Лекция 4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

4.1  Понятие информационных правоотношений

4.2  Информационно-правовые нормы: общая характеристика

4.3 Виды информационных правоотношений

 

4.1  Понятие информационных правоотношений

В юридической науке нет общепризнанного определения информационного правоотношения (ИПО), его содержания и структуры.

Так, В. А. Копылов понимает под информационным правоотношением «урегулированное информационно-правовой нормой информационное общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных информационно-правовой нормой»[1].

М. М. Рассолов дает предельно обобщенное определение информационно-правовым отношениям, считая, что к таковым «относятся те общественные отношения, которые отражены в нормах информационного права и регулируются им»[2].

А. А. Стрельцов вообще игнорирует категорию правоотношения и утверждает, что «регулируемые правом общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия субъектов с целью удовлетворения их интересов в обладании необходимой информацией, в передаче части имеющейся информации другим субъектам, а также в сохранении в неизвестности оставшейся части информации» - это не информационные правоотношения, а «информационные отношения»[3].

Нормы информационного права регулируют наиболее важные, принципиальные группы общественных отношений, которые имеют существенное значение для интересов государства, общества и личности. Это прежде всего отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации. Не всякое общественное отношение, сложившееся в связи с поиском, получением, передачей, производством, распространением, преобразованием и потреблением информации, выступает в форме информационного правоотношения. Причинами тому являются, во-первых, нецелесообразность правового вмешательства в отдельные сферы жизнедеятельности и, во-вторых, невозможность внешнего контроля за исполнением тех либо иных нормативных предписаний в силу специфики объекта регулирования. Например, невозможно урегулировать нормами права процесс творчества, установить порядок создания произведения или запретить с положительным эффектом распространение анекдотов.

В форме информационных правоотношений выступают те реальные общественные отношения, которые урегулированы нормами информационного законодательства либо искусственно сформировались в результате такого регулирования.

Следовательно, информационное правоотношение в широком смысле есть реальное общественное отношение, урегулированное нормами информационного права.

К основным элементам информационного правоотношения относятся:

а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов;

б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений;

в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения;

г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.

Под субъектами информационных правоотношений понимаются физические и юридические лица, а также публичные образования, являющиеся носителями предусмотренных информационным законодательством прав и обязанностей.

Под объектами информационных правоотношений понимаюм блага, существующие в формах информации, документированной информации и информационных систем, по поводу которых возникает и осуществляется деятельность участников этих правоотношений. При этом информация является благом особого рода, а документированная информация и информационные системы  - благами материальными.

 

4.2  Информационно-правовые нормы: общая характеристика

 

          Особенность информационно-правовых норм состоит в том, что они регулируют обособленные группы общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы.

Информационно-правовым нормам присущи все основные, характерные черты норм, составляющих правовую систему. Как и нормы других отраслей права, они содержат описания правил поведения )или алгоритмов поведения), которые устанавливаются государством в определенном порядке, форме и вводятся в действие в установленный законодателем срок. Информационно-правовые нормы задают содержание прав и обязанностей субъектов – участников правоотношений, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Совокупность норм информационного права формируется на основе конституционных информационно-правовых норм, которые регулируют отношения, связанные с реализацией информационных прав и свобод. Это, в первую очередь, право каждого на производство, распространение, получение, поиск и потребление информации законным способом, право на свободное творчество, преподавание, другую интеллектуально защищаемую законом деятельность.

В зависимости от их содержания информационно-правовые нормы могут быть материальными и процессуальными

Материальные информационно-правовые нормы устанавливают структуру элементов и частей информационной сферы. Они определяют содержание государственной политики в информационной сфере, закрепляют комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников информационных процессов, в том числе материальное содержание юридических прав и обязанностей участников информационных правоотношений. Эти нормы устанавливают правовой статус субъектов в информационной сфере в части их обязанностей и ответственности за организацию и обеспечение процессов обращения информации, в том числе за формирование информационных ресурсов и предоставление пользования ими в соответствии с действующим законодательством.

Процессуальные информационно-правовые нормы по своему назначению регламентируют процедуру (порядок, правила) реализации обязанностей и прав, установленных материальными информационными нормами в рамках регулируемых информационных отношений. Так, этими нормами устанавливается порядок лицензирования и сертификации в информационной сфере, формирования информационных ресурсов, поиска и получения информации из этих ресурсов, другие процедуры правового регулирования общественных отношений в информационной сфере.

