Лекция  «Модель районной налоговой инспекции - ИФНС» 

(для проведения лабораторных работ 1 и 2 групп)

 

В соответствие с действующим в настоящее время НК РФ и в соответствие с инструкцией по ИФНС РФ «технология работы территориальных органов ФНС России в условиях использования системы электронной обработки данных», существуют следующие основные автоматизированные универсальные рабочие места (АРМ или УРМ) внутри районной налоговой инспекции по работе с налогоплательщиками, отделы:

1.              юридический;

2.              регистрации и учета налогоплательщиков;

3.              информационных технологий;

4.              ввода и обработки данных;

5.              учета, отчетности и анализа;

6.              урегулирования задолженности;

7.              камеральных проверок;

8.              выездных проверок;

9.              оперативного контроля (который создается только по согласованию с ФНС России, как контроль в сфере производства этилового спирта, алкогольной продукции и т.д.).

АРМ по обработке документов юридических лиц в государственных  территориальных налоговых инспекциях должны предусматривать возможность ведения различных справочников по юридическим лицам и использование этих справочников в основной базе данных, автоматически вводить информацию, исключая возможность внесения в базу данных некорректной информации.

АРМ по обработке информации по юридическим лицам должны, как минимум, состоять из следующих подсистем.

1. АРМ «регистрация предприятий» предназначен для вво­да информации по контролируемым предприятиям и учредителям пред­приятий (физическим и юридическим лицам), получения информации по предприятиям в виде группировочных таблиц, по указанным реквизитам

По каждому налогоплательщику в базе данных должны иметься следующие атрибуты:

именование плательщика; юридический адрес; фактический адрес; номер расчетного счета и атрибуты банка, его обслуживающего; полные атрибуты учредителей плательщика (как юридические, так и физические лица); дата регистрации; размер уставного фонда; данные о директоре и бухгалтере; форма собственности; организационно-правовая форма; вид деятельности; места регистрации; регистрационный номер; сведения о филиалах; иностранные инвестиции; информация о всех счетах предприятия (валютные, текущие, субсчета и др.); все атрибуты, использующиеся для быстрого поиска плательщика в информационно-поисковой системе.

Изначально, при peгистрации любого нового предприятия, все исходные данные о нем должны заноситься в компьютер с присвоением ему определенною номера и при необходимости передаваться юридическим службам для занесения ею в Госреестр.

Получаемая в результате ввода первичной информации база данных является основой для камеральных проверок и ведения лицевых карточек предприятий, предоставляя пользователю возможность вести поиск по любой комбинации данных и получать распечатку результатов этого поиска.

2. АРМ «камеральная проверка» служит для автоматизации процесса приема квартальной бухгалтерской отчетности предприятий, состоящих на учете в налоговой инспекции.

АРМ должен при проведении камеральной проверки реализовывать следующие основные функциональные возможности:

·                 осуществление в автоматическом режиме проверки расчетов, взаимоувязки форм oтчетности, начисления налогов;

·                 формирование на компьютере достоверной базы данных в результате  приема квартальной и годовой отчетности, которую можно использовать, для автоматической  генерации форм отчетности налоговой инспекции перед вышестоящими организациями;

·                 выдачи рекомендаций инспекторскому составу для документальных  проверок;

·                 получение информации для ее последующего использования в других АРМ

Не позднее 10 числа каждого месяца должны составляться списки налогоплательщиков, не представляющих отчетность в налоговый орган, в отношении которых налоговый орган не располагает сведениями о их фактическом месте нахождения (месте жительства), а также в правоохранительные органы.

Если налоговая отчетность налогоплательщиком не была представлена и при этом от правоохранительных органов поступили сведения о его фактическом месте нахождения, подготавливается заключение о необходимости включения указанного налогоплательщика в план проведения выездных налоговых проверок по форме, приведенной в приложении №1 к Инструкции для отдела камеральных проверок.

3. АРМ «ведение лицевых карточек предприятий» предназначен для ведения лицевых карточек предприятий по бюджетам и видам налогов. Он должен обеспечить следующие функции:

·                 фиксировать платежные документы;

·                 автоматически производить вычисление сальдо, начисление пени, выдачу суммы, внесенной предприятием в бюджет, ведение лицевой карточки в порядке срока уплаты в бюджет независимо oт даты ввода информации;

·                 получить справку о недоимках и переплатах по предприятиям;

·                 проводить авансовые платежи с разбивкой по срокам;

·                 печатать инкассовые поручения.

4. АРМ «анализ состояния предприятий» преследует цель проведения анализа итогов деятельности предприятий на основании данных, сформированных инспектором при камеральных про­верках, и позволяет выбрать предприятия для документальной про верки.

