Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
КУРСА «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО»
1.2 Признаки и
юридические свойства информации
1.3 Структура
информационной сферы
Существуют десятки научных определений понятия
«информация». При этом большинство современных ученых в различных областях
знаний вынуждены признать, что исчерпывающее понятие информации сформулировать
невозможно, поскольку оно будет варьироваться в зависимости от направлений
научных исследований и решаемых в каждой научно-прикладной ситуации задач.
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сообщение, разъяснение,
изложение.
Под словом «информация» С.И. Ожегов в своем словаре
понимает сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах или
сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь[1].
Первые попытки уточнить понятие
информации восходят к работам Р. Фишера
Дальнейшее развитие понятия
информации, рассматриваемого в широком смысле в качестве абстракции,
относящейся к определенному ряду закономерностей материального мира и его
отражения в человеческом сознании, происходило в зависимости от областей
научных исследований и классов решаемых задач. Получили признание определения
информации, данные выдающимися учеными, стоявшими у истоков становления теории
информации, как «связь, в процессе которой устраняется неопределенность» (К.
Шеннон)[2], «разнообразие» (У. Р. Эшби)[3], «оригинальность и мера сложности» (А. Моль)[4], «знание» (Ф. Махлуп)[5], «всеобщая методология науки» (Л. Бриллюэн)[6], «обозначение содержания, полученного из внешнего мира, в
процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» (Н.
Винер)[7].
На уровне синтатики (синтаксический аспект информации) информация
рассматривается как совокупность знаков и отношений между ними. Синтатика
интересуется исключительно формальными аспектами языка, поэтому считается, что
статистическая теория связи Винера - Шеннона дает количественное описание
информации именно на синтаксическом уровне.
На уровне семантики (семантический аспект информации) информация рассматривается
как отношение между знаками и обозначаемыми ими объектами. Семантику
рассматривают иногда как «теорию значения», поскольку информация в данном
случае считается неким замещением отражаемого объекта. Теоретические основы
семантики базируются на взглядах Р. Карнапа, высказанных им в
В середине XX в. появилась теория информации К.
Шеннона, а также до сих пор активно формируется семантическая теория информации[8],
основоположником которой является Ю.А. Шрейдер[9]. Основная идея
семантической теории информации состоит в возможности человека воспринимать и
накапливать информацию за счет внешних источников. Шрейдер
поясняет свою теорию на примере восприятия информации человеком: если,
например, источник внешней информации — учебник по теории вероятности, то
школьник младших классов не извлечет из него никакой информации (его начальный
тезаурус для этого недостаточен), школьник старших классов уже извлечет
некоторую информацию, а студент, изучающий этот курс, — максимальную.
Исходя из семантической теории информации принято выделять
два вида информации — внутреннюю (как характеристику организованности любой
системы) и внешнюю (как средство организации любой системы).
К семантической относится и нормативно-правовая
информация, и информация, заключенная в текстах официальных документов, т.е.
большая часть информации, участвующей в обороте в правовой сфере.
Термин «информация» широко используется российским
законодателем. Этот термин и его модификации применяются в федеральных
законах «Об информации, информационных технологиях и защите информации», «О
средствах массовой информации», «О государственной поддержке средств массовой
информации и книгоиздания Российской Федерации», во многих других актах по
таким проблемам, как массовая информация, информация, составляющая
государственную, служебную или коммерческую тайну, информация о гражданах
(персональные данные), конфиденциальная информация, реклама, документированная
информация (документ), архивный документ, информационные ресурсы, архив, библиотека,
информационные продукты (продукция), информационные услуги.
На уровне прагматики (прагматический аспект информации) информация
рассматривается как продукт, создаваемый и используемый людьми в конкретных
обстоятельствах. На прагматическом уровне решаются вопросы ценности и
полезности информации, т. е. ее значение для конкретных лиц и обществ в целом.
Прагматический аспект информации, в
отличие от синтаксического и семантического, юридически значим, поскольку
именно благо, но не отношения между знаками и обозначаемыми либо отражаемыми
ими объектами есть категория, имманентная понятию объекта прав.
Таким образом, информацию следует
рассматривать в качестве объекта права в образе блага, характеризующего ее
полезность для участников отношений, урегулированных правом.
ЮНЕСКО определило информацию как универсальную субстанцию,
пронизывающую все сферы человеческой деятельности, служащую проводником знаний
и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества,
утверждения стереотипов мышления и поведения.
