Лекция
1. Литературоведение как филологическая наука. Его структура. Вспомогательные и
смежные относительно литературоведения науки.
Литературоведение - филологическая наука о сущности, происхождении
и развитии художественной словесности как вида искусства. Литературоведение –
это наука о художественной литературе. Литература как предмет изучения
литературоведения обусловливает ряд методологических проблем, которыми
занимается наука о литературе: понимание специфической природы, генезиса,
закономерностей исторического развития и общественного значения художественной
словесности как вида искусства. Художественное произведение может изучаться
имманентно (без привлечения каких-либо контекстов), а также в различных
контекстах (лингвистическом, социологическом, историческом, психологическом и
т.д.), что порождает разнообразие применяемых методик анализа.
Поскольку предметом изучения литературоведения
является художественная литература, и в целом, художественная словесность,
необходимо разобраться в понятиях «литература», «текст», «произведение»,
определивших своеобразие принципов собирания, изучения, классификации
материала, а так же методов его изучения.
В
переводе с латинского литература означает «буквенность»,
то есть литература у каждого народа возникала тогда, когда он овладевал
письменностью, создавал или заимствовал систему знаков для записи отдельных
высказываний или целых произведений. Литература или словесность входит в состав
словесной или языковой деятельности человека. Отсюда следует, что
литературоведение близко примыкает к лингвистике. Многие проблемы могут быть
отнесены как к лингвистике, так и к литературоведению. Однако существуют и
специальные вопросы, которые изучаются
литературоведением. В
практической сфере язык является для нас средством общения и сообщения. В
устной речи выражения творятся в процессе произнесения и исчезают после того,
как достигли слушателя. Практическая речь, ее характер и форма определяются обстоятельствами, взаимоотношениями и интересами говорящих, степенью их
понимания. Практическая речь неповторима, поскольку неповторимы обстоятельства,
сам разговор. Однако существуют
изречения, пословицы, поговорки, которые сохраняются и повторяются в нашей
речи, не теряя своего первоначального значения. Они имеют фиксированную форму,
представляя собой сохраняемые словесные конструкции, закрепленную форму,
словесную ткань, систему выражений, - иными словами текст. Если текст закреплен
в письменной или печатной форме, мы имеем дело с письменной литературой. Но
возможна и изустная передача текста, его запоминание, тогда мы получаем устную
литературу, то есть фольклор. Таким образом, основными свойствами литературного
произведения являются независимость от случайных бытовых условий произнесения
речи и закрепленная неизменная форма текста.
Художественная
литература – это множество литературных произведений, каждое из которых
представляет собой самостоятельное целое. Литературное произведение существует
как завершенный текст, написанный на том или ином языке, и является результатом
творчества писателя или поэта. Обычно
произведение имеет заглавие, а в лирических произведениях его функцию иногда
выполняет первая строка. Заглавие – своего рода минитекст, приглашающий к
чтению, в котором уже содержится предварительное общее представление о
произведении. В состав заглавия входит и имя (псевдоним) автора. Нередко
писатели используют псевдонимы не только, чтобы скрыть свое имя, но и из-за
желания подчеркнуть какую-то сторону
своего творчества, наделяя псевдоним выразительной семантикой. Тогда он
становится органичной частью художественного текста и для читателя и для
автора. Например, Козьма
Прутков (коллективный псевдоним А.К.Толстого и
братьев Жемчужниковых) , Максим Горький (А.М.Пешков), Саша Черный (А.М.Гликберг),
Демьян Бедный (Е.Д.Придворов), Андрей Белый (Б.Н.Бугаев).
Итак,
произведение существует как отдельный текст, имеющий границы, заключенный в
рамку: начало (заглавие) и конец. Текст воспринимается в линейной
последовательности знаков, рамочные компоненты отделяют его от всех остальных
текстов. Но у художественного произведения есть и другая рамка. Как единица
художественной литературы произведение функционирует как эстетический объект.
Чтение текста порождает в сознании читателя образы, представления предметов в
их целостности. Именно к этому стремится писатель, создавая произведение, - он
превращает слова и фразы в образы. Если это удается автору, то за текстом, за
словесной тканью, перед читателем возникает художественный мир произведения
(условный, образный), в котором создается новая действительность по законам
красоты и гармонии. Произведение, таким
образом, имеет двойную рамку: оно существует как условный мир, творимый автором, и отделенный
от реальной действительности условностью, и как текст, отграниченный от других
текстов.
