Лекция 2. Литературное произведение как художественная целостность. Содержание и форма литературного произведения. Закон их единства. Тема, проблема, идея литературного произведения.

 

Литературное произведение – это более или менее сложная система определенных элементов, в нем возможно изображение картин природы, явлений, событий в жизни людей, процессов общественной жизни, частной жизни героев.

Как уже отмечалось в предыдущей лекции, литературное произведение существует как завершенный текст, написанный на том или ином языке, и является результатом творчества писателя или поэта.  Обычно произведение имеет заглавие, а в лирических произведениях его функцию выполняет иногда первая строка. Заглавие – своего рода минитекст, приглашающий к чтению, в котором уже содержится предварительное общее представление о произведении. В состав заглавия входит и имя (псевдоним) автора.

Итак, произведение существует как отдельный текст, имеющий границы, заключенный в рамку: начало (заглавие) и конец. Текст воспринимается в линейной последовательности знаков, рамочные компоненты отделяют его всех остальных текстов. Но у художественного произведения есть и другая рамка. Как единица художественной литературы произведение функционирует как эстетический объект. Чтение текста порождает в сознании читателя образы, представления предметов в их целостности. Именно к этому стремится писатель, создавая произведение, - он превращает слова и фразы в образы. В произведениях литературы, которые целиком состоят из фиксированных выражений, наблюдается своеобразная культура выражения, особая внимательность в подборе слов и в их расположении. В определенной степени выражение в художественном произведении становится самоценным. Но сущность художественного произведения заключается не в характере выражений, а в их сочетании в некоторые единства. Если это удается автору, то за текстом, за словесной тканью, перед читателем возникает художественный мир произведения (условный, образный), в котором создается действительность по законам красоты и гармонии. Произведение,  таким образом, имеет двойную рамку: оно существует как  условный мир, творимый автором и отделенный от реальной действительности условностью, и как текст, отграниченный от других текстов.

 

В литературном произведении выражаются чувства, переживания человека. Однако создается и воспринимается произведение читателем как целостное единство всего в нем изображенного и выраженного. Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с миром реальным: в него входят люди с их внешними и внутренними (психологическими) особенностями, события, природа (живая и неживая), вещи, созданные человеком, в нем есть время и пространство. Мир произведения, предметный мир, предметную изобразительность невозможно представить без словесного воплощения. Ведь речь идет о литературе – искусстве слова.

Чем отличается природа, реальная действительность от искусства, в котором она перевоплощается: в чем различие между реально существующей и созерцаемой березой и грозой от их описания в художественном произведении?  В искусстве явление «очищается» от того,  что не раскрывает его сущность, т.е. создается форма, которая соответствует содержанию и раскрывает его.

В понимании структуры произведения ключевую роль играют понятия формы и содержания, которые были разработаны в немецкой классической эстетике. По Гегелю, «содержанием искусства является идеал, а его формой – чувственное образное воплощение». (Гегель Г.В. Эстетика: В 4-х т. М., 1968. Т.1. С. 75)

Образ у Гегеля выступает источником красоты, если он воплощает разумную, истинную идею. Как глаза человека выражают его душу, так образ в искусстве отражает духовное содержание произведения искусства.  Таким образом, все детали изображения, предметы, поступки, события, выражения лица, речь  подчиняются определенному духовному содержанию.

Согласно учению Аристотеля  о творческой природе искусства,  в искусстве имеет место не столько подражание действительности (мимесис), сколько ее пересоздание по законам красоты, прекрасного. Красота – это целостность, неизбыточность  созерцаемого, воспринимаемого, когда нет ничего лишнего, все уместно и к месту. Созерцание красоты всегда сопровождается эмоциональной рефлексией, т.е. способностью душевной жизни человека к «переживанию переживания». Если человек влюблен или напуган – это эмоциональная реакция, а вот переживание влюбленности – это эстетическая реакция. Поэтому содержание – это сфера духовная.

Содержание литературного произведения – это выраженная в литературных образах, в их сложной системе идейно-эмоциональная оценка писателем жизни. Содержание – сфера духовной жизни человека. Но оно всегда формально-организовано и имеет форму своего выражения.

Формой литературного произведения называется обозначение тех приемов, художественных средств, с помощью которых  осуществляется, реализуется содержание литературного произведения. К элементам формы обычно относят явления художественной речи: эпитеты, метафоры, гиперболы, а так же композиционные средства, такие,  как сюжет, система образов и др.

