Лекция
2. Литературное произведение как художественная целостность. Содержание и форма
литературного произведения. Закон их единства. Тема, проблема, идея
литературного произведения.
Литературное
произведение – это более или менее сложная система определенных элементов, в
нем возможно изображение картин природы, явлений, событий в жизни людей,
процессов общественной жизни, частной жизни героев.
Как
уже отмечалось в предыдущей лекции, литературное произведение существует как
завершенный текст, написанный на том или ином языке, и является результатом
творчества писателя или поэта. Обычно
произведение имеет заглавие, а в лирических произведениях его функцию выполняет
иногда первая строка. Заглавие – своего рода минитекст,
приглашающий к чтению, в котором уже содержится
предварительное общее представление о произведении. В состав заглавия входит и
имя (псевдоним) автора.
Итак,
произведение существует как отдельный текст, имеющий границы, заключенный в
рамку: начало (заглавие) и конец. Текст воспринимается в линейной
последовательности знаков, рамочные компоненты отделяют его всех остальных
текстов. Но у художественного произведения есть и другая рамка. Как единица
художественной литературы произведение функционирует как эстетический объект.
Чтение текста порождает в сознании читателя образы, представления предметов в
их целостности. Именно к этому стремится писатель, создавая произведение, - он
превращает слова и фразы в образы. В произведениях литературы, которые целиком
состоят из фиксированных выражений, наблюдается своеобразная культура
выражения, особая внимательность в подборе слов и в их расположении. В
определенной степени выражение в художественном произведении становится
самоценным. Но сущность художественного произведения заключается не в характере
выражений, а в их сочетании в некоторые единства. Если это удается автору, то
за текстом, за словесной тканью, перед читателем возникает художественный мир
произведения (условный, образный), в котором создается действительность по
законам красоты и гармонии. Произведение,
таким образом, имеет двойную рамку: оно существует как условный мир, творимый автором и отделенный
от реальной действительности условностью, и как текст, отграниченный от других
текстов.
В
литературном произведении выражаются чувства, переживания человека. Однако
создается и воспринимается произведение читателем как целостное единство всего
в нем изображенного и выраженного. Мир произведения представляет собой систему,
так или иначе соотносимую с миром реальным: в него входят люди с их внешними и
внутренними (психологическими) особенностями, события, природа (живая и
неживая), вещи, созданные человеком, в нем есть время и пространство. Мир
произведения, предметный мир, предметную изобразительность невозможно
представить без словесного воплощения. Ведь речь идет о литературе – искусстве
слова.
Чем
отличается природа, реальная действительность от искусства, в котором она
перевоплощается: в чем различие между реально существующей и созерцаемой
березой и грозой от их описания в художественном произведении? В искусстве явление «очищается» от того, что не раскрывает его сущность, т.е.
создается форма, которая соответствует содержанию и раскрывает его.
В
понимании структуры произведения ключевую роль играют понятия формы и
содержания, которые были разработаны в немецкой классической эстетике. По
Гегелю, «содержанием искусства является идеал, а его формой – чувственное
образное воплощение». (Гегель Г.В. Эстетика: В 4-х т.
М., 1968. Т.1. С. 75)
Образ
у Гегеля выступает источником красоты, если он воплощает разумную, истинную
идею. Как глаза человека выражают его душу, так образ в искусстве отражает
духовное содержание произведения искусства.
Таким образом, все детали изображения, предметы, поступки, события,
выражения лица, речь подчиняются
определенному духовному содержанию.
Согласно
учению Аристотеля о творческой природе
искусства, в искусстве имеет место не
столько подражание действительности (мимесис),
сколько ее пересоздание по законам красоты, прекрасного. Красота – это
целостность, неизбыточность созерцаемого, воспринимаемого, когда нет
ничего лишнего, все уместно и к месту. Созерцание красоты всегда сопровождается
эмоциональной рефлексией, т.е. способностью душевной жизни человека к
«переживанию переживания». Если человек влюблен или напуган – это эмоциональная
реакция, а вот переживание влюбленности – это эстетическая реакция. Поэтому
содержание – это сфера духовная.
Содержание
литературного произведения – это выраженная в литературных образах, в их
сложной системе идейно-эмоциональная оценка писателем жизни. Содержание – сфера
духовной жизни человека. Но оно всегда формально-организовано и имеет форму
своего выражения.
Формой
литературного произведения называется обозначение тех приемов, художественных
средств, с помощью которых
осуществляется, реализуется содержание литературного произведения. К
элементам формы обычно относят явления художественной речи: эпитеты, метафоры,
гиперболы, а так же композиционные средства, такие, как сюжет, система образов и др.