Как и нормы других отраслей права, информационно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникать информационные правоотношения, и указывает на круг субъектов – участников этих правоотношений. Например, при установлении порядка получения информации от госструктур определяются условия обращения потребителя к этому органу и выдачи информации этим органом.

Диспозиция содержит предписание о том, как должны поступать субъекты правоотношений, устанавливаются их права и обязанности.

Санкция осуществляет защиту прав и обеспечение исполнения установленных правил. Санкции информационно-правовых норм весьма разнообразны. В зависимости от вида информации, характера нанесенного ущерба, условий возникновения правонарушения это могут быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность. В конкретной статье НПА могут не присутствовать все три составляющих информационно-правовой нормы. Однако они могут содержаться либо в других статьях данного акта, либо в других актах.

Информационно-правовые нормы могут классифицироваться в зависимости от способов их воздействия на субъектов правоотношений. Здесь действуют две группы норм – диспозитивные и императивные.

Диспозитивные информационно-правовые нормы применяются при регулировании отношений в области защиты нематериальных благ, имущественных прав, личных неимущественных прав в информационной сфере. Это – достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, связанные с производством, преобразованием и потреблением информации. Диспозитивные информационно-правовые нормы имеют свою специфику, определяемую особенностями и юридическими свойствами информации и информационных объектов, что отличает их от других норм диспозитивного характера.

Императивные информационно-правовые нормы устанавливают, в первую очередь, обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий информационных прав граждан на информацию и исполнения этими органами своей компетенции в этой части. Устанавливают функции и компетенцию органов гос. власти в области информационной безопасности, по формированию государственных (муниципальных) информационных ресурсов, по созданию государственных информационно-телекоммуникационных систем и других подобных информационных систем органов местного самоуправления. Обеспечивают регулирование отношений по поводу ответственности за правонарушения в информационной сфере. В эту группу входят также нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов персональных данных, установление гос. политики в информационной сфере, защиту прав потребителей информации в информационной сфере и другие аналогичные нормы.

Примером императивных информационно-правовых норм могут быть: нормы- определения (дефиниции), нормы-цели, нормы-принципы, нормы-запреты, компетенционные нормы, императивные (содержат однозначные предписания и закрепляющие обязанности государственных органов, учреждений, предприятий и граждан).

Информационно-правовые нормы можно классифицировать по сфере их применения (по масштабу действия):

-       нормы федерального уровня и действия;

-       нормы субъектов РФ;

-       нормы органов местного самоуправления.

По объему регулирования информационно-правовые нормы подразделяются на нормы:

-       общего действия, распространяющие действие на все сферы и отрасли правового регулирования, регламентирующие важнейшие стороны информационной деятельности. Это, в первую очередь, статутные нормы, устанавливающие обязанности органов гос. власти и местного самоуправления по исполнению ими конституционных обязанностей по предоставлению информации потребителям;

-       межотраслевые, регулирующие информационные отношения, возникающие между группами гос. органов, по обеспечению информационных процессов;

-       отраслевые, действующие в пределах сферы ведения конкретного органа гос. власти;

-       на уровне органа местного самоуправления, действующие в пределах территорий.

 

4.3 Виды информационных правоотношений

 

В информационном праве в зависимости от функций права различаются регулятивные и охранительные информационные правоотношения.

Регулятивные ИПО связаны с дозволенной деятельностью по поиску, получению, передаче, производству и распространению информации. Например, правоотношения, складывающиеся в связи с доступом физических и юридических лиц к информации (ст. 8 ФЗ №149). Данные правоотношения возникают из правомерных действий лиц, участвующих в процессе доступа.

Охранительные ИПО возникают в связи с совершенными правонарушениями. Так, за воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации, виновные лица несут ответственность, согласно ст. 13.16 КоАП. Данные правоотношения возникают тогда, когда имеют место незаконные ограничения прав средств массовой информации.

В зависимости от содержания  информационные правоотношения дифференцируют на материальные и процедурные информационные правоотношения.

