Тема
2. Методология исследования системы государственного и муниципального
управления
2.1. Методы и подходы, применяемые при
исследовании системы государственного и муниципального управления
Методы, используемые при исследовании
систем государственного и муниципального управления, могут быть разделены на
два вида: исследовательские и инструментальные (табл. 2.1). Критерием различия
между ними служит несовпадение целей и сфер использования.
Таблица 2.1
Методы,
используемые при исследовании системы государственного и муниципального
управления
Методы |
Основная цель |
Исследовательский |
Анализ
и диагностика исследуемой системы |
Инструментальный |
Проектирование
новых систем и подходов |
В зависимости от целей и характера
исследования используется тот или иной метод в изучении управляемой системы.
Каждый из представленных методов имеет свою сферу применения и может
использоваться в зависимости от целей управления, а также специфики объекта
управления.
К исследовательским методам относятся
методы моделирования, экспертные методы, логический анализ, причинный анализ,
тестирование, морфологический метод, факторный анализ.
Методы моделирования больше применяются
для изучения динамики системы показателей исследуемого объекта.
Экспертные методы используются в
ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть
выполнены на основе точных расчетов.
Логический анализ позволяет выявить
содержание взаимосвязей между исследуемыми явлениями, определить направление и
характер зависимости между ними.
Логический анализ позволяет выявить
содержание взаимосвязей между исследуемыми явлениями, определить направление и
характер зависимости между ними.
Причинный анализ акцентирует внимание на
выявлении в структуре цепочки причинно-следственных связей.
В ходе социально-экономического
экспериментирования отслеживаются значимые изменения в объекте управления путем
сопоставления экспериментальных и контрольных показателей. С помощью
тестирования проводится оценка этих изменений.
Морфологический метод представляет собой
упорядоченный способ рассмотрения предмета и получения систематизированной
информации по всем возможным решениям исследуемой проблемы. При помощи
морфологического метода становится возможным определение приемов, используемых
для получения полной информации о данном классе явлений, а также обзор полной
цепочки следствий, вытекающих из данной причины.
Факторный анализ устанавливает прочность
всех связей между переменными, выбранными для исследования. Он позволяет не
только выделить группы наиболее взаимосвязанных признаков, но и отделить
несущественные признаки от существенных, оценить их
информативность.
К инструментальным методам, используемым
для организации функционирования систем государственного и муниципального
управления, можно отнести нормативный, балансовый и статистический методы.
Нормативный метод предполагает
применение в деятельности органов власти норм и нормативов.
Балансовый метод используется при
разработке и исполнении бюджета. Применение балансового метода позволяет
определить оптимальные соотношения между доходными и расходными статьями
бюджета, ведущими видами экономической деятельности, соблюдать пропорции в
распределении объемов финансирования.
Статистический метод предполагает
использование средств статистики при выявлении
складывающихся в обществе тенденций на основе анализа пространственных
(территориальных) рядов данных. По основным показателям системы национальных
счетов (СНС) оцениваются экономическое положение страны, состояние ее
финансовой системы, эффективность производства и пр. Ключевыми статистическими
показателями на государственном уровне принято считать основные
макроэкономические показатели (валовой национальный продукт (ВНП), валовой
внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт и пр.).
Методологический подход оказывает
значительное влияние на выработку теоретических установок по исследованию
объекта. При анализе системы государственного и муниципального управления
используются следующие методологические подходы: институциональный,
функциональный и организационный.
Как известно, любая деятельность в
современном обществе (в том числе и экономическая) возможна только в
институциональных рамках. Соответственно, преобразования в экономической и
социальной сферах требуют институционального обеспечения.
Понятие "институт"
употребляется в классической трактовке институционализма,
а именно как следующие разновидности, имеющие и макро-,
и микроинституциональные статусы:
- набор формальных и неформальных
правил, структурирующих взаимодействие между людьми, составляющими организации
и общества, и осуществляющих координирующую функцию между ними (по Д. Норту, Ф. Хайеку и Т. Веблену);
- коллективные действия по гармонизации
отношений между экономическими агентами, обусловленные формальными и
неформальными правилами и процедурами поведения (по Дж.
Коммонсу);
- механизмы управления экономическими
отношениями (по О. И. Уильямсону);
- организации как сложные сети
контрактов, позволяющие минимизировать издержки социально-экономических
трансакций (по Р. Коузу).
Кроме того, под институтами понимаются
устойчивые организационные символические единицы общества, несущие его
нормативно-ценностные и культурные характеристики.
Рассмотрим виды институтов, оказывающих
влияние на функционирование и развитие территориальных социально-экономических
систем.
По мнению В. May,
целесообразно выделение групп институтов, обеспечивающих функционирование и
развитие национальной экономики в следующей логической соподчиненности (рис.
2.1):
1)политико-правовые институты, связанные
с обеспечением гражданских и политических прав граждан, в частности
экономических агентов;
2)институты, обеспечивающие
функционирование, развитие и сохранение человеческого капитала, к которым
относятся и организации социальной сферы;
3)собственно экономические институты,
т.е. законодательство, обеспечивающее функционирование и развитие национальной
экономики, в том числе экономики регионов Российской Федерации;
4)институты, решающие конкретные,
специфические проблемы экономического роста. Это "институты
развития", нацеленные не на всех участников хозяйственной или политической
жизни, а на некоторых из них, отобранных по конкретным критериям. К ним
относятся, например меры государственной поддержки ряда отечественных
хозяйствующих субъектов в период экономического кризиса 2008-2009 гг.