В информационном праве информацию следует определять как основной объект, по поводу которого или в
связи с которым возникают общественные отношения, подлежащие регулированию
правом.
В ст. 2. ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и защите информации» информация
определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их
представления.
Информация может классифицироваться по разным
основаниям. В информационном праве основными критериями, по которым
классифицируют информацию, принято считать два:
1) по роли, в
которой она выступает в правовой системе, — нормативная правовая и
ненормативная правовая информация (которая является объектом правоотношений);
2) по уровню
доступа — информация открытая и ограниченного доступа.
При классификации информации по ее роли в правовой
системе под нормативной правовой информацией подразумевают весь массив
нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справочных,
нормативно-технических и научных материалов, создающихся в результате правотворческой,
правоприменительной и правоохранительной деятельности. Такая информация
создается в процессе правотворческой деятельности и содержится в нормативных
правовых актах.
Нормативный правовой акт — это
официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме
правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление,
изменение или отмену правовых норм. Это может быть как постоянно действующий,
так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый
конкретной датой или наступлением того или иного события.
К числу нормативных правовых актов в нашей стране
относятся законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные
нормативные документы государственных органов.
Важной чертой системы нормативных правовых актов
является ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт
занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности
с другими актами, т.е. соотношение актов характеризуется верховенством одних
над другими.
На место нормативного акта в системе указывает его
юридическая сила — свойство акта порождать определенные правовые последствия.
Юридическая сила акта зависит от положения органа, издавшего этот акт, в
системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов, таким
образом, обладают большей юридической силой по отношению к актам нижестоящих
органов. Следовательно, акты нижестоящих государственных органов должны
соответствовать актам вышестоящих органов и не могут им противоречить.
Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов
РФ и их место в иерархической системе.
Закон – нормативный
правовой акт, принимаемый органом законодательной власти или непосредственно
народом путем референдума, обладающий высшей юридической силой и содержащий
первичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее значимых
общественных отношений. Законы РФ подразделяются следующим образом:
•
Конституция РФ;
•
федеральные конституционные законы;
•
федеральные законы (в том числе кодексы).
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая
всенародным голосованием, являющаяся основополагающим законом и правовой
основой законодательства РФ.
В соответствии с Конституцией и по вопросам,
предусмотренным ею, принимаются федеральные конституционные законы. Они
посвящены правовым основам общественного и государственного строя.
Федеральные конституционные законы не могут
противоречить Конституции РФ.
Федеральные законы — это акты
текущего законодательства, которые регулируют отношения в различных сферах
жизни общества: в экономике, политике, культуре, финансах и т.п. В правовой
литературе такие законодательные акты также называют обыкновенными законами.
Федеральные законы не могут противоречить не только
Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
Среди законов важное место занимают кодифицированные
акты — кодексы.
Кодекс — это единый, логически и юридически цельный закон,
который обеспечивает обобщенное и системное регулирование определенной группы
общественных отношений.
В России приняты и действуют кодексы практически по
всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс,
Налоговый кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный
кодекс и др.
Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет с
остальными законами одинаковую юридическую силу. Однако отраслевой кодекс
возглавляет соответствующую отрасль законодательства и занимает центральное
место в системе законов, регулирующих данную область общественных отношений.
В некоторых кодексах содержится прямое указание на то,
что правовые нормы, регулирующие данную область общественных отношений, не
могут противоречить нормам, установленным кодексом. Так, в п. 2 ст. 3
Гражданского кодекса РФ закреплено правило, согласно которому нормы
гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать
настоящему Кодексу. Аналогичное положение содержит и ст. 1 Налогового кодекса
РФ — федеральные законы о налогах и сборах принимаются в соответствии с настоящим
Кодексом.
К числу законов относятся также конституции республик,
входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также
законы, принимаемые законодательными органами субъектов Федерации. Эти
нормативные акты распространяют свое действие на территорию принявшего их
субъекта РФ.
Подзаконные
нормативные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе
и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей
компетенции.
Они могут конкретизировать нормы законов или
устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать законам и не
противоречить им. Подзаконные акты являются средством реализации
законодательных норм. Они, в свою очередь, также выстраиваются в иерархическую
систему в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный
акт. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента
РФ.