Материальные ИПО складываются по поводу реализации прав и обязанностей субъектов данных отношений. Примерами подобного рода правоотношений могут служить отношения, возникшие в результате реализации журналистом права быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации (ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации») либо в результате реализации права гражданина или организации на опровержение не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений (ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Процедурные ИПО складываются по поводу процедуры их возникновения, изменения или прекращения. Например, при оформлении граждан на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям (раздел 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне).

В зависимости от структуры связи между субъектами информационных правоотношений они делятся на абсолютные и относительные.

В абсолютных ИПО управомоченному субъекту противостоит неопределенное количество пассивно обязанных лиц, которые не вправе чинить никаких препятствий в реализации юридических возможностей управомоченного.

        Примером абсолютного информационного правоотношения может служить правоотношение, складывающееся между обладателем секрета производства, наделенного исключительным правом на его использование и третьими лицами (п. 1 ст. 1466 ГК РФ, п.1 ст. 1229 ГК РФ).

Что касается абсолютных правоотношений собственности, возникающих по поводу информационных ресурсов, то их нельзя отнести к информационным в силу прямого указания законодателя, содержащегося в п. 5 ст. 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с указанным пунктом право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

В относительных ИПО управомоченному субъекту в качестве обязанных противостоят точно поименованные лица. Таковы, например, отношения между работником и работодателем, складывающиеся по поводу персональных данных работника (гл. 14 Трудового кодекса РФ).

Классификация информационных правоотношений может проводится на основе анализа поведения субъектов в информационных процессах в информационной сфере. Инфосфера может быть разделена на предметные области, в которых и возникают информационные правоотношения между субъектами, при осуществлении информационных процессов с различными  видами  информации. Основными группами информационных правоотношений здесь выступают:

1. Информационные правоотношения, возникающие при осуществлении поиска, получения и потребления информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.

Такие права и обязанности возникают у потребителей информации, действующих в одноименной области информационной сферы, и производителей информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и информационных услуг, осуществляющих деятельность в соответствующих одноименных областях модели информационной сферы.

Субъекты – потребители информации, действуя в данной области, реализуют свое конституционное право на поиск и получение информации любого вида и формы представления за исключением информации ограниченного доступа, порядок получения которой регламентируется особо. Они вступают в правоотношения с теми производителями информации, информационных объектов, которые действуют по исполнение возложенных на них обязанностей по производству и распространению информации (это главным образом гос. структуры и органы местного самоуправления), а также с производителями информации – авторами произведений или собственниками информационных объектов.

При этом потребители информации несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за неправомерное использование полученной информации.

2. Информационные правоотношения, возникающие при производстве, передаче и распространении информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг.
          Характер и особенности прав и обязанностей, возникающих при производстве, передаче и распространении информации, во многом определяются видом и формой предоставления производимой информации.

а)   открытая информация как объект гражданских правоотношений (литературные и научные произведения, патенты и авторские свидетельства, информационные ресурсы, продукты и услуги в форме составных произведений, баз и банков данных, другая информация, создаваемая в порядке творчества или с целью извлечения прибыли). Основную группу здесь составляют отношения гражданско-правового плана, связанные с защитой личных неимущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также отношения административно-правового плана в части осуществления органами гос. власти и местного самоуправления обязанностей по информированию потребителей;

б)   массовая информация (информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителю. Большая часть информационных правоотношений в данной области носит конституционно-правовой и административно-правовой характер;

в)   официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, также их официальные переводы). Это отношения конституционного и административно-правового характера, которые проявляются при подготовке законов и иных НПА органами гос. власти в порядке реализации установленной для них компетенции;

г)    обязательно предоставляемая документированная информация (обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, предоставляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация). Здесь проявляются отношения административно-правового свойства, возникающие при подготовке и предоставлении такой информации соответствующими субъектами в порядке подготовки отчетной и иной представляемой информации, а также обязанностей органов исполнительной власти и местного самоуправления по формированию информационных ресурсов такой информации в порядке исполнения ими установленной компетенции;

д)   информация ограниченного доступа (государственная тайна, коммерческая тайна, а также персональные данные и т.п.) создается разными субъектами в порядке выполнения служебных обязанностей, личной инициативы, производственной деятельности. Производство, передача и распространение такой информации, формирование и использование информационных ресурсов с такой информацией осуществляется в условиях ограниченного доступа к ней специально подготовленных и официально допущенных лиц. Субъекты, участвующие в таких процесса, вступают в отношения административно-правового свойства с достаточно жесткой ответственностью за неправомерные действия с такой информацией.

