МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

«ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в литературоведение

 

Кафедра русской литературы филологического факультета

Образовательная программа

45.03.01. филология

 

Профиль подготовки

Отечественная филология (русский язык и литература)

Уровень высшего образования

_________________бакалавриат________________

Форма обучения

 

очная

 

Статус дисциплины: базовая

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала, 2016

           

 


 

 

 

 

Аннотация рабочей программы дисциплины

 

Дисциплина «Введение в литературоведение» входит в базовую часть образовательной программы бакалавриата по направлению  45.03.01. филология.

 

Дисциплина реализуется на филологическом факультете кафедрой русской литературы.

 

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных со спецификой науки о литературе, о природе художественной литературы как словесного вида искусства; с теоретической поэтикой, охватывающей универсальные аспекты и компоненты литературных произведений; обязательным для формирования адекватного языка описания литературного произведения терминологическим аппаратом.

 

Дисциплина нацелена на формирование следующих компетенций выпускника: общепрофессиональных – ОПК-3 (способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы), ОПК-4 (владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста),

профессиональных - ПК-1 (способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности), ПК – 3 (владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем).

 

Преподавание дисциплины предусматривает проведение следующих видов учебных занятий: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа.

 

Рабочая программа дисциплины предусматривает проведение следующих видов контроля успеваемости в форме  контроля текущей успеваемости – контрольная работа и промежуточный контроль в форме зачета ­– 1 семестр, экзамена-2 семестр.

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем дисциплины  4 зачетные единицы, в том числе в академических часах по видам учебных занятий 144 часа

 

Семестр

Учебные занятия

Форма промежуточной аттестации (зачет, дифференцированный  зачет, экзамен

в том числе

Контактная работа обучающихся с преподавателем

СРС, в том числе экзамен

Всего

из них

Лекции

Лабораторные занятия

Практические занятия

КСР

консультации

1

72

16

26

 

 

 

30

зачет

2

72

16

16

 

 

-

4+36

экзамен

 

 

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Введение в литературоведение» являются: формирование основного понятийного аппарата литературоведа и развитие понимания специфики науки о литературе.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина  «Введение в литературоведение» входит в базовую часть образовательной программы бакалавриата по направлению 45.03.01 филология (русский язык и литература).

 

Дисциплина «Введение в литературоведение» связана с теоретической поэтикой, знакомящей студента с универсальными аспектами и компонентами литературных произведений, циклом история  литературы и устанавливает закономерности  развития  литературы,  специфику литературного процесса и связи литературы как словесного вида искусства с другими видами искусства .

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (перечень планируемых результатов обучения) .

Компетенции

Формулировка компетенции из ФГОС ВО

Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)

ОПК-3

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы

Знать: систему литературоведческих понятий, терминологию, различные научные подходы к художественному произведению; владеть основными принципами анализа литературного произведения ;

Уметь:находить в тексте средства художественной выразительности, иметь представления о правилах библиограф.описания, пользоваться библиограф. источниками, каталогами, в том числе электронными, поисковыми системами в сети интернет;

Владеть: базовыми методами прочтения, понимания и комментирования худож. текстов, общими представлениями о литературных родах и жанрах, основными литературоведческими терминами

 

ОПК-4

владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста

Знать: методику сбора и анализа литературных фактов, методики интерпретации художественных текстов;

Уметь: дифференцировать литературные факты, интерпретировать тексты в соответствие с задачами литературоведческого анализа;

Владеть: навыками целостного литературоведческого анализа с учетом принципа «содержательности формы»

 

ПК-1

способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности

Знать: базовые методы и способы создания научных аналитических обзоров, рефератов в соответствии с темой научного исследования в области теории литературы;

Уметь: применять полученные в результате обучения знания по созданию различного типа научных работ;

Владеть: приемами и методами подготовки научных докладов по теме исследования, аннотаций, тезисов; формами владения дискуссии по представленному сообщению, навыками оппонентского выступления

 

ПК – 3

владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических ис-точников и поисковых систем

 

4. Объем, структура и содержание дисциплины.

4.1. Объем дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа.

 

4.2. Структура дисциплины.

 

 

п/п

 

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Самостоятельная работа

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Контроль самост. раб.

 

Модуль 1. Литературоведение как филологическая наука

1

Литературное произведение как художественная целостность. Содержание и форма литературного произведения. Закон их единства.

1

1

2

 

2

 

 

Занятие лекционного типа, устный опрос по теме

2

Тема, проблема, идея литературного произведения.

 

1-3

2

 

2

 

 

Занятие лекционного типа, письменная работа, устный опрос по теме

3

Понятие художественного образа. Система образов литературного произведения. Способы психологического раскрытия образа. Характер. Тип. Приемы типизации.

1

4-5

2

 

2

 

4

Занятие лекционного типа, устный опрос по теме, лабораторная письменная работа

4

Композиция лит.произведения. Фабула, сюжет и его элементы. Внешняя и внутренняя композиция. Элементы внешней композиции.