Акты Президента РФ, которые
принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции
РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как
правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в
форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции
РФ, законам РФ, актам Президента РФ, имеют большую силу по отношению к актам
федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые
ведомственные акты) могут издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ,
законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. К ним,
например, относятся приказы, инструкции и т.д.
Следующие ступени в иерархии нормативных правовых
актов занимают нормативные правовые документы субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований.
Важное место в российской правовой системе занимают
международные и внутригосударственные договоры.
Международный
договор — это соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным
государством (или государствами) либо с международной организацией и
регулируемое международным правом. Международный договор регулирует отношения
Российской Федерации с иностранным государством или международной
организацией.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15)
международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного
договора.
Внутригосударственный
договор регулирует отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также
между самими субъектами по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес
(разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и
субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).
Кроме нормативных правовых актов, существуют иные
правовые акты, которые, порождая определенные правовые последствия, не
содержат в себе правовых норм. И здесь речь идет о ненормативной правовой
информации.
К ненормативной правовой информации
можно отнести:
- правоприменительные акты, содержащие информацию применения
права;
- акты официального толкования, дающие разъяснения нормативной
правовой информации.
Правоприменительные
акты — это правовые акты, принимаемые полномочными органами государственной
власти или должностными лицами, содержащие обязательные для определенного
круга лиц предписания по конкретным вопросам (решение о строительстве завода,
о присвоении званий, по кадровым вопросам, решение суда по конкретному делу и
т.п.).
В отличие от нормативной правовой информации
правоприменительные акты содержат информацию, адресованную не любому лицу,
органу или организации. Они могут либо относиться к индивидуально
определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом
(например, приказ о назначении на должность, протокол об административном
правонарушении), либо иметь определенный общий характер, создавая цепь
правоотношений, в которых участвуют многие субъекты в связи с исполнением
конкретного предписания (решение о реконструкции здания библиотеки, о создании
архивного фонда). Такие акты действуют только в рамках конкретного случая и
утрачивают силу с прекращением отношений, ими регулируемых.
Акты
официального толкования — это официальные юридические акты, разъясняющие
действительный смысл и значение нормы права и действующие в единстве с самой
этой нормой, т.е. в них дается официальное разъяснение действующих правовых
норм, но новые нормы не устанавливаются.
К актам толкования можно отнести решения Конституционного
Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего
Арбитражного Суда РФ и др.[10]
К ненормативной правовой информации относятся также судебная,
уголовная, прокурорская и другая статистика, комментарии к законодательству,
законопроекты и иные проекты нормативных правовых актов, информация о
гражданско-правовых отношениях, оперативно-розыскная информация и иные сведения
и материалы.
По уровню доступа информацию подразделяют на открытую
и информация ограниченного доступа (конфиденциальную или секретную).
Государственная
тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной,
внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб
безопасности Российской Федерации[11].
Согласно Федеральному закону от 20 февраля
Согласно Указу Президента РФ № 188 к конфиденциальной
информации (к сведениям конфиденциального характера) относятся:
•
сведения о фактах, событиях и
обстоятельствах частной
жизни гражданина, позволяющие
идентифицировать его личность
(персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в
средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;
• сведения,
составляющие тайну следствия и судопроизводства;
• служебные
сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными
законами (служебная тайна);
• сведения, связанные с
профессиональной деятельностью,
доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна
переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных
сообщений и т.д.);
• сведения,
связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в
соответствии с Гражданским кодексом
Российской Федерации и
федеральными законами (коммерческая
тайна);
• сведения о сущности
изобретения, полезной модели или
промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Информация составляет служебную или коммерческую тайну
в том случае, когда информация имеет действительную или потенциальную
коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет
свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает
меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять
служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми
актами[12].
1.2 Признаки и юридические свойства
информации
Рассмотрим основные признаки информации,
имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования.
1. Идеальность и субстанциональная несамостоятельность
информации. Пока информация находится в памяти человека, она идеальна. В
случае же ее переноса на материальный носитель (на бумагу, в компьютер и т.д.)
информация не материализуется, она остается идеальной для субъектов ее
использующих. Является материальным лишь носитель информации.
Несамостоятельность информации проявляется в невозможности для нее
существовать и функционировать без материального носителя.
2. Неисчерпаемость информации. Проявляется
в том, что информация при ее передаче может иметь неограниченное число пользователей
и при этом оставаться неизменной.