Главным законом художественного творчества является закон единства содержания и формы или закон содержательной формы, который заключается в том, что форма литературного произведения всегда содержательна, а содержание формально организовано. Этот закон действует на всех уровнях художественного текста. И произведение в целом, и художественная речь, и иные компоненты литературного произведения заключают в себе это единство. Необходимо лишь различать относительно какого понятия тот или иной компонент выступает в роли содержания или формы. Литературный образ или система образов служат способом выражения оценки автором жизни (содержание), но литературный образ выступает в роли содержания относительно тех приемов, с помощью которых создан. Приемы раскрытия образа также несут в себе содержательный и формальный моменты. Единство содержания и формы проявляется на любом уровне и определяет целостность художественного произведения.

Целостность – это внутренняя завершенность, полнота, неизбыточность художественного целого, то есть предельная упорядоченность формы произведения относительно его содержания как эстетического объекта: в тексте шедевра литературного произведения нет ничего случайного, безразличного, необязательного.

В целях научного изучения единство, целостность литературного произведения намеренно разрушается. В произведении выделяются  его слагаемые, его составные части, но выделяются для анализа. Целостный анализ произведения предполагает аналитическое исследование художественных единств, то есть целостности. Другими словами, художественное произведение познается в научной форме. Но научный анализ произведения должен улавливать природу единства, а это сложно, поскольку при анализе исследователь расчленяет произведение на элементы, выделяет разные стороны произведения. Это необходимо, но следует учитывать, что форма содержательна, а содержание формально организовано.

 

В процессе анализа, научного изучения литературного произведения возникает необходимость в чисто рабочих понятиях, терминах, которые обращены к субъективной или объективной сторонам содержания литературного произведения. Это понятия темы, проблемы, идеи.

Темой  литературного произведения называется обозначение того события, происшествия, о котором повествуется в литературном произведении. Тема – это основа, предмет, объект исследования. Это могут быть различные явления человеческой жизни, жизни природы, растительного мира, материальной культуры, но в основном тема литературного произведения связана с особенностями человеческой жизни в ее духовной и социальной сущности.  Тематика произведения – это обозначение героев и событий, происшествий в их жизни, выбор которых в совокупности зависит от миросозерцания писателя.

Обозначение того жизненно-важного или общественно-важного вопроса, который решается в произведении, называется проблемой литературного произведения.  Чаще всего в произведениях художественной литературы решаются проблемы нравственно-психологические, философские. Это проблемы смысла жизни, назначения человека, ценности человеческой личности, счастья, любви, смерти, взаимоотношения отцов и детей, власти, народа, семьи и т.д.

Иногда проблемным бывает само заглавие произведения («Кто виноват?», «Что делать?» , «Кому на Руси жить хорошо?»,  «Война и мир» и др.)

Однако писатель обычно не ограничивается одной проблемой. Совокупность проблем, поставленных в произведении, при ведущем значении основной проблемы называется проблематикой литературного произведения.

Выраженная в произведении оценка жизненных явлений автором, их утверждение или отрицание называется идеей литературного  произведения.

Решение поставленных в произведении проблем называется идейным содержанием литературного произведения, а решение проблемы или основная мысль, вытекающая из  произведения, идеей. Единство произведения понимается, прежде всего,  как подчинение всех его частей, деталей идее.

Идея литературного произведения проявляется в единстве всех сторон содержания произведения – тематики, проблематики, идейно-эмоциональной оценки.

 Идея носит поэтический характер, она не сводится только к определению одной мысли или вывода. Идея литературного произведения – это мысль, обязательно пронизанная чувством, поэтому понять идею произведения означает приобщиться к эстетическому, нравственному идеалу писателя, понять его точку зрения на жизнь и человека.  Процесс этот бесконечен, поэтому постижение всего идейного богатства литературного произведения невозможно, так как оно многозначно, возможно лишь приобщение читателя к художественным богатствам литературного текста в меру его способностей и возможностей. Восприятие литературного произведения индивидуально, субъективно и зависит от возраста, характера, способностей, пола, профессии и даже душевного состояния, настроения человека. Каждое новое поколение в чем-то по-новому подходит к восприятию литературного текста, то есть оценивает его с точки зрения своего времени.