Элементы внутренней композиции. Внесюжетные элементы внутренней композиции. Сюжет и хронотоп.

1

6-8

2

 

2

 

2

Занятие лекционного типа, устный опрос по теме, контрольная работа

5

Закономерности литературного процесса. Литературные роды. Типология. Мимезис и система родов в трактате Аристотеля «Об искусстве поэзии». Развитие представлений о литературных родах в трудах Шеллинга, Н. Буало, Гегеля, Белинского. Существующие теории происхождения литературных родов (работы А. Н. Веселовского).

Литературные жанры. Жанры лирического рода.

Жанры эпического рода.

Лиро-эпический род, его жанрово-видовое членение. Драматический род и его жанры.

 

10-11

 

 

2

 

4

Устный опрос, обсуж-дение, лаб.работа, самост. работа

6

Литературный метод и направление. Классицизм. Сентиментализм.

Романтизм. Реализм.

Неореалистические направления ХХ века.

1

12-14

2

 

2

 

4

Занятие лекционного типа, устный опрос по теме, контр. работа

 

Итого по 1 Модулю

 

 

10

 

12

 

14

36

 

Модуль 2.   Художественная речь и язык литературного произведения.                                                                                                                                                                                                                             

7

Особые лексические ресурсы художественной речи. Поэтическая лексика. Тропы

1

15-19

4

 

10

 

12

Занятие лекционного типа

  8

Синтаксические фигуры. Поэтическая фонетика.

 

20-23

 2

 

4

 

4

Устный опрос, обсуж-дение

 

Итого по 2 Модулю

 

 

6

 

14

 

16

36

 

Модуль 3.  Стих и проза как две разновидности поэтической речи.

9

Понятие стихотворной речи как разновидности художественной речи. Понятие ритма, стихотворного ритма. Способы создания ритма.  

2

1-4

2

 

4

 

 

Устный опрос, обсуж-дение

10

Системы стихосложения. Силлабическая, метрическая, тоническая, силлабо-тоническая системы стихосложения. Основные  и вспомогательные стопы.Дольник. Верлибр. Рифма и ее виды.Строфа и ее виды.

2

5-14

14

 

12

 

4

Устный опрос, обсуж-дение

 

Итого  по 3 Модулю

 

 

16

 

16

 

4

36

 

Модуль 4. Подготовка к экзамену.

 

36

 

ИТОГО:

 

 

32

 

42

 

34

 108 + 36=144

 

4.3. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам).

Модуль I. Литературоведение как наука и литературное произведение как предмет его изучения.

 

Тема 1. Литературное произведение как художественная целостность. Содержание и форма литературного произведения. Закон их единства.

 

Тема 2. Тема, проблема, идея литературного произведения.

Тема 3. Понятие художественного образа. Система образов литературного произведения. Способы психологического раскрытия образа. Характер. Тип. Приемы типизации.

 

Тема 4. Композиция лит.произведения. Фабула, сюжет и его элементы. Внешняя и внутренняя композиция. Элементы внешней композиции.

Элементы внутренней композиции. Внесюжетные элементы внутренней композиции. Сюжет и хронотоп.

Тема 5. Закономерности литературного процесса. Литературные роды. Типология. Мимезис и система родов в трактате Аристотеля «Об искусстве поэзии». Развитие представлений о литературных родах в трудах Шеллинга, Н. Буало, Гегеля, Белинского. Существующие теории происхождения литературных родов (работы А. Н. Веселовского).

Литературные жанры. Жанры лирического рода.

Жанры эпического рода.

Лиро-эпический род, его жанрово-видовое членение. Драматический род и его жанры.

 

Тема 6. Литературный метод и направление. Классицизм. Сентиментализм.

Романтизм. Реализм. Неореалистические направления ХХ века.

Модуль II.  Художественная речь и язык литературного произведения.                                                                                                                                                                                                                             

Тема 7. Особые лексические ресурсы художественной речи. Поэтическая лексика. Тропы

 

Тема 8. Синтаксические фигуры. Поэтическая фонетика.

 

Модуль III. Стих и проза как две разновидности поэтической речи.

 

Тема 9. Понятие стихотворной речи как разновидности художественной речи. Понятие ритма, стихотворного ритма. Способы создания ритма.  

 

Тема 10. Системы стихосложения. Силлабическая, метрическая, тоническая, силлабо-тоническая системы стихосложения. Основные  и вспомогательные стопы.Дольник. Верлибр. Рифма и ее виды.Строфа и ее виды.

 

 

 

Темы практических занятий

 

 Модуль I  Литературоведение как наука и литературное произведение как предмет его изучения.

Занятие 1. Литературное произведение как художественная целостность. Содержание и форма литературного произведения. Закон их единства.

План:

1.     «Целостность произведения» и «целостный анализ» произведения.

2.     Единство формы и содержания в литературном тексте.

 

Занятие 2. Тема, проблема, идея литературного произведения.

