Лекция 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА «ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО»

1.1 Понятие информации

1.2 Признаки и юридические свойства информации

1.3 Структура информационной сферы

 

1.1    Понятие информации

 

Существуют десятки научных определений понятия «информа­ция». При этом большинство современных ученых в различных об­ластях знаний вынуждены признать, что исчерпывающее понятие информации сформулировать невозможно, поскольку оно будет варьироваться в зависимости от направлений научных исследова­ний и решаемых в каждой научно-прикладной ситуации задач.

Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сообщение, разъяснение, изложение.

Под словом «информация» С.И. Ожегов в своем словаре понимает сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах или сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь[1].

Первые попытки уточнить понятие информации восходят к работам Р. Фишера 1921 г. (вероятностная концепция) и Р. Хартли 1928 г. (логарифмическая мера количества информации), которые предвосхитили появление классической статистической теории связи Н. Винера, К. Шеннона 1948 г. (количество информации как мера уменьшения неопределенности)1.

Дальнейшее развитие понятия информации, рассматриваемого в широком смысле в качестве абстракции, относящейся к определенному ряду закономерностей материального мира и его отражения в человеческом сознании, происходило в зависимости от областей научных исследований и классов решаемых задач. Получили признание определения информации, данные выдающимися учеными, стоявшими у истоков становления теории информации, как «связь, в процессе которой устраняется неопределенность» (К. Шеннон)[2], «разнообразие» (У. Р. Эшби)[3], «оригинальность и мера сложности» (А. Моль)[4], «знание» (Ф. Махлуп)[5], «всеобщая методология науки» (Л. Бриллюэн)[6], «обозначение содержания, полученного из внешнего мира, в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» (Н. Винер)[7].

На уровне синтатики (синтаксический аспект информации) информация рассматривается как совокупность знаков и отношений между ними. Синтатика интересуется исключительно формальными аспектами языка, поэтому считается, что статистическая теория связи Винера - Шеннона дает количественное описание информации именно на синтаксическом уровне.

На уровне семантики (семантический аспект информации) информация рассматривается как отношение между знаками и обозначаемыми ими объектами. Семантику рассматривают иногда как «теорию значения», поскольку информация в данном случае считается неким замещением отражаемого объекта. Теоретические основы семантики базируются на взглядах Р. Карнапа, высказанных им в 1946 г.

В середине XX в. появилась теория информации К. Шеннона, а также до сих пор активно формируется семантическая теория ин­формации[8], основоположником которой является Ю.А. Шрейдер[9]. Основная идея семантической теории информации состоит в воз­можности человека воспринимать и накапливать информацию за счет внешних источников. Шрейдер поясняет свою теорию на при­мере восприятия информации человеком: если, например, источник внешней информации — учебник по теории вероятности, то школьник младших классов не извлечет из него никакой информа­ции (его начальный тезаурус для этого недостаточен), школьник старших классов уже извлечет некоторую информацию, а студент, изучающий этот курс, — максимальную.

Исходя из семантической теории информации принято выде­лять два вида информации — внутреннюю (как характеристику ор­ганизованности любой системы) и внешнюю (как средство органи­зации любой системы).

К семантической относится и нормативно-правовая информа­ция, и информация, заключенная в текстах официальных докумен­тов, т.е. большая часть информации, участвующей в обороте в пра­вовой сфере.

Термин «информация» широко используется российским зако­нодателем. Этот термин и его модификации применяются в феде­ральных законах «Об информации, информационных технологиях и защите ин­формации», «О средствах массовой информации», «О государственной под­держке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», во многих других актах по таким проблемам, как мас­совая информация, информация, составляющая государственную, служебную или коммерческую тайну, информация о гражданах (персональные данные), конфиденциальная информация, реклама, документированная информация (документ), архивный документ, информационные ресурсы, архив, библиотека, информационные продукты (продукция), информационные услуги.

