Лекция 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

7.1 Понятие информационной безопасности

7.2 Жизненно важные интересы в информационной сфере

7.3 Защита информации

7.4 Информационные войны и информационное оружие

 

7.1 Понятие информационной безопасности

 

Безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Жизненно важные интересы определяются как совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества, государства. Угроза безопасности определяется как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Обеспечение безопасности – проведение единой государственной политики в этой сфере и система мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, направленных на выявление и предупреждение угроз.

В Концепции национальной безопасности РФ введено понятие национальных интересов как со­вокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства. При этом ограничен перечень областей, национальные интересы в которых определяют предмет национальной безопасно­сти: в области экономики, в социальной, внутриполитической, международной, информационной сферах, в области военной (обо­ронной), пограничной и экологической безопасности.

Интересы личности определены в Концепции как полное обеспечение конституционных прав и свобод, личной безопас­ности, повышение качества и уровня жизни, физическое, духов­ное и интеллектуальное развитие.

Интересы общества установ­лены в упрочении демократии, создании правового государства, достижении и поддержании общественного согласия, духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыбле­мости конституционного строя, суверенитета и территориаль­ной целостности России, в политической, экономической и со­циальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии международного со­трудничества.

В Законе РФ «Об участии в международном информационном обмене» (утратил силу) информационная безопасность определялась как состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

В Доктрине информационной безопасности РФ информа­ционная безопасность Российской Федерации определяется как состояние защищенности ее национальных интересов в информа­ционной сфере, определяющихся совокупностью сбалансирован­ных интересов личности, общества и государства.

Доктриной информационной безопасности РФ предусмотрена необходимость разработки основных направлений государственной политики в данной области, а также мероприятий и механизмов, связанных с ее реализацией.

В числе первоочередных мер, направленных на обеспечение информационной безопасности, в Доктрине, в частности, названы[1]:         

·     принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

·    повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан;

·    развитие инфраструктуры единого информационного пространства России;

·    создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства.

В качестве некоторых общих методов обеспечения информационной безопасности Доктриной предполагаются:

·        обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи, определяющих ее безопасность, и в первую очередь, в области создания специализированной вычислительной техники для образцов вооружения и военной техники;

·        законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи.

В соответствии с ФЗ «О безопасности» и содержанием Концепции национальной безопасности РФ под информацион­ной безопасностью будем понимать состояние защищенности жиз­ненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

В результате сопоставительного анализа области информационной безопасности информационной сферы с учетом положений Доктрины информационной безопасности и норм информационного законодательства  в этой области можно выделить три основных направления правовой защиты объектов в информационной сфере (правового обеспечения информационной безопасности):

1.     Первое направление. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивого развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации (Институт массовой информации. Институт документированной информации. Нормы УК РФ. Нормы КоАП РФ).

2.    Второе направление. Защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личной тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц (Институт документированной информации. Институт государственной тайны. Институт коммерческой тайны. Институт персональных данных. Другие виды тайн. Нормы УК РФ. Нормы КоАП РФ. Нормы ГК РФ).

3.    Третье направление. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации (Институт интеллектуальной собственности. Институт документированной информации. Нормы УК РФ. Нормы КоАП РФ. Нормы ГК РФ).

 

7.2 Жизненно важные интересы в информационной сфере

 

Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, прин­ципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности РФ.

На основе анализа положений, содержащихся в доктринальных и нормативных правовых документах, можно выделить сле­дующие жизненно важные интересы в информационной сфере[2]:

     для личности:

1.     соблюдение и реализация конституционных прав и свобод че­ловека и гражданина на поиск, получение, передачу, производст­во и распространение объективной информации;

2.    реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации, обеспечивающей личную безопас­ность;

3.    использование информации в интересах не запрещенной за­коном деятельности, физического, духовного и интеллектуально­го развития;

4.    защита права на объекты интеллектуальной собственности;

5.    обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от не­осознаваемой человеком вредной информации;

     для общества:

1.     обеспечение интересов личности в информационной сфере; построение правового социального государства;

2.    упрочение демократии, построение информационного обще­ства;

3.    духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравствен­ности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духов­ных традиций Отечества, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности; достижение и поддержание общественного согласия;