План:

1. Понятия «тема» и «тематика».

2. Проблема и проблематика литературного произведения.

3. Идея и идейное содержание литературного произведения.

4. Соотношение авторского и объективного идейного содержания  художественного произведения.

 

 

Занятие 3. Понятие художественного образа. Система образов литературного произведения. Способы психологического раскрытия образа. Характер. Тип. Приемы типизации.

План:

1.     Понятие художественного образа. Системы образов.

2.     Персонаж. Характер. Тип. Приемы типизации.

3.     Способы психологического раскрытия образа.

 

Занятие 4. Композиция литературного произведения. Фабула, сюжет и его элементы. Внешняя и внутренняя композиция. Элементы внешней композиции. Элементы внутренней композиции. Внесюжетные элементы внутренней композиции. Сюжет и хронотоп.

План. 

 

1.     Понятие композиции лит.произведения. Внешняя и внутренняя композиция.

2.     Элементы внешней композиции.

3.     Элементы внутренней композиции.

4.     Фабула. Сюжет.

5.     Внесюжетные элементы.

6.     Хронотоп.

 

Занятие 5. Закономерности литературного процесса. Литературные роды и жанры.

План.

1.     Литературные роды Типология. Мимезис и система родов в трактате Аристотеля «Об искусстве поэзии». Развитие представлений о литературных родах в трудах Шеллинга, Н. Буало, Гегеля, Белинского. Существующие теории происхождения литературных родов (работы А. Н. Веселовского).

2.     Литературные жанры. Жанры лирического рода.

Жанры эпического рода.

3.     Лиро-эпический род, его жанрово-видовое членение.

4.     Драматический род и его жанры.

 

Занятие 6. Литературный метод и направление.

План.

1.     Понятия метода и направления.

2.     Классицизм.

3.     Сентиментализм.

4.     Романтизм.

5.     Реализм.

6.     Неореалистические направления ХХ века.

 

 

Модуль II. Художественная речь и язык литературного произведения. 

Занятие 7. Особые лексические ресурсы художественной речи. Поэтическая лексика. Тропы

 

План.

1.                      Границы понятий «национальный язык», «литературный язык», «язык художественной литературы».

2.               Источники художественной речи писателя: архаизмы, неологизмы, диалектизмы, просторечия, жаргонизмы, варваризмы и их общие функции.

3.               Поэтическая лексика: эпитеты, сравнения, перифразы, разновидности тропов.

 

 

Занятие 8. Синтаксические фигуры. Поэтическая фонетика.

План

1.      Синтаксические фигуры или явления поэтического синтаксиса. Понятие «фигура».

2.     Роль фигур в создании общего колорита произведения.

3.     Поэтическая фонетика.

Модуль III. Стих и проза как две разновидности поэтической речи.

 

Занятие 9. Понятие стихотворной речи как разновидности художественной речи. Понятие ритма, стихотворного ритма. Способы создания ритма.  

План.

1.     Прозаическая речь и стихотворная, ритм прозы   и ритм   стиха.

2.     Системы стихосложения.

3.     Метрическая система стихосложения. Гекзаметр и пентаметр, элегический дистих, сапфическая строфа, алкеева строфа.

 

Занятие 10. Системы стихосложения. Силлабическая, метрическая, тоническая, силлабо-тоническая системы стихосложения. Основные  и вспомогательные стопы. Дольник. Верлибр. Рифма и ее виды. Строфа и ее виды.

 

План.

1.     Силлабическая система стихосложения. Кратко изложите  историю  возникновения силлабической системы  в русском литературном стихе.

2.     Тоническая система стихосложения.

3.     Основы русского фольклорного стиха, его специфические особенности.

4.     Стихотворная традиция в литературе Древней Руси.

5.     Характер звучания русского тонического стиха (по сравнению с силлабо-тоническим). Разновидности тонических размеров, роль пауз в тонике.

6.     Совершенствование русской тонической системы в творчестве В.Маяковского. Акцентный тонический стих.

7.     История возникновения силлабо-тоники в русском литературном стихе.

8.     Основные силлабо-тонические размеры русского стиха (простые и составные).

9.     Полиметрические стихи.

10.Дольник.

11.Верлибр.

 

 

 

 

5. Образовательные технологии

 

В ходе проведения занятий используется комплекс образовательных технологий для выполнения различных видов работ:

- Технология педагогического общения;

- Технология проблемно-модульного обучения;

- Технология обучения как проблемного исследования;

- Технология коллективно-мыслительной деятельности;

- Технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;

- Информационно-коммуникативные технологии.

В процессе обучения студентов данной дисциплине и контроля предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся:

- Творческие задания;

-Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео-и аудиоматериалы);

-  Обсуждение сложных и дискуссионных проблем

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Темы для самостоятельного изучения

1. Понятие «стиль» в литературоведении: -проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературы) и подготовка докладов на лабораторных занятиях: Самостоятельно попытайтесь охарактеризовать , какие стилевые черты какого писателя и литературного направления высмеивает А.Чехов в пародии «Тысяча и одна страсть , или Страшная ночь » (или проанализируйте стилевые особенности какого - либо писателя по Вашему выбору).