Анализ состояния предприятий проводится на основе данных, полученных как при регистрации, так и при камеральной проверке. Hа их основе в компьютере формируется список предприятий, вовремя не прошедших камеральную проверку, и имеется возможность автоматизированной печати адресов из существующей базы данных по пред­приятиям перед закрытием их расчетных счетов или в целях какой-либо другой переписки. Предприятиям, сдавшим отчет не вовремя начисляются финансовые санкции, и составляется протокол об административном правонарушении   нарушении налогового законо­дательства и т.д.

5. АРМ для обработки документов физических лиц. Немного остановимся на самой форме постановки физического лица на учет в налоговом органе.

Постановка на учет физического лица – индивидуального предпринимателя (частного нотариуса, частного детектива, частного охранника) в налоговом органе по месту его жительства производится на основании анализа информации из представленного им заявления о постановке на учет установленной формы, копии Свидетельства о государственной регистрации (копии документа о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, копии лицензии на право занятия частной практикой или иного правоустанавливающего документа) в срок не превышающий пяти рабочих дней со дня подачи заявления.

 В компьютер заносится информация  о факте постановки на учет с указанием причины постановки на учет в соответствии со Справочником причин постановки на учет физических лиц и учета сведений о физических лицах в налоговых органах (далее - СППУФЛ)

Постановка на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности производится на основании анализа информации, содержащейся в Заявлении о постановке на учет индивидуального предпринимателя – налогоплательщика единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход.

Постановка на учет налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых производится в налоговом органе по месту нахождения участка недр.

Постановка на учет (учет сведений) физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям,  в налоговом органе по месту его жительства производится на основании анализа информации, полученной от:

-        органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним и транспортных средств;

-        органов, осуществляющих регистрацию  по месту жительства физического лица;

-        органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния;

-        органов опеки и попечительства, воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и иных аналогичных учреждений, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку и попечительство или управление имуществом подопечного;

-        органов (учреждений), уполномоченных  совершать нотариальные действия, нотариусов, осуществляющих частную практику в части, касающейся нотариального удостоверения права на наследство и договоров дарения.

В раздел 1.1 в графы 4-6 Журнала регистрации сведений по вопросам учета налогоплательщиков – физических лиц заносится информация  о факте постановки на учет с указанием причины постановки на учет в соответствии с СППУФЛ.

 Процедура государственной регистрации создания юридического лица, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, внесения изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, государственной регистрации реорганизации или ликвидации юридического лица, осуществляется согласно ФЗ и постановлению  Правительства Российской Федерации.

При принятии решения о государственной регистрации в автоматическом режиме:

1.              присваивается государственный регистрационный номер (ОГРН либо ГРН) в соответствии с Приложением  № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации ;

2.              формируется соответствующий лист записи государственного реестра, содержащий сведения о юридическом лице (приложение № 3);

3.              выписка для постановки на учет и (или) включения в учетное дело налогоплательщика.

При осуществлении государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, реорганизации или ликвидации юридического лица, созданного до 1 июля 2002 года,  проверить наличие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального Закона, а также наличие регистрационного дела, переданного в соответствии с постановлением  Правительства Российской Федерации.

АРМ для обработки документов физических лиц должны осуществлять контроль и управление информацией по основным видам налогов физических лиц, предусмотренных законодательством России:

·  налог на доходы физических лиц;

·  налог со строений;

·  налог на транспортные средства;

·  земельный налог;

·  налог с имущества, переходящего в порядке наследования и да­рения.

На основании первичных документов, поступающих из государственных учреждений  и от физических лиц, должна автоматически рас­считываться сумма налога, печататься платежное извещение и открываться лицевой счет. Система должна автоматически вести лицевые счета по всем видам налогов,  распределять уплаченные суммы по сро­кам уплаты.

По всем видам налогов необходимо автоматически вести бухгалтерские отчеты:

·  сводку начислений;

·  ведомость  доначислений и сложений;

·  реестр уплаты возвратов;

·  список недоимщиков

6. АРМ «юридический отдел» позволяет работать с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими правительственными документами, приказами и распоряжениями Государственной налоговой службы РФ и Государственной налоговой инспекции по области и городу, а также с инструкциями по налогообложению и другим вопросам деятельности налоговой службы.

Основная функция этого АРМ – оформление и предъявление в арбитражные суды и суды общей юрисдикции исков по всем  основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации и подготовка и  участие в рассмотрении дела в суде. Эта функция включает в себя:

·                 составление проекта искового заявления (отзыва на иск), согласование его с начальником отдела;

·                 распечатка необходимого количества экземпляров искового заявления (отзыва на иск) с приложением;

·                 регистрирование искового заявления с приложениями (отзыв на иск) в системе ЭОД (электронной обработки данных);

·                 исковое заявление  с приложениями (отзыв на иск) направить в отдел финансового и общего обеспечения (РМ2-3) для отправки его ответчику заказным письмом;

·                 получение из отдела финансового и общего обеспечения квитанции (уведомления о вручении)  о направлении искового заявления  (отзыва на иск) ответчику (истцу);

·                 формирование пакета документов для направления в суд.