На уровне прагматики (прагматический аспект информации) информация рассматривается как продукт, создаваемый и используемый людьми в конкретных обстоятельствах. На прагматическом уровне решаются вопросы ценности и полезности информации, т. е. ее значение для конкретных лиц и обществ в целом.

Прагматический аспект информации, в отличие от синтаксического и семантического, юридически значим, поскольку именно благо, но не отношения между знаками и обозначаемыми либо отражаемыми ими объектами есть категория, имманентная понятию объекта прав.

Таким образом, информацию следует рассматривать в качестве объекта права в образе блага, характеризующего ее полезность для участников отношений, урегулированных правом.

ЮНЕСКО определило информацию как универсальную суб­станцию, пронизывающую все сферы человеческой деятельности, служащую проводником знаний и сведений, инструментом обще­ния, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.

В информационном праве информацию следует определять как основной объект, по поводу которого или в связи с которым возни­кают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

 В ст. 2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите ин­формации» информация определена как сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация может классифицироваться по разным основани­ям. В информационном праве основными критериями, по которым классифицируют информацию, принято считать два:

1)  по роли, в которой она выступает в правовой системе, — нормативная правовая и ненормативная правовая информация (ко­торая является объектом правоотношений);

2)  по уровню доступа — информация открытая и ограниченного доступа.

При классификации информации по ее роли в правовой системе под нормативной правовой информацией подразумевают весь массив нормативных правовых актов и тесно связанных с ними справоч­ных, нормативно-технических и научных материалов, создающихся в результате правотворческой, правоприменительной и правоохра­нительной деятельности. Такая информация создается в процессе правотворческой деятельности и содержится в нормативных право­вых актах.

Нормативный правовой акт — это официальный письменный до­кумент, принятый (изданный) в определенной форме правотворче­ским органом в пределах его компетенции и направленный на ус­тановление, изменение или отмену правовых норм. Это может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

К числу нормативных правовых актов в нашей стране относятся законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные документы государственных органов.

Важной чертой системы нормативных правовых актов является ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице и находится в соподчиненности с другими актами, т.е. соотношение актов харак­теризуется верховенством одних над другими.

На место нормативного акта в системе указывает его юридиче­ская сила — свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта зависит от положения органа, издавшего этот акт, в системе органов государства и его компетен­ции. Акты вышестоящих органов, таким образом, обладают боль­шей юридической силой по отношению к актам нижестоящих ор­ганов. Следовательно, акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать актам вышестоящих органов и не могут им противоречить.

Рассмотрим подробнее виды нормативных правовых актов РФ и их место в иерархической системе.

Закон – нормативный правовой акт, принимаемый органом за­конодательной власти или непосредственно народом путем референ­дума, обладающий высшей юридической силой и содержащий пер­вичные правовые нормы по вопросам регулирования наиболее зна­чимых общественных отношений. Законы РФ подразделяются сле­дующим образом:

     Конституция РФ;

     федеральные конституционные законы;

     федеральные законы (в том числе кодексы).

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием, являющаяся основополагающим зако­ном и правовой основой законодательства РФ.

В соответствии с Конституцией и по вопросам, предусмотрен­ным ею, принимаются федеральные конституционные законы. Они посвящены правовым основам общественного и государственного строя.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.

Федеральные законы — это акты текущего законодательства, ко­торые регулируют отношения в различных сферах жизни общества: в экономике, политике, культуре, финансах и т.п. В правовой лите­ратуре такие законодательные акты также называют обыкновенны­ми законами.

Федеральные законы не могут противоречить не только Консти­туции РФ, но и федеральным конституционным законам.

Среди законов важное место занимают кодифицированные акты — кодексы.

Кодекс — это единый, логически и юридически цельный закон, который обеспечивает обобщенное и системное регулирование оп­ределенной группы общественных отношений.