 

2. Эпический и драматический род: Проработка учебного материала и анализ текстов: С точки зрения способа отображения действительности можно ли отнести к чисто   эпическому роду рассказ В.Шукшина «Одни»? (или другое его   произведение по Вашему выбору). Аргументируйте своё мнение.

3. Общее понятие лирики как литературного рода: Работа с вопросами для самопроверки: В  чём заключаются особенности   способа отображения действительности   в лирике, по сравнению с эпосом и драмой?     В чём заключается своеобразие предмета  отображения в лирике , по сравнению с эпосом и драмой?          Какие традиционные жанры и жанровые разновидности  лирики Вы знаете? Всякое ли стихотворное произведение – лирика? Самостоятельно охарактеризуйте    родовую    специфику произведений  М.Лермонтова    «Бородино», «Дума», «Есть речи – значенье … » (или других произведений по Вашему выбору).

4. Общее представление о формах выражения авторского сознания в эпосе, драме, лирике. Понятие «лирический герой»: Дайте   краткую   характеристику понятий: «персонаж », «герой» (эпического или драматического  произведения). Кратко охарактеризуйте эпические понятия: «рассказчик», «автор-повествователь» , « авторская позиция».Раскройте в общих чертах понятие «ролевая лирика ».Охарактеризуйте понятие «лирический герой» как одну из форм выражения авторского сознания в лирике (сущность понятия, отличие от «персонажа » в лирике , «ролевого  героя», соотношение с биографическим автором и др .). Самостоятельно попытайтесь раскрыть образ лирического героя поэзии Н.Рубцова (или иного  поэта по Вашему выбору).

 

Список литературы

 

а) основная литература:

1.Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.
2. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.
3. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко.  М., 2004.
4. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия/Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2001.
5. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998.
6. Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь, 2001.
7. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
8. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.
9.  Введение в литературоведение. Хрестоматия/Под ред. П.А. Николаева. М., 1997.
10. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2001.
11. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989
13. Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). М., 2001.
14. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). Екатеринбург, 2002.
15. Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М., 2000.
16. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. Учебное пособие. М., 2001.
17. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970.
18. Борев Ю.Б. Эстетика /В 2-х т. Смоленск, 1997.
19. Горшков А. Русская словесность. М., 1995.
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
21. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
22. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
23. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.//Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.
24. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
25. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста //Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001.
26. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000.
27. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
28. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы, интерпретации, характеристики. М., 2001.
29. Хализев В.Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

 

б) дополнительная литература:

1.Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.
2. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.
3. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко.  М., 2004.
4. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия/Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2001.
5. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998.
6. Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь, 2001.
7. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
8. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.
9.  Введение в литературоведение. Хрестоматия/Под ред. П.А. Николаева. М., 1997.
10. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2001.
11. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989
13. Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). М., 2001.
14. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). Екатеринбург, 2002.
15. Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М., 2000.
16. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. Учебное пособие. М., 2001.
17. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970.
18. Борев Ю.Б. Эстетика /В 2-х т. Смоленск, 1997.
19. Горшков А. Русская словесность. М., 1995.
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
21. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
22. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
23. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.//Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.
24. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
25. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста //Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001.
26. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000.
27. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
28. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы, интерпретации, характеристики. М., 2001.
29. Хализев В.Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

 

Примерная тематика рефератов, курсовых и дипломных работ:

  1. Понятие искусства. Художественная литература среди других видов искусства.
  2. Специфика литературы как вида искусства.
  3.  Понятие художественного произведения как феномена искусства.
  4. Понятие художественного образа. Типы образных структур в литературном произведении.
  5. Родовая специфика литературы.
  6. Понятие лирического героя.
  7. Виды повествовательных структур.
  8. Понятие литературного жанра, жанрового канона. Проблема жанровой эволюции.
  9. Межродовые и внеродовые литературные жанры.
  10. Принципы рассмотрения литературного произведения. Анализ, интерпретация, контекстуальное изучение.
  11. Авторская позиция и способы ее выражения в литературном произведении.
  12.  Понятие о пафосе. Виды пафоса в художественной литературе.
  13. Литературное произведение как системная целостность. Уровни литературного текста и их взаимодействие.
  14. Мир произведения. Персонаж, вещь, пространственно-временная организация. Понятие хронотопа.
  15. Литературное произведение как текстовое единство. Понятие текста и контекста. Заголовочно-финальный комплекс литературного произведения.
  16. Литературные иерархии и репутации. Понятие массовой литературы.
  17. Категория стиля литературного произведения. Широкое и узкое значение термина.

 

 

 

7. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

7.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы.

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования приведен в описании образовательной программы.