В
общих чертах мы уже можем представить
себе, насколько сложен предмет изучения литературоведения – художественная
литература - и насколько сложна сама
наука о ней.
Литературоведение состоит из трех основных разделов, научных
дисциплин: история литературы, теория литературы и литературная критика. Они
отличаются друг от друга подходом к изучаемым явлениям художественной
литературы.
История
литературы – это наука, занимающаяся исследованием процесса возникновения и
развития художественной литературы. Историк литературы изучает памятники
фольклора, т.е. устного народного творчества, изучает творчество писателей в
хронологической последовательности, чтобы постичь процесс развития литературы
одного, нескольких народов, всей мировой литературы.
Творчество
писателя – это совокупность всех созданных им литературных произведений, и
историк литературы исследует не только
творчество писателя в целом, но и каждое созданное им произведение, а также
циклы произведений разных жанров. Кроме того, он занимается изучением процессов
взаимосвязей, взаимовлияний ряда национальных литератур. Его интересует
литературное произведение как
неразложимое, целостное единство, как индивидуальное и самоценное явление в
ряду других явлений. Изучая отдельные стороны произведения, он стремится
раскрыть его как целостность. Освещая произведение исторически, историк
литературы тем самым устанавливает связи между литературными явлениями и
определяет их значение в эволюции
литературы. В поле зрения историка попадают группировки литературных школ и стилей, их смена,
значение традиции в литературе и степень оригинальности отдельных писателей и произведений. История литературы
является отраслью общей истории культуры.
Теория литературы - дисциплина, которая систематизирует понятия о
специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их
историческом развитии, о целостности художественного произведения и его
функционировании, о закономерностях литературного процесса.
Теория
литературы подвергает литературные явления обобщению, то есть рассматривает их
не в своей индивидуальности, а как результат применения общих законов
построения литературных произведений. Каждое произведение сознательно
разлагается на его составные части, различаются приемы его построения. Каждый
прием изучается с точки зрения его художественной целесообразности, то есть
анализируется, зачем применяется данный прием и какой художественный эффект им
достигается.
Таким
образом, теория литературы – это наука, исследующая 4 круга проблем:
1.
она выявляет специфические свойства художественной литературы как словесного
вида искусства, занимается сопоставлением художественной литературы с другими
видами искусства;
2.
исследует закономерности литературного процесса, становления и развития методов
и направлений, систем литературных жанров, законы литературного развития;
3.теория
литературы определяет связи художественной литературы с жизнью общества,
проблемы народности, национального и интернационального, проблемы соотношения
мировоззрения и метода писателя и др.;
4.теоретики
литературы определяют приемы и принципы научного изучения произведений.
Литературная
критика-это наука, обращенная к современному литературному процессу. Слово
«критика» происходит от греческого «критикос» -
«судящий».
Литературный критик интерпретирует, то есть анализирует,
изучает только что вышедшее литературное произведение, дает ему оценку,
определяет его место и значение как в творчестве
писателя, так и в литературном процессе его народа, и в современном литературном процессе.
Литературный критик влияет на судьбу литературного произведения, на
формирование эстетических вкусов читателей, но для этого он сам должен быть
высоко эрудированным в области истории и теории литератур разных народов,
обладать эстетическим чутьем, отличаться гражданским мужеством.
Все
три основные научные дисциплины, составляющие литературоведение, тесно связаны
между собой. Историк литературы пользуется приемами анализа, разработанными
теоретиками. Теоретики литературы делают свои выводы, обобщения на основе
глубокого изучения национальной литературы.
Для
литературного критика необходимо знание истории и теории литературы.
II.
Вспомогательные науки – ряд научных дисциплин, помогающих литературоведу в его
научной работе, в экономии времени, облегчении поиска необходимой
литературы. К вспомогательным наукам
относятся: библиография литературоведения, историография литературоведения,
текстология с атрибуцией , палеография ( от лат.
«древний»).
1)
Библиография (от греч.«библио»
- книга, «графо» - «пишу», то есть «описание книг») занимается систематизацией,
упорядочением художественной и литературоведческой литературы. С этой целью в
библиотеках создаются каталоги, алфавитные и систематические, публикуются
библиографические справочники, указатели, «летописи» журнальных и газетных
статей, в которых сообщаются фамилии авторов, названия вышедших за последнюю
неделю книг и статей в центральных и местных издательствах по разным отраслям
знаний, в том числе и по филологическим наукам.
