, как в 30-е гг., рассмотреть состояние физической науки. Официально объявленной целью предстоящего совещания была борьба с идеализмом в физике. Оргкомитет совещания заранее заслушал все запланированные доклады. Однако желание организаторов отрепетировать готовящийся спектакль дало обратный результат. Ведущие физики страны, присутствовавшие на заседаниях оргкомитета, упорно отстаивали науку от идеологического погромаудя по той борьбе, которая развернулась при подготовке этого совещания, задумывалось фактически полностью отвергнуть достижения теоретической физики XX в. – фундаментальные принципы, лежащие в основе теории относительности и квантовой механики.Новым мощным фактором в давлении на физиков и физику стала разгоревшаяся в стране в феврале 1949 г. кампания по борьбе с космополитизмом, инициированная идеологами коммунистической партии и возведенная в ранг общегосударственной политической акции.

Борьба с космополитизмом началась в театральной критике и литературоведении, а затем эта идеологическая репрессивная кампания охватила все области культуры и науки.

Литературные критики руководствовались своими профессиональными критериями при оценке художественных произведений, что не соответствовало идеологическим критериям партноменклатуры.

Эту черносотенную акцию, растянувшуюся на четыре долгих года и закончившуюся вместе со смертью ее вдохновителя и организатора – Сталина, сопровождал очередной всплеск шовинистско-патриотической и национал-коммунистической идеологии исключительности России, доказывавшей «русский приоритет» во всех областях культуры и науки, а на деле приведшей лишь к разрыву всех международных научных связей советских ученых. Борьба с космополитизмом не обошла и февральско-мартовские заседания физиков. Ее неизбежным следствием должны были стать разоблачение «антипатриотической группы физиков», аресты физиков-космополитов и их исчезновение в недрах ГУЛАГа.

Возможно, именно эта перспектива побудила власть вообще отказаться от проведения «совещания» по физике. Власть могла позволить себе убить актера С. Михоэлса, разгромить Антифашистский комитет и уничтожить его членов, расстрелять крупнейших еврейских поэтов и прозаиков, но уничтожить ведущих физиков в условиях нарастающего противостояния с Западом было самоубийством для системы.

Был ужесточен контроль над всеми сферами духовной жизни. Важным для формирования идеологической системы сталинизма было создание аппарата и механизма управления идеологией и культурой. Сталин понимал огромную силу воздействия на общество массовой культуры. Постановлением Коммунистической партии вводили контроль за деятельностью творческой интеллигенции и, в частности, в области литературы, драматургии, театра, музыки. Следовавшие одна за другой пропагандистские кампании были направлены против буржуазной западной идеологии, против всех проявлений терпимости и какой-либо снисходительности к любым проявлениям во всех видах творчества взглядов, кроме коммунистических. Любое проявление оригинальности, самостоятельности в творчестве художника, писателя, кинорежиссера, которое, по мнению властей, свидетельствовало об отходе от коммунистической идеологии, сурово осуждалось.

После окончания Второй мировой войны началось новое противостояние между странами с разливными социальными системами с одной стороны выступали СССР, а с другой США, Великобритания и Франция. В условиях холодной войны в конце 1940-х гг. началась новая кампания – по борьбе за советский патриотизм, против низкопоклонства перед Западом, вершиной, которой стала борьба с космополитизмом, выродившаяся в антисемитскую акцию. Стоило на страницах центральной партийной прессы начать разоблачение "безродных космополитов" и "антипатриотических групп" в искусстве, как тут же среди самих физиков нашлись такие, которые стали приклеивать эти ярлыки к другим физикам и физико-химикам.

В научной дискуссии по языкознанию (1950г.) принял личное участие сам вождь. Лингвистика была лишь поводом для постановки вопроса о взаимоотношениях базиса и надстройки. Сталин в ходе дискуссии "научно доказал" абсолютную необходимость незыблемого и всесильного государства в СССР, отвергнув тем самым тезис Ф. Энгельса об отмирании государства по мере продвижения к коммунизму.

При разработке четвёртого пятилетнего плана активно велись экономические дискуссии. Начало им было положено еще в годы войны работами академика Е.С. Варги (по проблемам развития мирового капитализма). Завершились экономические дискуссии с выходом в свет работы Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952 г.). После того как точка зрения главного авторитета была высказана, дискуссий уже быть не могло.

После войны в составе партии началась перетасовка кадров. В состав руководящих органов вводятся новые люди, преимущественно ле-нинградцы. Разгорается борьба между ленинградцами (Жданов, Вознесенский и др.) и группой Берии, Маленкова, Первухина, Сабурова, Косыгина. В августе 1948г. умер Жданов. В 1949-1952 гг. была развернута одна из наиболее крупных акций межклановой борьбы партийных функционеров, которая прошла по судьбам тысяч людей, имевших отношение к деятельности Ленинградской парторганизации во время войны, - «ставленников Жданова». В октябре 1950г. был объявлен приговор первой группе арестованных (Вознесенский, Кузнецов, Родионов были расстреляны).

XIX съезд партии (октябрь 1952г.) не затронул насущных проблем жизни страны. По инициативе Сталина было ликвидировано Политбюро, а состав Президиума ЦК был значительно расширен за счет более молодых кадров, что ослабило влияние старой гвардии. На пленуме ЦК, состоявшемся после съезда, Сталин выступил с резкой критикой Молотова и Микояна. Перетасовка кадров пошла на новый виток. Подозрительность стареющего диктатора достигла в последние годы жизни болезненных размеров. Постепенно были арестованы или уволены все наиболее преданные И.В.Сталину люди. Последние месяцы жизни Сталин проводил в основном на ближней даче в Кунцеве, куда приглашал Берию, Хрущева, Маленкова, Булганина, и пристально наблюдал за ними. Сталин скончался 5 марта 1953 г. и главной заботой «наследников» и сподвижников после смерти вождя снова стала борьба за власть.

Подводя итоги , можно сказать, что культура СССР всего ХХ века – это неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Послевоенный период создавал благоприятные условия для ее развития. Несмотря на трудности послевоенного времени, широкий размах получили исследования ученых, отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. В литературу вступило поколение фронтовиков, новый жизненный опыт которых нуждался в осмыслении. Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было сбыться. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. Распространение получили догматизм, цитатничество. Критерием истины становились высказывания руководителей, а идеологические кампании, постоянный поиск врагов и их разоблачения поддерживали в обществе атмосферу страха.

Достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР этого времени, т.к. во многих источниках, анализирующих ее развитие в ХХ веке дается неоднозначная оценка этого периода – от негативной – примитивная культура тоталитаризма, до положительной – культура единения и развития советского народа и государства.