Лекция
«Модель районной налоговой инспекции - ИФНС»
(для проведения лабораторных работ 1 и 2 групп)
В соответствие с действующим в настоящее время НК РФ и
в соответствие с инструкцией по ИФНС РФ «технология работы территориальных
органов ФНС России в условиях использования системы электронной обработки
данных», существуют следующие основные автоматизированные универсальные рабочие
места (АРМ или УРМ) внутри районной налоговой инспекции по работе с
налогоплательщиками, отделы:
1.
юридический;
2.
регистрации и
учета налогоплательщиков;
3.
информационных
технологий;
4.
ввода и обработки
данных;
5.
учета, отчетности
и анализа;
6.
урегулирования
задолженности;
7.
камеральных
проверок;
8.
выездных
проверок;
9.
оперативного
контроля (который создается только по согласованию с ФНС России, как контроль в
сфере производства этилового спирта, алкогольной продукции и т.д.).
АРМ по обработке документов юридических лиц в
государственных территориальных
налоговых инспекциях должны предусматривать возможность ведения различных
справочников по юридическим лицам и использование этих справочников в основной
базе данных, автоматически вводить информацию, исключая возможность внесения в
базу данных некорректной информации.
АРМ по обработке информации по юридическим лицам
должны, как минимум, состоять из следующих подсистем.
1. АРМ «регистрация предприятий» предназначен для ввода
информации по контролируемым предприятиям и учредителям предприятий
(физическим и юридическим лицам), получения информации по предприятиям в виде
группировочных таблиц, по указанным реквизитам
По каждому налогоплательщику в базе данных должны иметься следующие атрибуты:
именование плательщика; юридический адрес; фактический
адрес; номер расчетного счета и атрибуты банка, его обслуживающего; полные
атрибуты учредителей плательщика (как юридические, так и физические лица); дата
регистрации; размер уставного фонда; данные о директоре и бухгалтере; форма
собственности; организационно-правовая форма; вид деятельности; места
регистрации; регистрационный номер; сведения о филиалах; иностранные
инвестиции; информация о всех счетах предприятия (валютные, текущие, субсчета и
др.); все атрибуты, использующиеся для быстрого поиска плательщика в
информационно-поисковой системе.
Изначально, при peгистрации любого нового предприятия,
все исходные данные о нем должны заноситься в компьютер с присвоением ему
определенною номера и при необходимости передаваться юридическим службам для
занесения ею в Госреестр.
Получаемая в результате ввода первичной информации
база данных является основой для камеральных проверок и ведения лицевых
карточек предприятий, предоставляя пользователю возможность вести поиск по
любой комбинации данных и получать распечатку результатов этого поиска.
2. АРМ «камеральная проверка» служит для автоматизации
процесса приема квартальной бухгалтерской отчетности предприятий, состоящих на
учете в налоговой инспекции.
АРМ должен при проведении камеральной проверки
реализовывать следующие основные функциональные возможности:
·
осуществление в
автоматическом режиме проверки расчетов, взаимоувязки форм oтчетности, начисления налогов;
·
формирование на
компьютере достоверной базы данных в результате
приема квартальной и годовой отчетности, которую можно использовать, для
автоматической генерации форм отчетности
налоговой инспекции перед вышестоящими организациями;
·
выдачи
рекомендаций инспекторскому составу для документальных проверок;
·
получение
информации для ее последующего использования в других АРМ
Не позднее 10 числа каждого месяца должны составляться
списки налогоплательщиков, не представляющих отчетность в налоговый орган, в
отношении которых налоговый орган не располагает сведениями о их фактическом
месте нахождения (месте жительства), а также в правоохранительные органы.
Если налоговая отчетность налогоплательщиком не была
представлена и при этом от правоохранительных органов поступили сведения о его
фактическом месте нахождения, подготавливается заключение о необходимости
включения указанного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых
проверок по форме, приведенной в приложении №1 к Инструкции для отдела
камеральных проверок.
3. АРМ «ведение лицевых карточек предприятий»
предназначен для ведения лицевых карточек предприятий по бюджетам и видам
налогов. Он должен обеспечить следующие функции:
·
фиксировать
платежные документы;
·
автоматически
производить вычисление сальдо, начисление пени, выдачу суммы, внесенной
предприятием в бюджет, ведение лицевой карточки в порядке срока уплаты в бюджет
независимо oт даты ввода информации;
·
получить справку
о недоимках и переплатах по предприятиям;
·
проводить
авансовые платежи с разбивкой по срокам;
·
печатать
инкассовые поручения.
4. АРМ «анализ состояния предприятий» преследует цель
проведения анализа итогов деятельности предприятий на основании данных,
сформированных инспектором при камеральных проверках, и позволяет выбрать
предприятия для документальной про верки.
Анализ состояния предприятий проводится на основе
данных, полученных как при регистрации, так и при камеральной проверке. Hа их основе в компьютере формируется список
предприятий, вовремя не прошедших камеральную проверку, и имеется возможность
автоматизированной печати адресов из существующей базы данных по предприятиям
перед закрытием их расчетных счетов или в целях какой-либо другой переписки.