В
библиографических справочниках и указателях, которые издаются в виде книг, есть
сведения о типах изданий произведений писателя.
Известны
издания двух типов: массовые и научные. Массовые издания предназначены для
широкого круга читателей, содержат только художественный текст и иногда
небольшую вступительную статью.
Научный
тип издания осуществляется московским и ленинградским издательством «Наука».
Это издательство рассчитано на узкий круг специалистов, печатается небольшим тиражом.
При подготовке научного издания художественный текст тщательно сверяется с рукописью
автора, кроме того, публикуются, наряду с основным, каноническим (не
подверженным изменениям) текстом, отвергнутые автором варианты произведения.
Это издание обычно сопровождается подробными комментариями, примечаниями,
сведениями по истории печатного текста и снабжается большой основательной
статьей о произведении писателя и его творчестве в целом.
В
библиографических справочниках в алфавитном и хронологическом порядке указана
основная научная литература как о творчестве писателя в целом, так и об его отдельном
произведении. Библиографические справочники издаются редко (1 раз в
15-20 лет), поэтому источниками
информации о вновь вышедших произведениях и научной литературе становятся
«Летописи журнальных статей и рецензий»,
которые выходят раз в месяц, газета «Книжное обозрение».
II.
Историография литературоведения – это история литературоведения и его основных
разделов, т.е. история теории литературы, история истории литературы, история
литературной критики.
В
каждой серьезной научной работе обязательно содержится историографическое
введение. В нем исследователь кратко характеризует основные работы своих
предшественников по избранной теме и таким образом обосновывает новизну, важность своей работы,
определяет её задачи.
Текстология
– это наука о художественном тексте, о выявлении подлинного, канонического текста, наиболее
соответствующего воле автора. Текстологи освобождают текст от искажений,
опечаток, цензурных сокращений и восстанавливают подлинный текст. Работа
текстологов незаменима при подготовке текста и печати. К текстологии примыкает
наука атрибуция.
Атрибуция
– это наука по определению автора анонимных и псевдонимных произведений
(Вольтер - Фатима; Аврора Дюдеван – Жорж Санд).
Палеография
– это наука о древних рукописях. Она чем-то похожа на текстологию, но палеограф
имеет дело с рукописными текстами, в которых многое изменялось самими
переписчиками. Палеографы освобождают такие тексты от искажений переписчиков.
Смежными
относительно литературоведения науками называют совершенно самостоятельные
науки, имеющие свои задачи, но
соприкасающиеся с литературоведением.
Во-первых, значительную группу смежных
наук образуют науки лингвистические – это история языка, морфология, семантика,
синтаксис, лексика, диалектология и т.д. Смежными они
являются потому, что объектом их изучения является
словесность.
Во-вторых, художественная литература – это вид
искусства, поэтому наука о литературе может соприкасаться с науками о других
видах искусств, т.е. теорией и историей
живописи, с художественной критикой, историей и теорией музыки, музыкальной
критикой, историей театра, историей
искусства кино – всё это необходимо и очень важно для литературоведа.
Кроме того, литературовед должен быть
знаком с данными науки эстетики. Эстетика – наука об общих законах развития
искусств. Эстетика изучает формы проявления эстетического, чувственно
воспринимаемого в разных сферах жизни, в
том числе и в литературе.
Художественная литература – это такой вид
искусства, который тесно связан с процессами и явлениями общественной жизни.
Поэтому наука о художественной литературе непосредственно связана с науками об
обществе: с историей народа, на языке которого написано произведение, этнографией
(наукой об обычаях и нравах народа), философией - наукой о наиболее общих законах общества и
природы, социологией искусства, политэкономией. Литературоведам необходимы
сведения по генетике (наука о наследственности), психологии.
В
последние десятилетия всё большее применение в литературоведении находят точные
методы анализа литературных явлений (математический, аналитический методы), с
помощью машин возможно выполнение ряда основных и вспомогательных
литературоведческих задач. С помощью ЭВМ проводится анализ повторяющихся
явлений в стихотворных произведениях и произведениях устного народного
творчества. С помощью ЭВМ ускоряется во много раз работа по составлению
библиографических справочников, указателей, осуществляются социологические
исследования популярности литературных произведений, решаются также некоторые
текстологические задачи.