3. Информационные правоотношения, возникающие при создании и применении информационных систем, их сетей, средств обеспечения.

Эта группа отношений основана на диспозитивных методах регулирования, связанных с защитой личных неимущественных, личных имущественных прав и прав собственности на перечисленные информационные объекты, а также императивных методах при проектировании и эксплуатации гос. информационных систем и средств их обеспечения. Создатели и субъекты, обеспечивающие эксплуатацию таких объектов, несут гражданско-правовую, административно-правовую и уголовную ответственность за создание недоброкачественных технологий и некачественную их эксплуатацию.

4. Информационные правоотношения, возникающие при создании средств и механизмов информационной безопасности.

          В области информационной безопасности основными объектами защиты являются:

-       интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере (духовность, нравственность и интеллектуальный уровень развития личности и общества и т.п.);

-       демократия, знания и духовные ценности общества;

-       конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства;

-       информация как интеллектуальная собственность;

-       документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги как интеллектуальная или вещная собственность;

-       машинные носители с информацией;

-       базы данных (знаний) в составе автоматизированных систем и их сетей;

-       программные средства в составе ЭВМ, их сетей, технические средства.

Для защиты этих объектов применяются организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение угроз. Информационные правоотношения в данной области регулируются методами императивного и диспозитивного характера.

Наибольший интерес представляет классификация по значимости и информационной природе информационных правоот­ношений в инфосфере, где основными типами являются:      

¾   отраслевые информационные правоотношения, регу­лирующиеся исключительно нормами информацион­ного права;

¾   межотраслевые информационные право­отношения, регулирующиеся комплексом норм инфор­мационного и других отраслей права;

¾   смежные ин­формационные правоотношения, регулирующиеся нормами других отраслей права, которые могут входить в информационное право только в части, касающейся непосредственно информационно-правового режима.

Отраслевые информационные правоотношения возникают в области:

§  обеспечения информационной безопасно­сти личности, общества и государства и соответ­ствующей привилегированной содержательной информации, необходимой для удовлетворения ин­формационных потребностей жизнедеятельности (функционирования), развития и обучения — подо­трасль «право информационной безопасности» (включая институт информационных прав и свобод, институт тайны, институт охраны права на частную информационную деятельность и др.);

§     массовой информации — подотрасль «медиаправо» или «право массовой информации» (вклю­чая институт свободы массовой информации, ин­ститут прав телерадиовещателей и др.);

§  средств автоматизации (включая автоматизи­рованные информационные системы), электронно-вычислительной техники и соответствующей машин­ной или компьютерной информации — подотрасль «компьютерное право» (включая институты элек­тронного документооборота, электронной под­писи, программно-математического обеспечения и др.);                                       

§    средств телематики (включая глобальные те­лематические (информационно-компьютерные телекоммуникационые) сети типа сетей Интернет, Релком, Ситек, Sedab, Remart и др.) и соответству­ющей многоаспектной электронно-цифровой ин­формации — подотрасль «интернет-право» (вклю­чая институты телекоммуникаций, связи, доменных имен и др.).

Межотраслевые информационные право­отношения (информационно-имущественные, информационно-неимуществен­ные, информационно-хозяйственные, информационно-производственные и др.) возникают в области интеллектуальной собственности (включая промышленную собственность), собствен­ности на информационные ресурсы, компьютерной преступности, правовой информатизации и др.

Смежные информационные правоотношения возникают в области ис­пользования информационных средств и ресур­сов, в области культуры, библиотечного дела, ар­хивов и др.

Таким образом, информационные правоотношения в иных сферах, в частности эко­номической, политической, социальной, экологической, брачно-семейной, трудовой, нрав­ственной и др., не входят в предмет инфор­мационного права и являются средством решения правовых задач соответствующих отраслей.

 



[1] Копылов В. А. Информационное право: учеб. М., 2002. С. 131.

[2] Рассолов М. М. Информационное право: учеб. пособие. М., 1999. С. 41.

[3] Стрельцов А. А. Содержание информационных отношений // Теоретические проблемы информационного права. М.: ИГП РАН, 2005. С. 36.