4.    предотвращение манипулирования массовым сознанием;

5.    приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала;

    для государства:

1.     создание условий для реализации интересов личности и обще­ства в информационной сфере и их защита;

2.    формирование институтов общественного контроля за орга­нами государственной власти;

3.    безусловное обеспечение законности и правопорядка;

4.    создание условий для гармоничного развития российской ин­формационной инфраструктуры;

5.    формирование системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;

6.    защита государственных информационных систем и государ­ственных информационных ресурсов, в том числе государствен­ной тайны;

7.    защита единого информационного пространства страны;

8.    развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

К основным задачам в области обеспечения информационной безопасности относятся:

1.     формирование и реализация единой государственной полити­ки по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализации конституционных прав и свобод граждан в сфере информационной деятельности;

2.    разработка и создание механизмов формирования и реализа­ции государственной информационной политики России, в том числе разработка методов повышения эффективности участия

3.    государства в формировании информационной политики госу­дарственных телерадиовещательных организаций, других госу­дарственных средств массовой информации;

4.    совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности;

5.    определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления и ответственности их должностных лиц, юридических лиц и граждан в области обеспечения инфор­мационной безопасности;

6.    развитие и совершенствование системы обеспечения инфор­мационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Россий­ской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам; координация деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности;

7.    совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с уче­том вхождения России в глобальную информационную инфра­структуру;

8.    проведение единой технической политики в области обеспе­чения информационной безопасности Российской Федерации; разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств; разви­тие стандартизации информационных систем на базе общепри­знанных международных стандартов и их внедрение для всех видов информационных систем;

9.    обеспечение технологической независимости Российской Фе­дерации, развитие отечественной индустрии телекоммуникацион­ных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;

10.          развитие научно-практических основ обеспечения информаци­онной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»;

11.  разработка современных методов и средств защиты информа­ции, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего, используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными про­изводствами;

12. создание и развитие современной защищенной технологиче­ской основы управления государством в мирное время, в чрезвы­чайных ситуациях и в военное время;

13. защита государственных информационных ресурсов, прежде всего в федеральных органах государственной власти, на пред­приятиях оборонного комплекса, в том числе государственной тайны;

14.создание условий для успешного развития негосударственно­го компонента в сфере обеспечения информационной безопасно­сти, осуществления эффективного гражданского контроля за деятельностью органов государственной власти;

15. защиты культурного и исторического наследия (в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных объектов);

16.сохранение традиционных духовных ценностей при важней­шей роли Русской православной церкви и церквей других кон­фессий;

17. пропаганда средствами массовой информации элементов на­циональных культур народов России, духовно-нравственных, ис­торических традиций, норм общественной жизни и передового опыта подобной пропагандистской деятельности;

18.          повышение роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного общения народов России и госу­дарств — участников СНГ;

19.создание оптимальных социально-экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности и фун­кционирования учреждений культуры;

20.         противодействие угрозе развязывания противоборства в ин­формационной сфере;

21. создание единой системы подготовки кадров в области обес­печения информационной безопасности;

22.         организация международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности при интеграции России в мировое информационное пространство на условиях равноправного парт­нерства.

Представляется, что юридическая наука в той или иной мере должна принимать участие в решении всех задач и реализации соответствующих целей, однако ее приоритет, решающая роль просматривается в двух областях:

-      во-первых, в определении разумного баланса между правом субъектов на свободное получение информации путем ее сбора или доступа к имеющимся ресурсам и правом субъектов на уста­новление ограничений в указанных действиях со стороны иных лиц по отношению к сведениям, обладателями которых они яв­ляются,

-      во-вторых, в разработке и реализации правовых мер защиты информации, доступ к которой должен ограничиваться по право­мерным основаниям, а также в обеспечении сохранности инфор­мационных ресурсов.

 

7.3 Защита информации

 

Для более глубокого понимания проблемы определим еще два понятия: безопасность информации и защита информации.