По критерию "механизм формирования
и функционирования" социально-экономические институты классифицируются как
рыночные и организационные. На основе критерия "способ возникновения и
фиксации социально-экономических норм и правил" институты делятся на формальные и неформальные.
На основе критерия "масштаб
воздействия" выделяются институты глобальные, локальные и внутренние.
Выделяются следующие функции
социально-экономических институтов в аспекте функционирования и развития
территориальных социально-экономических систем: направляющая, ограничивающая,
поощряющая, координирующая, регулирующая, информационная, оценочная,
оптимизирующая выбор ограниченных благ, коммуникативная и распределительная.
Государство - главный субъект
институционализации, определяющий "правила игры" для других субъектов
(организаций, социальных групп, личностей), а также поддерживающий их
исполнение с помощью различных форм контроля и принуждения.
Ключевая функция государства состоит в
формировании социально-экономической среды, благоприятствующей активной
самореализации каждого члена общества в экономической сфере, гарантирующей
достаточный уровень стабильности и возможности развития. В социально
ориентированной экономике на решение этой задачи направлены антимонопольная
политика, поддержка мелкого и среднего бизнеса, программы сбалансированного
развития территорий, создание благоприятного инвестиционного климата, политика
занятости и политика доходов. В функции государства входят и общее
регулирование социальных параметров экономического процесса,
и непосредственная реализация мер по формированию, развитию, использованию и
сохранению человеческого потенциала. Именно деятельность государства
(государственное финансирование научно-исследовательской деятельности, создание
рабочих мест, сохранение и развитие культуры, охрана окружающей среды) создает социодинамический мультипликатор экономического роста,
определяемый взаимодействием трех составляющих - социальным эффектом,
склонностью индивидов к созданию и институтами общества.
Таблица 2.2
Классификация
социально-экономических институтов но масштабу
воздействия
Виды институтов |
Их характеристика |
Глобальные |
Оказывают всестороннее
воздействие на всех членов общества, формируя и поддерживая определенные
свойства и качества человеческого капитала, определяя альтернативы для
создания других норм и правил, формируют общую институциональную среду. Их
изменение происходит крайне медленно и связано с весьма высокими трансакционными издержками |
Локальные |
Действуют в рамках одной
или нескольких институциональных подсистем, ограничивая поведение отдельных
индивидов (социальных групп), лежат в основе создания институциональных
устройств и формирования их внутренней институциональной среды |
Внутренние |
Представляют собой
совокупность норм и правил, которыми человек руководствуется в своей
экономической деятельности, независимо от влияния окружающей среды,
ограничивающие поведение индивидов в процессе их взаимодействия с другими
индивидами |
Организационный подход предусматривает
структурный анализ и синтез организационных систем управления. Функциональный
анализ и синтез организационных систем управления включает решение следующих
задач:
·
определение
целей управления и построение дерева целей, соответствующего иерархической
структуре системы управления;
·
определение
перечня и содержания основных задач управления, установление их взаимосвязи по
входной и выходной информации;
·
анализ
и рациональное распределение функций между органами и отдельными
руководителями;
·
анализ
и определение обязанностей, прав, ответственности и соподчиненности органов и
отдельных должностных лиц при решении задач управления;
·
исследование
и разработка эффективных методов решения задач управления;
·
обобщение
и применение принципов управления, разработанных в ходе исторического развития
и совершенствования исследуемых систем.
На базе организационного подхода
выделяются следующие основные требования к организационному управлению.
Устойчивость. Применительно к
организационным системам управления устойчивость - способность решать все задачи,
поставленные обстановкой при целенаправленных внешних воздействиях. При оценке
устойчивости необходимо установить показатели свойств процесса
управления, значения которых необходимо сохранить и определить, степени влияния
на эти показатели различных возмущений (воздействия окружающей среды, ошибок
персонала и т.п.).
Оперативность. Свойство
процесса управления завершить цикл управления в требуемые сроки. Оперативность
процессов обеспечивается:
-
ясностью целевых ориентиров и реальностью задач;
- полным и своевременным информированием
субъекта управления о состоянии системы, среды и ходе самого процесса;
-
достаточной гибкостью процесса, позволяющей своевременно адаптироваться
к изменяющейся ситуации;
-
регламентированием процесса, в частности разработкой процедур,
обеспечивающих согласованность между фазами процесса;
- четким контролем за
процессами со стороны субъекта управления;
- наличием ресурсов, достаточных для
обеспечения необходимой скорости и соответствующего временного режима
реализации процесса.
Гибкость. Способность
изменять формы и методы управления в зависимости от обстановки. Гибкость
управления - одно из необходимых, но недостаточных условий эффективности
управления. Система управления может менять и формы, и методы, но не достигать
желаемых результатов из-за некачественных (малоудачных) решений, запаздывания
решений и т.п., т.е. из-за всего, что не обеспечивает устойчивости управления.
Непрерывность.
Свойство
(способность) процесса управления не допускать перерыва между последовательно
выполняемыми этапами (фазами) или другими действиями процесса, приводящими к
снижению качества управления. Непрерывность процесса нарушается, если между
двумя последовательно выполняемыми этапами возникает незапланированная пауза,
приводящая к снижению качества выполнения последующих этапов, несвоевременному
достижению поставленной цели и срыву всего процесса управления.