Компетенция

Знания, умения, навыки

Процедура освоения

ОПК-3 

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы

Знать: систему литературоведческих понятий, терминологию, различные научные подходы к художественному произведению; владеть основными принципами анализа литературного произведения ;

 

Устный опрос, письменный опрос,  индивидуальное собеседование, 

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, иметь представления о правилах библиограф.описания, пользоваться библиограф. источниками, каталогами, в том числе электронными, поисковыми системами в сети интернет;

 

лабораторные контрольные задания.

Владеть: базовыми методами прочтения, понимания и комментирования худож. текстов, общими представлениями о литературных родах и жанрах, основными литературоведческими терминами

 

лабораторные контрольные задания, контрольная работа с текстом художественного произведения.

ОПК-4

владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста

Знать: методику сбора и анализа литературных фактов, методики интерпретации художественных текстов;

Устный опрос, письменный опрос

Уметь: дифференцировать литературные факты, интерпретировать тексты в соответствие с задачами литературоведческого анализа;

 

Практические контрольные задания, направленные на проверку умения самостоятельно отобрать и проанализировать полученный материал.

Владеть: навыками целостного литературоведческого анализа с учетом принципа «содержательности формы»

практические контрольные задания по анализу языкового материала и текстов различных типов, составление библиографии по теме исследования

ПК-1

способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности

Знать: базовые методы и способы создания научных аналитических обзоров, рефератов в соответствии с темой научного исследования в области теории литературы;

 

 обсуждение в процессе лабораторных занятий по дисциплинам теоретико-литературного и теоретико-языкового циклов.

Уметь: применять полученные в результате обучения знания по созданию различного типа научных работ;

 

подготовка конспектов, рефератов филологических работ, принадлежащих различным классическим и новейшим методологическим парадигмам.

Владеть: приемами и методами подготовки научных докладов по теме исследования, аннотаций, тезисов; формами владения дискуссии по представленному сообщению, навыками оппонентского выступления

 

обсуждение с научным руководителем/преподавателем корректности использования того или иного метода исследования в процессе подготовки докладов на научные конференции и курсовых работ; мини-конференция и защита реферата по избранной теме

ПК – 3           

владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических ис-точников и поисковых систем

Знать: базовые методы и способы создания научных аналитических обзоров, рефератов в соответствии с темой научного исследования в области теории литературы;

 

 обсуждение в процессе лабораторных занятий по дисциплинам теоретико-литературного и теоретико-языкового циклов.

Уметь: применять полученные в результате обучения знания по созданию различного типа научных работ;

 

подготовка конспектов, рефератов филологических работ, принадлежащих различным классическим и новейшим методологическим парадигмам.

Владеть: приемами и методами подготовки научных докладов по теме исследования, аннотаций, тезисов; формами владения дискуссии по представленному сообщению, навыками оппонентского выступления

 

обсуждение с научным руководителем/преподавателем корректности использования того или иного метода исследования в процессе подготовки докладов на научные конференции и курсовых работ; мини-конференция и защита реферата по избранной теме

 

7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания.

 

ОПК-3

Схема оценки уровня формирования компетенции «способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы» (приводится содержание компетенции из ФГОС ВО)

 

Уровень

Показатели (что обучающийся должен продемонстрировать)

Оценочная шкала

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Пороговый

Владеть: базовыми методами прочтения, понимания и комментирования худож. текстов, общими представлениями о литера-турных родах и жанрах, основными литературовед-ческими терминами

Слабо владеет методами прочтения, понимания и комментирования, общими представлениями о лит.родах и жанрах, способен интерпретировать только «типичные» худож. тексты, наивно-реалистически воспринимает условные худож. Формы, слабо владеет принципами литературоведч. анализа

В основном владеет базовыми методами прочтения, понимания и комментирования худож. текстов, хорошо различает лит.роды и жанры, литературведч. терминами в основном владеет

Уверенно  владеет базовыми методами прочтения, понимания и комментирования худож. текстов, хорошо различает   лит.роды и жанры, активно и уместно пользуетсялитературведч. терминами.

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, иметь представления о правилах библиограф.описания, пользоваться библиограф. источниками, каталогами, в том числе электронными, поисковыми системами в сети интернет;

Не всегда находит в тексте средства худ.выразительности;  делает ошибки в библиограф. описаниях различных типов изданий

В достаточной степени способен интерпретировать текст, находить средства выразительности; владеет навыками работы с научной литературой, квалифицированно составляет библ. описания, работает с источниками, каталогами, в том числе и электронными

Уверенно и правильно находит в тексте средства худ.выразительности;  квалифицированно работает с научной литературой;   активно пользуется библ. источниками, каталогами, в том числе и электронными.