3. Преемственность информации. Этот признак
связан с ее идеальностью и субстанциональной несамостоятельностью. Преемственность
проявляется в том, что всем изменениям информации сопутствуют изменения в
материальных системах, носящие поступательный характер, что обеспечивает
преемственность состояний как на физическом, так и на информационном уровне.
4. Селективность информации. Это означает
возможность выбора или отбора информации при ее использовании, накоплении или
переработки.
5. Трансформируемостъ информации. Это означает возможность передавать одно и то
же содержание в разной форме и при различных способах предъявления.
6. Универсальность информации. Проявляется
в том, что ее содержание может быть связано с любыми явлениями и процессами
физической, биологической, социальной реальности.
7. Комплексное качество информации. Данный
признак характеризует соответствие информации потребностям системы по следующим параметрам:
- адекватность — степень соответствия тому содержанию,
которое вложил в информацию ее производитель;
- достоверность — соответствие объективной реальности окружающего
мира;
- полнота — достаточность для принятия решения;
- избыточность — повышение достоверности информации, в
результате чего она занимает больший объем;
- доступность — мера возможности получить ту или иную
информацию;
- ценность — степень ее важности, необходимости для
принятия информационных решений.
Из перечисленных признаков информации ученые-юристы выводят
те свойства, которые определяют специфику правового регулирования
информационных правоотношений[13].
Из признака идеальности и субстанциональной
несамостоятельности информации вытекает юридическое свойство, которое заключается
в двуединстве
информации и материального носителя, на котором она закрепляется.
Из признака неисчерпаемости информации следует такое
юридическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ресурс,
ее физическая неотчуждаемость (знания неотчуждаемы) от создателя, обладателя и
потребителя информации. После передачи информации от одного субъекта к другому
одна и та же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных
отношений. Это основное отличие информации от вещи и энергии. Исходя из этого
при передаче информации от одного субъекта к другому процедура отчуждения
носителя с информацией должна сопровождаться передачей прав на ее
использование, а информация должна передаваться вместе с этими правами.
Из качественных характеристик можно выделить такие
свойства, как субъективная ценность информации, вытекающая из качественной
характеристики информации, т.е. ее значимость для конкретного субъекта в
каких-либо правоотношениях, и нелинейность — отсутствие
зависимости между объемом или количеством информации и процессами, которые
начинают протекать благодаря ее воздействию, т.е. количество информации не
тождественно ее субъективной ценности.
Таким образом, информация имеет свои, присущие только
ей признаки, имеющие важное значение при правовом регулировании тех
общественных отношений, в которых она выступает как объект права.
1.3 Структура информационной сферы
Информационная сфера рассматривается как сфера
правового регулирования информационных отношений с целью выявления роли и
места информации в правовой системе, изучения мотивов и оснований
производства, преобразования и применения информации разного вида и назначения,
исследования особенностей и свойств информации, исследования информационных
процессов и возникающих при их исполнении информационных отношений, установления
институтов информационного права. Информационную сферу (среду) можно
рассматривать как сферу деятельности субъектов, связанную с созданием,
преобразованием и потреблением информации. Именно в информационной сфере возникают
общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, при выполнении
информационных процессов.
Информационные процессы — процессы
создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения
информации и потребления информации. В результате исполнения информационных
процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются
обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение
информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы
защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации,
защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от
несанкционированного доступа.
Информационные отношения — это те
общественные отношения, которые возникают в информационных процессах. Они
составляют основной предмет информационного права, предмет его правового
регулирования.
Информационная сфера может быть разделена на четыре
предметных области:
1) реализации
права на поиск, получение, передачу и применение информации;
2)
производства, передачи и распространения исходной и производной
информации; формирования информационных ресурсов, подготовки информационных
продуктов, предоставления информационных услуг;
3) создания и
применения информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других
информационно-телекоммуникационных технологий;
4) создания и
применения средств и механизмов информационной безопасности.
Каждая предметная область включает в себя
непересекающиеся множества элементов:
- информация разного вида, назначения, формы
представления;
- информационные процессы производства и обращения
информации;
- субъекты — участники и исполнители информационных
процессов;
- общественные отношения, возникающие при исполнении
информационных процессов, т.е. информационные отношения.
При исследовании информационной сферы фиксируются отношения
по поводу осуществления прав, в том числе ограничения прав, выполнения
обязанностей, установления ответственности.