В России приняты и действуют кодексы практически по всем основным отраслям законодательства: Гражданский кодекс, Уго­ловный кодекс, Налоговый кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и др.

Кодекс, являясь федеральным законом, формально имеет с ос­тальными законами одинаковую юридическую силу. Однако отрас­левой кодекс возглавляет соответствующую отрасль законодательст­ва и занимает центральное место в системе законов, регулирующих данную область общественных отношений.

В некоторых кодексах содержится прямое указание на то, что правовые нормы, регулирующие данную область общественных от­ношений, не могут противоречить нормам, установленным кодек­сом. Так, в п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ закреплено прави­ло, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. Ана­логичное положение содержит и ст. 1 Налогового кодекса РФ — федеральные законы о налогах и сборах принимаются в соответст­вии с настоящим Кодексом.

К числу законов относятся также конституции республик, вхо­дящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъек­тов Федерации. Эти нормативные акты распространяют свое дейст­вие на территорию принявшего их субъекта РФ.

Подзаконные нормативные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом госу­дарственной власти в пределах своей компетенции.

Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать законам и не противоречить им. Подзаконные акты являются средством реализа­ции законодательных норм. Они, в свою очередь, также выстраи­ваются в иерархическую систему в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ, которые принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и зако­нам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.

Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ, имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов.

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называе­мые ведомственные акты) могут издаваться на основе и во испол­нение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, по­становлений Правительства РФ. К ним, например, относятся при­казы, инструкции и т.д.

Следующие ступени в иерархии нормативных правовых актов занимают нормативные правовые документы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Важное место в российской правовой системе занимают между­народные и внутригосударственные договоры.

Международный договор — это соглашение, заключенное Рос­сийской Федерацией с иностранным государством (или государст­вами) либо с международной организацией и регулируемое между­народным правом. Международный договор регулирует отношения Российской Федерации с иностранным государством или междуна­родной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) международные до­говоры Российской Федерации являются составной частью ее пра­вовой системы. Если международным договором Российской Феде­рации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор регулирует отношения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между самими субъектами по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Кроме нормативных правовых актов, существуют иные право­вые акты, которые, порождая определенные правовые последствия, не содержат в себе правовых норм. И здесь речь идет о ненорматив­ной правовой информации.

К ненормативной правовой информации можно отнести:

-      правоприменительные акты, содержащие информацию при­менения права;

-      акты официального толкования, дающие разъяснения нор­мативной правовой информации.

Правоприменительные акты — это правовые акты, принимае­мые полномочными органами государственной власти или должно­стными лицами, содержащие обязательные для определенного круга лиц предписания по конкретным вопросам (решение о строитель­стве завода, о присвоении званий, по кадровым вопросам, решение суда по конкретному делу и т.п.).

В отличие от нормативной правовой информации правоприме­нительные акты содержат информацию, адресованную не любому лицу, органу или организации. Они могут либо относиться к инди­видуально определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (например, приказ о назначении на должность, протокол об административном правонарушении), либо иметь определенный общий характер, создавая цепь правоотноше­ний, в которых участвуют многие субъекты в связи с исполнением конкретного предписания (решение о реконструкции здания биб­лиотеки, о создании архивного фонда). Такие акты действуют толь­ко в рамках конкретного случая и утрачивают силу с прекращением отношений, ими регулируемых.

Акты официального толкования — это официальные юридиче­ские акты, разъясняющие действительный смысл и значение нормы права и действующие в единстве с самой этой нормой, т.е. в них дается официальное разъяснение действующих правовых норм, но новые нормы не устанавливаются.

К актам толкования можно отнести решения Конституционного Суда РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др.[10]

К ненормативной правовой информации относятся также су­дебная, уголовная, прокурорская и другая статистика, комментарии к законодательству, законопроекты и иные проекты нормативных правовых актов, информация о гражданско-правовых отношениях, оперативно-розыскная информация и иные сведения и материалы.