Знать: систему литературоведческих понятий, терминологию, различные научные подходы к художественному произведению; владеть основными принципами анализа литературного произведения ;

 

Плохо различает основные этапыразвития русской фантастики; неуверенно знает тексты худож. произведений, входящих в программу дисциплины; слабо понимает связи литературоведения, теории литературы с дисциплиной и фантастики с актуальными проблемами современности и классики

 В основном различает этапы развития русской фантастики;  хорошо знает тексты худож. произведений, входящих в про-грамму дисциплины;  в основном понимает связи литературоведения, теории литературы с дисциплиной и фантастики с актуальными проблемами современности и классики

Правильно видит связи между изучаемой дисциплиной и другими гуманитарными дисц.; отлично знает тексты художественных произведений

ОПК-4

Схема оценки уровня формирования компетенции «владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста» (приводится содержание компетенции из ФГОС ВО)

 

Уровень

Показатели (что обучающийся должен продемонстрировать)

                   Оценочная шкала

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Пороговый

Владеть: навыками целостного литературоведческого анализа с учетом принципа «содержательности фор-мы»

Неуверенно применяет навыки целостного анализа  и интерпретации текстов различных типов

Хорошо владеет навыками целостного анализа  и интерпретации текстов различных типов

Свободно владеет навыками целостного анализа  и интерпретации текстов различных типов

Уметь: дифференцировать литературные факты, интерпретировать тексты в соответствии с задачами литературоведческого анализа;

Недостаточно убедительно репрезентирует результаты анализа собранных языковых фактов, интерпретации текстов различных типов

Адекватно репрезентирует результаты анализа собранных языковых фактов, интерпретации текстов различных типов

Творчески репрезентирует результаты анализа собранных языковых фактов, интерпретации текстов различных типов

Знать: методику сбора и анализа литературных фактов, методики интерпретации художественных текстов;

Затрудняется в определении базовых понятий современной филологии в их истории и современном состоянии; плохо представляет принципы сбора и анализа языкового материала и интерпретации текстов различных типов

 

Хорошо представляет базовые понятия современной филологии в их истории и современном состоянии; имеет представление о принципах сбора и анализа языкового материала и интерпретации текстов различных типов

Видит системные взаимосвязи базовых понятий современной филологии в их истории и современном состоянии, теоретическом, практическом и методологическом аспектах; уверенно ориентируется в принципах сбора и анализа языкового материала и интерпретации текстов раз-личных типов

 

 

 

 

 

ПК-1

Схема оценки уровня формирования компетенции «способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности» (приводится содержание компетенции из ФГОС ВО)

Уровень

Показатели (что обучающийся должен продемонстрировать)

Оценочная шкала

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Пороговый

Владеть:

 

навыками анализа самостоятельно собранного материала по готовым схемам, основными методами научного исследования филологического материала разного типа

Недостаточно владеет навыками анализа самостоятельно собранного материала по готовым схемам, основными методами научного исследования филологического материала разного типа

Хорошо владеет навыками анализа самостоятельно собранного материала по готовым схемам, основными методами научного исследования филологического материала разного типа

Свободно и уверенно владеет навыками анализа самостоятельно собранного материала по готовым схемам, основными методами научного исследования филологического материала разного типа

Уметь:

осваивать путем изучениянаучной литературы методы работы с тем или иным материалом; выбирать необходимую методику работы с собственным материалом; применять ту или иную методику для работы с аналогичным, но самостоятельно собранным материалом; самостоятельно делать выводы на основе работы с собранным материалом, оценивать их адекватность по сравнению с уже проведенными исследованиями

Умеет только с помощьюнаучного руководителя

освоить путем изучениянаучной литературы методы работы с тем илииным материалом; способен только с помощью

научного руководителявыбрать необходимуюметодику работы с собственным материалом;

недостаточно корректноможет применить ту или

иную методику для работы с аналогичным, но самостоятельно собраннымматериалом; испытывает

трудности при самостоятельном формулировании

выводов исследования и ихадекватной оценки по сравнению с уже проведенным

изучением

Умеет с высокой степенью самостоятельности освоить путем изучения научной литературы методы работы с тем или иным материалом; способен при незначительном участии научного руководителя выбрать необходимую методику работы с собственным материалом; может вполне корректно применить ту или иную методику для работы с аналогичным, но самостоятельно собранным материалом; с высокой степенью самостоятельности формулирует выводы исследования, адекватно оценивает их по сравнению с уже проведенным изучением

Умеет полностью самостоятельно освоить путем изучения научной литературы методы работы с тем или иным материалом; способен полностью самостоятельно выбрать необходимую методику работы с собственным материалом; может уверенно и грамотно применить ту или иную методику для работы с аналогичным, но самостоятельно собранным материалом; самостоятельно формулирует выводы исследования, адекватно оценивает их по сравнению с уже проведенным изучением

 

ПК-3

Схема оценки уровня формирования компетенции «владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем» (приводится содержание компетенции из ФГОС ВО)

Уровень

Показатели (что обучающийся должен продемонстрировать)

Оценочная шкала

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Пороговый

Владеть:

 

навыками анализа самостоятельно собранного материала по готовым схемам, основными методами научного исследования филологического материала разного типа

Недостаточно владеет навыками анализа самостоятельно собранного материала по готовым схемам, основными методами научного исследования филологического материала разного типа