Понятие «безопасность информации» распадается на две со­ставляющие:

-      безопасность  содержательной  части  (смысла)  информа­ции— отсутствие в ней побуждения человека к негатив­ным действиям, умышленно заложенных механизмов нега­тивного воздействия на человеческую психику или нега­тивного воздействия на иной блок информации (например, информация, содержащаяся в программе для ЭВМ, име­нуемой компьютерным вирусом);

-      защищенность информации от внешних воздействий (по­пыток   неправомерного   копирования,   распространения, модификации (изменения смысла) либо уничтожения.

Таким образом, защита информации входит составной частью в понятие безопасность информации.

Статьей 16 (ч. 1) Закона об информации устанавливается следующее.

Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного дос­тупа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирова­ния, предоставления, распространения, а также от иных неправо­мерных действий в отношении такой информации;

2)  соблюдение конфиденциальности информации ограничен­ного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.

Следует отметить, что в целом проблема информационной безопасности включает, наряду с задачами обеспечения защи­щенности информации и информационных систем, еще два ас­пекта:

-      защиту от воздействия вредоносной информации,

-      обеспечение принятия обоснованных решений с максималь­ным использованием доступной информации.

Обеспечение информационной безопасности призвано решать следующие основные задачи[3]:

1.     выявление, оценка и предотвращение угроз информационным системам и информационным ресурсам;

2.    защита прав юридических и физических лиц на интеллекту­альную собственность, а также сбор, накопление и использование информации;

3.    защита государственной, служебной, коммерческой, личной и других видов тайны.

Угрозы информационным системам и информационным ре­сурсам можно условно разделить на четыре основные группы:

1.     программные — внедрение «вирусов», аппаратных и про­граммных закладок; уничтожение и модификация данных в информационных системах;

2.    технические, в т.ч. радиоэлектронные, — перехват инфор­мации в линиях связи; радиоэлектронное подавление сиг­нала в линиях связи и системах управления;

3.    физические — уничтожение средств обработки и носите­лей информации; хищение носителей, а также аппаратных или программных парольных ключей;

4.    информационные — нарушение регламентов информаци­онного обмена; незаконные сбор и использование инфор­мации; несанкционированный доступ к информационным ресурсам; незаконное копирование данных в информаци­онных системах; дезинформация, сокрытие или искаже­ние информации; хищение информации из баз данных.

Противостоять этим угрозам можно на основе создания и вне­дрения эффективных систем защиты информации. Причем реше­ние задачи создания таких систем должно быть реализовано на основе системного подхода по следующим причинам.

Во-первых, для эффективной защиты информационных ре­сурсов требуется реализация целого ряда разнородных мер, кото­рые можно разделить на три группы: юридические, организаци­онно-экономические и технологические. Все они базируются на следующих принципах:

нормативно-правовая база информационных отношений в обществе четко регламентирует механизмы обеспечения прав граждан свободно искать, получать, производить и распростра­нять информацию любым законным способом;

интересы обладателей информации охраняются законом;

засекречивание (закрытие) информации является исключени­ем из общего правила на доступ к информации;

ответственность за сохранность информации, ее засекречива­ние и рассекречивание персонифицируются;

специальной заботой государства является развитие сферы информационных услуг, оказываемых населению и специалистам на основе современных компьютерных сетей, системы общедос­тупных баз и банков данных, содержащих справочную информа­цию социально-экономического, культурного и бытового назна­чения, право доступа к которым гарантируется и регламентирует­ся законодательством.

Во-вторых, разработкой мер защиты применительно к каждой из трех групп должны заниматься специалисты из соответствую­щих областей знаний. Естественно, что каждый из указанных спе­циалистов по-своему решает задачу обеспечения информационной безопасности и применяет свои способы и методы для достиже­ния заданных целей. При этом каждый из них в своем конкрет­ном случае находит свои наиболее эффективные решения. Одна­ко на практике совокупность таких частных решений не дает в сумме положительного результата — система безопасности в целом работает неэффективно.

Применение в этих условиях системного подхода позволяет определить взаимные связи между соответствующими определе­ниями, принципами, способами и механизмами защиты. Причем понятие системности в данном случае заключается не просто в создании соответствующих механизмов защиты, а представляет собой регулярный процесс, осуществляемый на всех этапах жиз­ненного цикла информационной системы.