По уровню доступа информацию подразделяют на открытую и ин­формация ограниченного доступа (конфиденциальную или секретную).

Государственная тайна — это защищаемые государством сведе­ния в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безо­пасности Российской Федерации[11].

Согласно Федеральному закону от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10 января 2003 г.) конфиденциальная информация — это докумен­тированная информация, доступ к которой ограничивается в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Указу Президента РФ № 188 к конфиденциальной ин­формации (к сведениям конфиденциального характера) относятся:

     сведения   о   фактах,   событиях  и   обстоятельствах  частной жизни   гражданина,   позволяющие   идентифицировать   его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой инфор­мации в установленных федеральными законами случаях;

     сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

     служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским ко­дексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна);

     сведения,   связанные   с   профессиональной  деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачеб­ная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, те­лефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

     сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодек­сом   Российской   Федерации   и   федеральными   законами (коммерческая тайна);

     сведения  о  сущности  изобретения,  полезной модели или промышленного образца до официальной публикации ин­формации о них.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну в том случае, когда информация имеет действительную или потенци­альную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим ли­цам, к ней нет свободного доступа на законном основании и облада­тель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерче­скую тайну, определяются законом и иными правовыми актами[12].

 

1.2  Признаки и юридические свойства информации

 

Рассмотрим основные признаки информации, имеющие универсальный характер и проявляющиеся в любых формах ее существования.

1.  Идеальность и субстанциональная несамостоятельность инфор­мации. Пока информация находится в памяти человека, она иде­альна. В случае же ее переноса на материальный носитель (на бума­гу, в компьютер и т.д.) информация не материализуется, она оста­ется идеальной для субъектов ее использующих. Является матери­альным лишь носитель информации. Несамостоятельность инфор­мации проявляется в невозможности для нее существовать и функ­ционировать без материального носителя.

2.  Неисчерпаемость информации. Проявляется в том, что инфор­мация при ее передаче может иметь неограниченное число пользо­вателей и при этом оставаться неизменной.

3.  Преемственность информации. Этот признак связан с ее иде­альностью и субстанциональной несамостоятельностью. Преемст­венность проявляется в том, что всем изменениям информации со­путствуют изменения в материальных системах, носящие поступа­тельный характер, что обеспечивает преемственность состояний как на физическом, так и на информационном уровне.

4.   Селективность информации. Это означает возможность выбора или отбора информации при ее использовании, накоплении или пере­работки.

5.   Трансформируемостъ информации.  Это означает возможность передавать одно и то же содержание в разной форме и при различ­ных способах предъявления.

6.  Универсальность информации. Проявляется в том, что ее со­держание может быть связано с любыми явлениями и процессами физической, биологической, социальной реальности.

7.  Комплексное качество информации. Данный признак характе­ризует соответствие информации  потребностям системы по сле­дующим параметрам:

-      адекватность — степень соответствия тому содержанию, ко­торое вложил в информацию ее производитель;

-      достоверность — соответствие объективной реальности ок­ружающего мира;

-      полнота — достаточность для принятия решения;

-      избыточность — повышение достоверности информации, в результате чего она занимает больший объем;

-      доступность — мера возможности получить ту или иную информацию;

-      ценность — степень ее важности, необходимости для приня­тия информационных решений.

Из перечисленных признаков информации ученые-юристы вы­водят те свойства, которые определяют специфику правового регу­лирования информационных правоотношений[13].

Из признака идеальности и субстанциональной несамостоятель­ности информации вытекает юридическое свойство, которое за­ключается в двуединстве информации и материального носителя, на котором она закрепляется.

Из признака неисчерпаемости информации следует такое юри­дическое свойство информации, как бесконечный неисчерпаемый ре­сурс, ее физическая неотчуждаемость (знания неотчуждаемы) от соз­дателя, обладателя и потребителя информации. После передачи ин­формации от одного субъекта к другому одна и та же информация одновременно принадлежит двум участникам информационных от­ношений. Это основное отличие информации от вещи и энергии. Исходя из этого при передаче информации от одного субъекта к другому процедура отчуждения носителя с информацией должна сопровождаться передачей прав на ее использование, а информация должна передаваться вместе с этими правами.