Хорошо владеет навыками анализа самостоятельно собранного материала по готовым схемам, основными методами научного исследования филологического материала разного типа

Свободно и уверенно владеет навыками анализа самостоятельно собранного материала по готовым схемам, основными методами научного исследования филологического материала разного типа

Уметь:

осваивать путем изучениянаучной литературы методы работы с тем или иным материалом; выбирать необходимую методику работы с собственным материалом; применять ту или иную методику для работы с аналогичным, но самостоятельно собранным материалом; самостоятельно делать выводы на основе работы с собранным материалом, оценивать их адекватность по сравнению с уже проведенными исследованиями

Умеет только с помощьюнаучного руководителя

освоить путем изучениянаучной литературы методы работы с тем илииным материалом; способен только с помощью

научного руководителявыбрать необходимуюметодику работы с собственным материалом;

недостаточно корректноможет применить ту или

иную методику для работы с аналогичным, но самостоятельно собраннымматериалом; испытывает

трудности при самостоятельном формулировании

выводов исследования и ихадекватной оценки по сравнению с уже проведенным

изучением

Умеет с высокой степенью самостоятельности освоить путем изучения научной литературы методы работы с тем или иным материалом; способен при незначительном участии научного руководителя выбрать необходимую методику работы с собственным материалом; может вполне корректно применить ту или иную методику для работы с аналогичным, но самостоятельно собранным материалом; с высокой степенью самостоятельности формулирует выводы исследования, адекватно оценивает их по сравнению с уже проведенным изучением

Умеет полностью самостоятельно освоить путем изучения научной литературы методы работы с тем или иным материалом; способен полностью самостоятельно выбрать необходимую методику работы с собственным материалом; может уверенно и грамотно применить ту или иную методику для работы с аналогичным, но самостоятельно собранным материалом; самостоятельно формулирует выводы исследования, адекватно оценивает их по сравнению с уже проведенным изучением

 

Если хотя бы одна из компетенций не сформирована, то положительная оценки по дисциплине быть не может.

 

7.3. Типовые контрольные задания

 Примеры тестовых заданий

 

Тема: Литературное произведение как художественная целостность

Вопрос:Содержание литературного произведения - это

1.Выраженная в литературном произведении идейно-эмоциональная оценка писателем жизни

2.Способ выражения оценки автором той или иной «стороны жизни»

3.Система литературных образов произведения

4.Приемы раскрытия художественного своеобразия литературного произведения

5.Целостность литературного произведения

 

Вопрос:Форма литературного произведения – это

1.Обозначение приемов, художественных средств выражения содержания

2.Явления художественной речи, композиционные средства, система образов и т.д.

3.Идейно эмоциональная оценка писателем жизни

4.Внутренняя завершенность художественного  произведения

5.Способы постижения идейного богатства литературного произведения

 

Вопрос:Проблема литературного произведения - это

1.Обозначение жизненно-важного вопроса, решаемого в произведении

2.Обозначение основной мысли, вытекающей из литературного произведения

3.Обозначение события, происшествия

4.Раскрытие в литературном произведении особенностей человеческой жизни в ее социальной сущности

 

Вопрос:Тема литературного  произведения – это

1.Обозначение события, происшествия, о котором повествуется  в литературном произведении

2.Выражение миросозерцания писателя

3.Обозначение важного вопроса в произведении

4.Оценка жизненных явлений  в произведении

 

Вопрос:Идея литературного  произведения  - это

1.Решение поставленной в произведении проблемы или основная мысль, вытекающая из произведения

2.Жизненно-важный или общественно-важный вопрос, поставленный в литературном произведении

3.Система событий, изображенных в литературном произведении

4.Выражение миросозерцания писателя

5.Обозначение важного вопроса в произведении

 

Тема: Художественный образ. Средства психологического раскрытия образа. Персонаж. Характер. Тип.

 

Вопрос:Художественный образ – это

1.Воплощение существенного в индивидуальном

2.Выражение автором основной мысли

3.Выражение, высказывание авторского замысла в произведении

4.Подбор и расположение деталей, выражающих авторское отношение к действительности

 

Вопрос:Художественные образы в литературном произведении

1.Воплощают общее, существенное в индивидуальном

2.Являются основным средством выражения содержания произведения

3.Иллюстрируют доказываемые  положения

4.Играют вспомогательную роль

5.Содержат общественно значимые черты, проявляющиеся в поведении, умонастроении людей

 

Вопрос:Персонаж – это

1.Вид художественного образа

2.Образ человека в литературном произведении

3.Носитель общественно- значимых черт, проявляющихся в поведении и умонастроении людей

4.Герой произведения, не имеющий характера

5.Воплощение характера в произведении

 

Вопрос: Средства психологического раскрытия литературного образа – это

1.Портрет, внутренние монологи

2.Формы поведения, исповеди, дневники

3.Экспозиция

4.Композиция

5.Кульминация

 

 

 

 

7.4. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Общий результат выводится как интегральная оценка, складывающая из текущего контроля –50 % и промежуточного контроля –50 %.