Предприятиям, сдавшим отчет не вовремя начисляются финансовые санкции, и
составляется протокол об административном правонарушении нарушении налогового законодательства и
т.д.
5. АРМ для обработки документов физических лиц. Немного
остановимся на самой форме постановки физического лица на учет в налоговом
органе.
Постановка на учет физического лица –
индивидуального предпринимателя (частного нотариуса, частного детектива,
частного охранника) в налоговом органе по месту его жительства производится на
основании анализа информации из представленного им заявления о постановке на
учет установленной формы, копии Свидетельства о государственной регистрации
(копии документа о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства,
копии лицензии на право занятия частной практикой или иного
правоустанавливающего документа) в срок не превышающий пяти рабочих дней со дня
подачи заявления.
В
компьютер заносится информация о факте
постановки на учет с указанием причины постановки на учет в соответствии со
Справочником причин постановки на учет физических лиц и учета сведений о
физических лицах в налоговых органах (далее - СППУФЛ)
Постановка на учет индивидуального
предпринимателя в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской
деятельности производится на основании анализа информации, содержащейся в
Заявлении о постановке на учет индивидуального предпринимателя –
налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту
осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на
вмененный доход.
Постановка на учет налогоплательщика
налога на добычу полезных ископаемых производится в налоговом органе по месту
нахождения участка недр.
Постановка на учет (учет сведений) физического лица, не
относящегося к индивидуальным предпринимателям,
в налоговом органе по месту его жительства производится на основании
анализа информации, полученной от:
-
органов,
осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним и транспортных
средств;
-
органов,
осуществляющих регистрацию по месту
жительства физического лица;
-
органов,
осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния;
-
органов
опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений
социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, которые в
соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку и
попечительство или управление имуществом подопечного;
-
органов
(учреждений), уполномоченных совершать
нотариальные действия, нотариусов, осуществляющих частную практику в части,
касающейся нотариального удостоверения права на наследство и договоров дарения.
В раздел 1.1 в графы 4-6 Журнала
регистрации сведений по вопросам учета налогоплательщиков – физических лиц
заносится информация о факте постановки
на учет с указанием причины постановки на учет в соответствии с СППУФЛ.
Процедура государственной регистрации создания
юридического лица, изменений, вносимых в учредительные документы юридического
лица, внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с
внесением изменений в учредительные документы, государственной регистрации
реорганизации или ликвидации юридического лица, осуществляется согласно ФЗ и
постановлению Правительства Российской
Федерации.
При
принятии решения о государственной регистрации в автоматическом режиме:
1.
присваивается
государственный регистрационный номер (ОГРН либо ГРН) в соответствии с
Приложением № 1 к постановлению
Правительства Российской Федерации ;
2.
формируется
соответствующий лист записи государственного реестра, содержащий сведения о
юридическом лице (приложение № 3);
3.
выписка для
постановки на учет и (или) включения в учетное дело налогоплательщика.
При осуществлении государственной регистрации
изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, реорганизации
или ликвидации юридического лица, созданного до 1 июля 2002 года, проверить наличие в Едином государственном
реестре юридических лиц сведений в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального
Закона, а также наличие регистрационного дела, переданного в соответствии с
постановлением Правительства Российской
Федерации.
АРМ для обработки документов физических лиц должны
осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов
физических лиц, предусмотренных законодательством России:
· налог на
доходы физических лиц;
· налог со
строений;
· налог на
транспортные средства;
· земельный
налог;
· налог с
имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.
На основании первичных документов, поступающих из государственных
учреждений и от физических лиц, должна
автоматически рассчитываться сумма налога, печататься платежное извещение и
открываться лицевой счет. Система должна автоматически вести лицевые счета по
всем видам налогов, распределять
уплаченные суммы по срокам уплаты.
По всем видам налогов необходимо автоматически вести
бухгалтерские отчеты:
· сводку
начислений;
· ведомость доначислений и сложений;
· реестр уплаты
возвратов;
· список
недоимщиков
6. АРМ «юридический отдел» позволяет работать с
законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими
правительственными документами, приказами и распоряжениями Государственной
налоговой службы РФ и Государственной налоговой инспекции по области и городу,
а также с инструкциями по налогообложению и другим вопросам деятельности
налоговой службы.
·
составление
проекта искового заявления (отзыва на иск), согласование его с начальником
отдела;
·
распечатка
необходимого количества экземпляров искового заявления (отзыва на иск) с приложением;
·
регистрирование
искового заявления с приложениями (отзыв на иск) в системе ЭОД (электронной
обработки данных);
·
исковое
заявление с приложениями (отзыв на иск)
направить в отдел финансового и общего обеспечения (РМ2-3) для отправки его
ответчику заказным письмом;
·
получение из
отдела финансового и общего обеспечения квитанции (уведомления о вручении) о направлении искового заявления (отзыва на иск) ответчику (истцу);
·
формирование
пакета документов для направления в суд.