Из качественных характеристик можно выделить такие свойст­ва, как субъективная ценность информации, вытекающая из качественной характеристики информации, т.е. ее значимость для кон­кретного субъекта в каких-либо правоотношениях, и нелинейность — отсутствие зависимости между объемом или количеством информа­ции и процессами, которые начинают протекать благодаря ее воз­действию, т.е. количество информации не тождественно ее субъек­тивной ценности.

Таким образом, информация имеет свои, присущие только ей признаки, имеющие важное значение при правовом регулировании тех общественных отношений, в которых она выступает как объект права.

1.3  Структура информационной сферы

 

Информационная сфера рассматривается как сфера правового ре­гулирования информационных отношений с целью выявления роли и места информации в правовой системе, изучения мотивов и ос­нований производства, преобразования и применения информации разного вида и назначения, исследования особенностей и свойств информации, исследования информационных процессов и возни­кающих при их исполнении информационных отношений, установ­ления институтов информационного права. Информаци­онную сферу (среду) можно рассматривать как сферу деятель­ности субъектов, связанную с созданием, преобразованием и по­треблением информации. Именно в информационной сфере возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, при выполне­нии информационных процессов.

Информационные процессы — процессы создания, сбора, обра­ботки, накопления, хранения, поиска, распространения информа­ции и потребления информации. В результате исполнения инфор­мационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты лич­ности, общества, государства от ложной информации и дезинфор­мации, защиты информации и информационных ресурсов ограни­ченного доступа от несанкционированного доступа.

Информационные отношения — это те общественные отношения, которые возникают в информационных процессах. Они составляют основной предмет информационного права, предмет его правового регулирования.

Информационная сфера может быть разделена на четыре пред­метных области:

1)  реализации права на поиск, получение, передачу и примене­ние информации;

2)  производства, передачи и распространения исходной и про­изводной информации; формирования информационных ресурсов, подготовки ин­формационных продуктов, предоставления информационных услуг;

3)  создания и применения информационных систем (АИС, БД, баз знаний), других информационно-телекоммуникационных тех­нологий;

4)  создания и применения средств и механизмов информацион­ной безопасности.

Каждая предметная область включает в себя непересекающиеся множества элементов:

-      информация разного вида, назначения, фор­мы представления;

-      информационные процессы производства и об­ращения информации;

-      субъекты — участники и исполнители ин­формационных процессов;

-      общественные отношения, возникающие при исполнении информационных процессов, т.е. информацион­ные отношения.

При исследовании информационной сферы фиксируются от­ношения по поводу осуществления прав, в том числе ограничения прав, выполнения обязанностей, установления ответственности.

Роль информации в жизни отдельной личности, общества, госу­дарства в различные исторические этапы развития цивилизации претерпевала значительные качественные изменения, связанные непосредственно со способами обработки информации. По мнению ученых, произошло пять информационных революций:

     первая — началась с изобретения письменности и появле­ния возможности финансировать знания на материальном носителе и передавать их последующим поколениям;

     вторая — отмечается с момента изобретения книгопечатания (середина XVI в.), с помощью которого появилась возмож­ность активнее распространять и тиражировать информацию;

     третья    вызвана изобретением электричества,  благодаря которому   появились   телеграф,. телефон,    радио    (конец XIX в.), позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию;

     четвертая — произошла в середине XX в. и связана с изобре­тением  персонального  компьютера,  компьютерных систем, системы передачи данных (информационные коммуникации);

     пятая — происходит в современную эпоху, когда интенсивно совершенствуются компьютерная техника и информационные технологии, формируются и развиваются трансграничные гло­бальные информационно-телекоммуникационные сети (наи­более ярким примером служит Интернет).