 

7.4 Информационные войны и информационное оружие

 

Осознание значимости информации для жизни человечества на новом качественном уровне в целом и построение коммуникаций, основанных на компьютерных технологиях в частности, сделали актуальным формирование новой стратегии силового противо­борства между государствами — стратегии информационных войн.

По определению, данному Г.В. Емельяновым и А.А. Стрель­цовым, под информационной войной понимается «особый вид отношений между государствами, при котором для разрешения существующих межгосударственных противоречий используют­ся методы, средства и технологии силового воздействия на ин­формационную сферу этих государств»[4].

Информационная война представляет со­бой совокупность запланированных, взаимосвязанных инфор­мационных операции, успешное выполнение которых приво­дит к достижению цели, как правило, заключающейся во взя­тии под контроль системы управления противника (государства) или слому этой системы управления и замены ее на другую — контролируемую[5].

Информационная война ведется с информационными систе­мами, поведение которых может быть изменено путем внедрения в них соответствующих моделей мира. В данном случае к назван­ным информационным системам относятся люди, народы и тех­нические средства, функциональные возможности которых могут быть откорректированы за счет скрытной модификации в них про­граммного обеспечения. В зависимости от объекта информацион­ного воздействия информационные операции, являющиеся частью информационной войны, условно разделяют на операции, проводящиеся в гуманитарной и технической сферах. Подобное разделение имеет смысл потому, что подготовка и проведение информационной операции в гуманитарной или технической сфере требует привлечения разных специалистов. Что же касается веде­ния информационной войны, то в ней информационные опера­ции всегда дополняют друг друга.

История информационных войн в так называемом «чистом виде» включает следующие войны, как правило, завершившиеся либо революцией, либо путчем:

1.  Революция «Солидарности» в Польше (1989);

2.  «Бархатные» революции в странах Восточной Европы (1989);

3. Августовский путч в СССР (1991);

4. Агрессия в Югославии (2000);

5.  «Революция роз» в Грузии (2003);

6.  «Оранжевая революция» в Украине (2004).

7. Гуманитарная катастрофа в Южной Осетии (2008).

История войн неразрывно связана с историей развития соот­ветствующего оружия и технологий его применения.

Эта история может быть рассмотрена с позиции развития как гуманитарной, так и технической составляющей:

-      история оружия в гуманитарной сфере — это история СМИ и технологий скрытного управления человеком (гипноз, реклама, специальные учения, НЛП-программирование и т.п.);

-      история оружия в технической сфере — это история программ­ных средств скрытого информационного воздействия (вирусы, закладки) и информационных технологий их применения.

Г.В. Емельянов и А.А. Стрельцов под информационным ору­жием предлагают понимать «специальные средства, технологии и информацию, позволяющие осуществлять «силовое» воздей­ствие на информационное пространство общества и привести  к значительному ущербу политическим, оборонным, экономи­ческим и другим жизненно важным интересам государства».

С.П. Расторгуев определяет понятие «информационное оружие» как «открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью по­лучения определенного выигрыша в материальной сфере»[6].

Остановимся поподробнее на специфических средствах, име­нуемых информационным оружием. Г.В. Емельянов и А.А. Стрель­цов предлагают следующую классификацию информационного оружия, подразделяя его на:

     стратегическое — совокупность информации, техноло­гий и средств реализации технологий, способных нанести неприемлемый ущерб политическим, экономическим и военным интересам страны, а также структурам, обра­зующим ее стратегический потенциал, в рамках стратеги­ческой операции вооруженных сил государства;

     оперативное — совокупность видов информационного оружия, способного обеспечить решение важных задач при проведении операции вооруженных сил на опреде­ленном театре военных действий;

     тактическое — совокупность видов информационного оружия, способного обеспечить решение важных задач в ходе боевых действий или боя.

Представленная классификация отражает уровень масштабно­сти применения информационного оружия. Например, есть меры негативного информационного воздействия, которые целесооб­разно применять только в стратегическом масштабе, как то: по­давление теле- и радиопередающих центров государства-против­ника и организация вещания нужной нападающей стороне ин­формации.

Компьютерные вирусы, логические бомбы и т.п. средства мо­гут применяться как на тактическом, так и на оперативном и стратегическом уровнях — природа их воздействия на инфор­мационные системы от этого не изменяется.