Главным
законом художественного творчества является закон единства содержания и формы
или закон содержательной формы, который заключается в том, что форма
литературного произведения всегда содержательна, а содержание формально
организовано. Этот закон действует на всех уровнях художественного текста. И
произведение в целом, и художественная речь, и иные компоненты литературного
произведения заключают в себе это единство. Необходимо лишь различать
относительно какого понятия тот или иной компонент выступает в роли содержания
или формы. Литературный образ или система образов служат способом выражения
оценки автором жизни (содержание), но литературный образ выступает в роли
содержания относительно тех приемов, с помощью которых создан. Приемы раскрытия
образа также несут в себе содержательный и формальный моменты. Единство
содержания и формы проявляется на любом уровне и определяет целостность
художественного произведения.
Целостность
– это внутренняя завершенность, полнота, неизбыточность
художественного целого, то есть предельная упорядоченность формы произведения
относительно его содержания как эстетического объекта: в тексте шедевра
литературного произведения нет ничего случайного, безразличного,
необязательного.
В
целях научного изучения единство, целостность литературного произведения
намеренно разрушается. В произведении выделяются его слагаемые, его составные части, но
выделяются для анализа. Целостный анализ произведения предполагает
аналитическое исследование художественных единств, то есть целостности. Другими
словами, художественное произведение познается в научной форме. Но научный
анализ произведения должен улавливать природу единства, а это сложно, поскольку
при анализе исследователь расчленяет произведение на элементы, выделяет разные
стороны произведения. Это необходимо, но следует учитывать, что форма
содержательна, а содержание формально организовано.
В
процессе анализа, научного изучения литературного произведения возникает
необходимость в чисто рабочих понятиях, терминах, которые обращены к
субъективной или объективной сторонам содержания литературного произведения.
Это понятия темы, проблемы, идеи.
Темой литературного произведения называется
обозначение того события, происшествия, о котором повествуется в литературном
произведении. Тема – это основа, предмет, объект исследования. Это могут быть
различные явления человеческой жизни, жизни природы, растительного мира,
материальной культуры, но в основном тема литературного произведения связана с
особенностями человеческой жизни в ее духовной и социальной сущности. Тематика произведения – это обозначение
героев и событий, происшествий в их жизни, выбор которых в совокупности зависит
от миросозерцания писателя.
Обозначение
того жизненно-важного или общественно-важного вопроса, который решается в
произведении, называется проблемой литературного произведения. Чаще всего в произведениях художественной
литературы решаются проблемы нравственно-психологические, философские. Это проблемы смысла жизни, назначения человека, ценности
человеческой личности, счастья, любви, смерти, взаимоотношения отцов и детей,
власти, народа, семьи и т.д.
Иногда
проблемным бывает само заглавие произведения («Кто виноват?», «Что делать?» , «Кому на Руси жить хорошо?», «Война и мир» и др.)
Однако
писатель обычно не ограничивается одной проблемой. Совокупность проблем,
поставленных в произведении, при ведущем значении основной проблемы называется
проблематикой литературного произведения.
Выраженная в произведении оценка
жизненных явлений автором, их утверждение или отрицание называется идеей
литературного произведения.
Решение поставленных в произведении
проблем называется идейным содержанием литературного произведения, а решение
проблемы или основная мысль, вытекающая из
произведения, идеей. Единство произведения понимается, прежде
всего, как подчинение всех его частей,
деталей идее.
Идея литературного произведения
проявляется в единстве всех сторон содержания произведения – тематики,
проблематики, идейно-эмоциональной оценки.
Идея носит поэтический характер, она не
сводится только к определению одной мысли или вывода. Идея литературного
произведения – это мысль, обязательно пронизанная чувством, поэтому понять идею
произведения означает приобщиться к эстетическому, нравственному идеалу писателя,
понять его точку зрения на жизнь и человека.
Процесс этот бесконечен, поэтому постижение всего идейного богатства
литературного произведения невозможно, так как оно многозначно, возможно лишь
приобщение читателя к художественным богатствам литературного текста в меру его
способностей и возможностей. Восприятие литературного произведения
индивидуально, субъективно и зависит от возраста, характера, способностей,
пола, профессии и даже душевного состояния, настроения человека. Каждое новое
поколение в чем-то по-новому подходит к восприятию литературного текста, то
есть оценивает его с точки зрения своего времени.