Таким образом, в настоящее время происходит дальнейшее раз­витие общества, построенного на использовании информации и зна­ний. Именно такое общество принято называть информационным.

Ряд зарубежных ученых (Д. Белл, 3. Бжезинский, О. Тоффлер и др.) предлагают рассматривать информационное общество как разновидность постиндустриального общества. Рассматривая общест­венное развитие как смену стадий, они связывают становление ин­формационного общества с доминированием четвертого сектора экономики — информационного, следующего за тремя известными секторами (сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг). Сторонники этого учения утверждают, что капитал и труд в качестве основы индустриального общества уступают место инфор­мации и знаниям в информационном обществе.

Предлагаются различные критерии определения факта перехода общества к информационной стадии. Одним из критериев может служить процент населения, занятого в сфере услуг. Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то об­щество стало информационным. Примечательно, что согласно этому критерию США вступили в постиндустриальный период своего раз­вития в 1956 г., а информационным обществом стали в 1974 г.

Информационное общество и переход к нему характеризуются рядом показателей:

     наличием и уровнем развития внутреннего информационно­го рынка, степенью его интеграции с мировым информаци­онным рынком (уровнем заполнения рынка отечественной информационной  продукцией  и  способностью  удовлетво­рять потребности граждан в информационной продукции);

     наличием   информационной   индустрии,   ее   способностью производить   конкурентоспособную   интеллектуальную   про­дукцию (возможность обеспечивать потребность граждан оте­чественными и зарубежными информационными ресурсами);

     развитием   информационной    инфраструктуры,    обеспечи­вающей возможность доступа к отечественным и зарубеж­ным   информационным   ресурсам   (характеризует   возмож­ность общества получать новые информационные продукты и повышать участие активной части населения в интеллек­туальной деятельности);

     уровнем информационного взаимодействия с зарубежными стра­нами, т.е. участием в международной кооперации и разделении труда в области производства и продажи интеллектуальных про­дуктов (характеризует уровень развития отечественной информа­ционной индустрии и его влияние на мировую экономику).

 



[1] См.: Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — 22-е изд. - М.: Русский язык, 1990. - С. 253.

[2] Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963. С. 243 и др.

[3] Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1958. С. 18.

[4] Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966. С. 15.

[5] Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М., 1966. С. 36-37.

[6] Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. М., 1966. С. 12.

[7] Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1968. С. 31.

[8] Под «семантической информацией» понимается информация, выраженная на естественном языке и имеющая смысл, доступный логическому восприятию.

[9] См.:   Шрейдер Ю.Л. Об   одной   модели   семантической   теории  информации //Проблемы кибернетики.— Вып. 13. — М., 1965.

[10] По вопросу правовой природы этих актов в юридической литературе нет един­ства мнений. Некоторые авторы относят их исключительно к актам толкования, не устанавливающим новых норм, другие — к актам, фактически содержащим нормы права, т.е. к нормативным правовым актам. При этом реальное значение актов высших органов правосудия для обеспечения единообразного применения законов в судебной практике не подвергается сомнению.

[11] Согласно  ст. 2 Закона РФ от 21 июля  1993 г. № 5485-1«О государственной тайне» (в ред. от 11 ноября 2003 г. с учетом изменений, вступающих в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования Федерального за­кона от 11 ноября 2003 г. № 153-ФЗ - 21 февраля 2004 г.).

[12] См.: ч. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 23 декабря 2003 г.).

[13] См., например: Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право. — СПб., 2001. — С. 143—146; Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безо­пасности информации в Российской Федерации: Учеб. пособие. — М, 2001. — С. 15—20; Чубукова С.Г., Элькин В.Д. Основы правовой информатики (юридиче­ские и математические вопросы информатики): Учеб. пособие / Под ред. М.М. Рассолова. - М., 2004. - С. 41-43.