К видам информационного оружия, которое воздействует непо­средственно на информацию и программное обеспечение ЭВМ, можно отнести специальные компьютерные программы или части программ, именуемые компьютерными вирусами и логическими бомбами.

Компьютерный вирус — это специально созданная, как пра­вило, небольшая по объему программа для ЭВМ, целью которой является разрушение хранимой в ЭВМ информации и прог­раммного обеспечения. Компьютерный вирус воздействует не­посредственно на информацию, на ее содержательную часть, увеличивает степень энтропии (хаоса) в определенном объеме сведений.

Диспозиция ст. 273 УК РФ выделяет следующие вредонос­ные последствия воздействия компьютерных вирусов на ин­формацию: уничтожение, блокирование, модификация, копиро­вание.

Комментарий к УК РФ[7] понимает под уничтожением компь­ютерной информации ее стирание в памяти ЭВМ, оговаривая при этом, что уничтожением информации не является переименова­ние файла, а также само по себе автоматическое «вытеснение» старых версий файлов последними по времени.

По мнению автора, под уничтожением информации, помимо вышеуказанного, следует понимать и разрушение смысловых связей в отрезке информации, в результате чего он превращается в хаотический набор символов, если восстановление таких связей с помощью той же программы невозможно. Такая оговорка не­обходима потому, что в таком случае к вирусам можно отнести программы, осуществляющие криптографическое преобразова­ние информации с целью ее защиты от неправомерного ознаком­ления. Цель таких программ — превращение отрезка сведений в псевдослучайную последовательность символов с возможно­стью, однако, однозначно восстановить ранее преобразованные (зашифрованные) сведения.

Под блокированием компьютерной информации понимается искусственное затруднение доступа пользователей к ней, не свя­занное с ее уничтожением.

Под модификацией компьютерной информации понимается внесение в нее любых изменений, кроме связанных с адаптацией программы для ЭВМ и базы данных.

Надо полагать, что модификация подразумевает все же не полное лишение отрезка информации смысла, а целенаправлен­ное изменение смысла, приводящее либо к ложным выводам, либо к неправильному функционированию программы, если от­резком информации является программа для ЭВМ.

И, наконец, под копированием компьютерной информации следует понимать повторное однозначное устойчивое запечатление отрезка информации на машинном или ином материальном носителе (воспроизведение отрезка информации на экране мони­тора с дискеты без перезаписи на другую дискету, на винчестер либо распечатки через принтер копированием информации при­знать нельзя).

Характерным признаком всех компьютерных вирусов, имею­щим значение при оценке относимости той или иной программы к этому виду, также является их способность к самостоятельному, без дополнительной команды извне, копированию самой себя («размножения»), а также прикреплению к иным программам в целях переноса по сетям к другим ЭВМ.

Под логической бомбой (программной закладкой) принято по­нимать включение в состав программы для ЭВМ некоторой после­довательности команд, которые активизируются при определенных условиях (внешний сигнал, выполнение основной программой конкретной операции, наступление определенного времени и т.п.) и блокируют либо видоизменяют программу. Логической бомбой может быть «дремлющий» вирус, который активизируется в строго определенное время (например, вирус «Пятница, 13», который начинает действовать только при совпадении 13-го числа кален­дарного месяца с пятницей как днем недели).

Разновидностью логической бомбы является так называемый троянский конь (мифологическая аналогия), представляющий со­бой подпрограмму, которая действует точно так же, как и логиче­ская бомба, только не автономно, а под внешним управлением со стороны злоумышленника. «Троянские кони» характерны для компьютерных сетей, к которым способны подключаться посто­ронние пользователи. «Троянские кони» заставляют основную программу выполнять незапланированные ранее функции (на­пример, стирать регистрационную информацию, которая должна храниться, и т.п.).

В специальной литературе выделяются и такие вредоносные программы, как сетевые шпионы и сетевые черви. У сетевого шпиона основная задача — перехват определенной информации в сети и передача ее на нужный сервер, а оттуда — на определен­ную рабочую станцию. У сетевого червя несколько иная зада­ча — получение возможности управлять удаленным компьюте­ром, подключенным к сети. Существует мнение, что сетевой червь представляет собой паразитный процесс, который потреб­ляет (истощает) ресурсы системы. Червь может также приводить к разрушению программного обеспечения.