Роль информации в жизни отдельной личности, общества,
государства в различные исторические этапы развития цивилизации претерпевала
значительные качественные изменения, связанные непосредственно со способами
обработки информации. По мнению ученых, произошло пять информационных революций:
• первая —
началась с изобретения письменности и появления возможности финансировать
знания на материальном носителе и передавать их последующим поколениям;
• вторая —
отмечается с момента изобретения книгопечатания (середина XVI в.), с помощью
которого появилась возможность активнее распространять и тиражировать
информацию;
• третья — вызвана изобретением электричества, благодаря которому появились
телеграф,. телефон, радио (конец XIX в.), позволяющие оперативно
передавать и накапливать информацию;
• четвертая
— произошла в середине XX в. и связана с изобретением персонального компьютера,
компьютерных систем, системы передачи данных (информационные
коммуникации);
• пятая —
происходит в современную эпоху, когда интенсивно совершенствуются компьютерная
техника и информационные технологии, формируются и развиваются трансграничные
глобальные информационно-телекоммуникационные сети (наиболее ярким примером
служит Интернет).
Таким образом, в настоящее время происходит дальнейшее
развитие общества, построенного на использовании информации и знаний. Именно
такое общество принято называть информационным.
Ряд зарубежных ученых (Д. Белл, 3. Бжезинский, О. Тоффлер и др.) предлагают рассматривать информационное
общество как разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общественное
развитие как смену стадий, они связывают становление информационного общества
с доминированием четвертого сектора экономики — информационного, следующего за
тремя известными секторами (сельским хозяйством, промышленностью и экономикой
услуг). Сторонники этого учения утверждают, что капитал и труд в качестве
основы индустриального общества уступают место информации и знаниям в
информационном обществе.
Предлагаются различные критерии определения факта
перехода общества к информационной стадии. Одним из критериев может служить
процент населения, занятого в сфере услуг. Если в обществе более 50% населения
занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным.
Примечательно, что согласно этому критерию США вступили в постиндустриальный
период своего развития в
Информационное общество и переход к нему
характеризуются рядом показателей:
• наличием и
уровнем развития внутреннего информационного рынка, степенью его интеграции с
мировым информационным рынком (уровнем заполнения рынка отечественной информационной продукцией и
способностью удовлетворять
потребности граждан в информационной продукции);
•
наличием информационной индустрии, ее
способностью производить
конкурентоспособную
интеллектуальную продукцию
(возможность обеспечивать потребность граждан отечественными и зарубежными
информационными ресурсами);
•
развитием информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность доступа к
отечественным и зарубежным
информационным ресурсам (характеризует возможность общества получать новые
информационные продукты и повышать участие активной части населения в интеллектуальной
деятельности);
• уровнем
информационного взаимодействия с зарубежными странами, т.е. участием в
международной кооперации и разделении труда в области производства и продажи
интеллектуальных продуктов (характеризует уровень развития отечественной
информационной индустрии и его влияние на мировую экономику).
[1] См.: Ожегов СИ. Словарь русского
языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — 22-е изд. - М.: Русский язык, 1990. - С. 253.
[2] Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.
С. 243 и др.
[3] Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1958. С. 18.
[4] Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
С. 15.
[5] Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966. С. 36-37.
[6] Бриллюэн Л. Научная
неопределенность и информация. М., 1966. С. 12.
[7] Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1968. С. 31.
[8]
Под «семантической информацией» понимается информация, выраженная на естественном
языке и имеющая смысл, доступный логическому восприятию.
[9] См.: Шрейдер Ю.Л.
Об одной модели
семантической теории информации //Проблемы кибернетики.— Вып. 13. — М., 1965.
[10] По вопросу правовой природы этих
актов в юридической литературе нет единства мнений. Некоторые авторы относят
их исключительно к актам толкования, не устанавливающим новых норм, другие — к
актам, фактически содержащим нормы права, т.е. к нормативным правовым актам.
При этом реальное значение актов высших органов правосудия для обеспечения
единообразного применения законов в судебной практике не подвергается сомнению.
[11] Согласно ст. 2 Закона РФ от 21 июля
[12] См.:
ч. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября
[13] См., например:
Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А.
Информационное право. — СПб., 2001. — С. 143—146; Фатьянов А.А. Правовое
обеспечение безопасности информации в Российской Федерации: Учеб. пособие. —
М, 2001. — С. 15—20; Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридические и
математические вопросы информатики): Учеб. пособие / Под ред. М.М. Рассолова. - М., 2004. - С. 41-43.