Текущий контроль по дисциплине включает:

- посещение занятий - 20 баллов,

- участие на лабораторных занятиях - 50 баллов,

- выполнение домашних (аудиторных) контрольных работ - 30 баллов.

Промежуточный контроль по дисциплине включает:

- устный опрос - 50 баллов,

- письменная контрольная работа -  50 баллов

 

 

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.

а) основная литература:

1.Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.
2. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.
3. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко.  М., 2004.
4. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия/Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2001.
5. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998.
6. Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь, 2001.
7. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
8. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.
9.  Введение в литературоведение. Хрестоматия/Под ред. П.А. Николаева. М., 1997.
10. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2001.
11. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989
13. Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). М., 2001.
14. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). Екатеринбург, 2002.
15. Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М., 2000.
16. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. Учебное пособие. М., 2001.
17. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970.
18. Борев Ю.Б. Эстетика /В 2-х т. Смоленск, 1997.
19. Горшков А. Русская словесность. М., 1995.
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
21. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
22. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
23. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.//Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.
24. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
25. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста //Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001.
26. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000.
27. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
28. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы, интерпретации, характеристики. М., 2001.
29. Хализев В.Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

 

б) дополнительная литература:

1.Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2000.
2. Введение в литературоведение: Литературное произведение: основные понятия и термины /Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000.
3. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко.  М., 2004.
4. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия/Под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2001.
5. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998.
6. Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. Тверь, 2001.
7. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996.
8. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии. СПб., 2001.
9.  Введение в литературоведение. Хрестоматия/Под ред. П.А. Николаева. М., 1997.
10. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 2001.
11. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995.
12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989
13. Тюпа В.И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). М., 2001.
14. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). Екатеринбург, 2002.
15. Есин А.В. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. М., 2000.
16. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. Учебное пособие. М., 2001.
17. Кожинов В.В. Как пишут стихи. М., 1970.
18. Борев Ю.Б. Эстетика /В 2-х т. Смоленск, 1997.
19. Горшков А. Русская словесность. М., 1995.
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
21. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.
22. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.
23. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе.//Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000.
24. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
25. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста //Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 2001.
26. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб., 2000.
27. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000.
28. Гаспаров М.Л. О русской поэзии. Анализы, интерпретации, характеристики. М., 2001.
29. Хализев В.Е. Драма как род литературы (Поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.

 

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к написанию рефератов

 

Предлагаемая тематика рефератов по курсу «История и теория  отечественной литературы» имеет целью расширение и углубление знаний студентов, изучающих данную дисциплину.

Для самостоятельного углубленного изучения в реферативной форме взяты наиболее значительные и богатые методологическим содержанием в истории русской классической литературы и критики, связанные с литературно- критической деятельностью В.Г. Белинского и   литературных критиков 1860-х годов разных направлений...

В тематике рефератов главное внимание уделено теоретической составляющей курса, углубленному изучению философско-эстетических взглядов литературных критиков. Взгляды эти, касающиеся вопроса  о сущности  и назначении искусства, литературы, прежде всего, представляют большой интерес и сами по себе, как важнейшая часть  литературно-общественной жизни и литературно- критического  процесса. Вместе с тем они являются основой критической методологии, определяют критический метод, т.е. принципы анализа и критерии оценки литературных явлений, каждого критика.

Две этих важнейших стороны содержания курса предлагаются в качестве главного предмета изучения  в форме реферата.

Для составления реферата по предложенной тематике необходимо соблюдать следующие правила.

Поскольку реферированию подлежат, как правило,  или отдельные программные работы критиков или ряд работ, объединенных единым                                                                                                                                     тематических заданием, в работе над ними необходимо следовать определенному плану, включающему следующие пункты:

1.         Точное название реферируемой работы (или работ), год написания и место публикации (как правило, это журналы)

2.         Краткие сведения словарного характера об авторе реферируемой работы с указанием его позиции в литературно- общественной борьбе своего времени  и принадлежности к тому или другому направлению в литературной критике;

3.         Изложение содержания реферируемой работы, ее узловых положений.

4.         Заключительная часть реферата может содержать краткое резюме, характеризующее сильные и слабые стороны работы, ее концепции.

5.         Для такого итогового заключения целесообразно опираться на исследовательскую литературу, посвященную данной  проблеме и данной работе (в этом случае в конце реферата нужно дать библиографический список).

6.         Объем работы зависит от объема материала, подлежащего реферированию. В среднем он должен составить 15-20 страниц.

Изложение целесообразно вести в форме четких  и развернутых тезисов

 

 

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем.

 

1.      Электронная библиотека Максима Мошкова :http://lib.ru/

2.      УИС РОССИЯ http://www.ruisrussia.msu.ru

3.     Сайт «Литературная критика»: http://www.babysall.ru/

4.     Библиотека критики: www.dugward.ru/library

 

 

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине.

Компьютерный класс для презентации, мобильные устройства, поддерживающие интернет