К специфическим видам информационного оружия, которые воздействуют одновременно на информацию, программное обес­печение и на микроэлектронику, являются генераторы электро­магнитных импульсов, иногда именуемые также трансформа­торными бомбами. Такие устройства устанавливаются поблизо­сти от вычислительных центров, помещений, где установлены серверы, и генерируют импульсы большой мощности, которые создают паразитные наводки в соединительных цепях ЭВМ, раз­рушающие информацию и программное обеспечение, а в ряде случае микросхемы.

К специфическим способам ведения информационной войны также относятся:

     радиоэлектронная борьба (электронное подавление), ко­торая заключается в создании помех средствам связи про­тивника и его радиолокационным средствам;

     хакерская война, суть которой сводится к организации атак на вычислительные системы и сети, осуществляемых специально обученными лицами — хакерами (компью­терными взломщиками), которые в состоянии проникнуть через системы защиты компьютерной информации с це­лью добычи нужных сведений либо выведения из строя программного обеспечения;

     кибернетическая война, суть которой заключается не в ведении реальных боевых действий, наносящих ущерб противнику, а в создании моделей, имитирующих такие действия. Близкое к реальной действительности кибернетическое моделирование боевой обстановки позволяет не только сэкономить средства на обучение и тренировки личного состава вооруженных сил, но и опробовать но­вые тактические приемы, не подвергая опасности солдат. До появления возможности моделировать боевую обста­новку в компьютерной среде (кибернетической среде) такие учебные тренировки именовались штабными игра­ми и широко использовались в практической деятельно­сти армий и флотов всех крупных государств. Существу­ет также мнение, что кибернетическая война реализуется в виде информационного терроризма, проявляющегося как разрозненные случаи насилия в отношении специ­ально выбранных целей; смысловых атак, направленных на изменение алгоритмов работы информационных сис­тем, и т.п.

Анализируя вышеизложенное, мы можем сделать вывод о том, что усложнение процессов информационного общения меж­ду людьми, автоматизация управления промышленными объек­тами, транспортом и энергетикой породили новые возможности целенаправленного негативного воздействия, которые могут осу­ществлять как недружественные государства, так и отдельные группировки преступной направленности либо отдельные лица. Реализацию такой возможности принято именовать информаци­онным терроризмом. Один квалифицированный хакер способен нанести ущерб, сопоставимый с боевой операцией, проведенной войсковым соединением. При этом территориальное расположе­ние государств, создающее естественные препятствия для прове­дения традиционных операций, не является преимуществом при информационных атаках. Для разработки информационного ору­жия не требуется построение заводов, его создание как государ­ствами, так и частными лицами невозможно пока поставить под эффективный контроль.

Следовательно, необходимо сформировать такую организаци­онно-правовую систему, которая смогла бы координировать раз­витие информационной инфраструктуры нашей страны в целях предотвращения либо максимальной локализации последствий информационной  войны или отдельных эпизодов применения  информационного оружия.

Следовательно, необходимо сформировать такую организаци­онно-правовую систему, которая смогла бы координировать раз­витие информационной инфраструктуры нашей страны в целях предотвращения либо максимальной локализации последствий информационной  войны или отдельных эпизодов применения  информационного оружия.

 



[1] Доктрина информационной безопасности Утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр.- 895 // РГ. 2000. 28 сентября.

[2] Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. С. 436-438.

[3] Домарев В.В. Энциклопедия безопасности информационных технологий. Методология создания систем защиты информации. Киев.: ООО «ТИД «ДС», 2001.

[4] См. Емельянов Г.В., Стрельцов А.А. Информационная безопасность России. Учебное пособие. Под ред. Прохожева А.А. М.: Всероссийский научно-технический информационный центр.2000. С. 34.

[5] Основы информационной безопасности: уч. пособие для студентов вузов / С.П. Расторгуев. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 113.

[6] Расторгуев СП. Информационная война как целенаправленное ин­формационное воздействие информационных систем // Информационное общество. М„ 1997. 1. С. 64, 65.

[7] Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева М., 1996. С. 415.