Тема 2.4  Информационные войны

 

Информационная война – это разновидность боевых действий, в которых ключевым объектом воздействия является информация, хранящаяся или циркулирующая в управляющих, разведывательных, боевых и прочих системах противника.

Концепция современной информационной войны разработана сравнительно недавно. По мнению американских специалистов, само понятие информационной войны стало возможным в результате «кибернетической революции», которая повлекла массовое внедрение во все сферы жизни различных информационных систем, основанных на применении электронных устройств.

Оружием информационной войны являются устройства и методы обработки информа­ции, которые используются для широкомасштабно­го, целенаправленного, быстрого и скрытного воздей­ствия на военные и гражданские информационные системы противника с целью подрыва его экономи­ки, снижения степени боеготовности и боеспособно­сти с целью способствовать достижению окончатель­ной победы.

При этом имеется в виду, что информа­ционная война может вестись как самостоятельно, то есть без применения традиционных средств и спо­собов вооруженной борьбы, так и в сочетании с дру­гими видами боевых действий.

ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

 

К информационной войне относятся две большие группы мероприятий:

  • воздействие на военнослужащих и мирное население противника с целью внедрения массовое сознание определенных установок (пропаганда, «психологическая война»);

  • поражение информации, информационных процессов и информационно-управляющих систем противника, независимо от применяемых средств (и высокоточная ракета, и компьютерный вирус могут выступать оружием информационной войны).

В качестве составных частей информационной войны выделяют:

психологические операции с целью воздействия на мотивацию военнослужащих противника;

дезинформация – предоставление противнику ложной информации о наших силах и планах;

радиоэлектронная война, заключающаяся в «ослеплении» вражеских систем радиоэлектронной разведки;

физическое разрушение элементов информационных системы противника; информационная атака – разрушение или искажение информации без видимых повреждений носителя;

защита своей информации.

Роль информационной войны сегодня осознается и российским военно-политическим руководством. В выступлении вице-премьера и председателя Военно-промышленной комиссии РФ Дмитрия Рогозина в «Российской газете», сделанном 28 июня 2013 года, говорится следующее: «Если раньше все военные наработки в этой сфере [кибероружия] затрагивали лишь обеспечение безопасности компьютерных систем и коммуникаций, то теперь информационные технологии рассматриваются как оружие первого удара. В случае конфликта с каким-либо государством, возможная первая атака производится через информационные сети, в ходе которой разрушаются критически важные объекты инфраструктуры государства, нарушается система политического и военного управления, выключаются станки с электромозгами, основанными на импортной электронно-компонентной базе. Когда же государство-жертва агрессии становится практически парализованным, наносится удар классическими военными средствами».



ИЗ ИСТОРИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

Информационная война стала играть заметную роль в вооруженном противоборстве с началом массовых войн «машинной» эры. Впервые печатные средства воздействия на противника широко были применены в Первой мировой войне. Особенно активно эти средства использовались Великобританией. Разбрасывание пропагандистских листовок над позициями германских войск дало неожиданно сильный эффект, и Лондон создал специальный орган для разработки информационных материалов, содержащих британскую трактовку ведения войны.

В конце войны страны Антанты создали специальный штаб по морально-психологическому разложению германской армии, что сыграло определенную роль в исходе боевых действий. К его работе были привлечены писатели, художники и журналисты. Листовки и плакаты Первой мировой войны - действенное оружие информационной пропаганды.

Очень большое значение придавалось пропаганде руководством нацистской Германии. По словам Гитлера, «…еще до того как армии начнут военные действия, противник будет пси­хологически разоружен пропагандой. Она подобна артподготовке перед фронтальной атакой пехоты в позиционной войне. Враж­дебный народ необходимо деморализовать, подвести к порогу капитуляции и лишь после этого начинать вооруженную борь­бу». Главный пропагандист третьего рейха Геббельс сформулировал теорию пропаганды, главные принципы которой:умственное упрощение,ограничение и фильтрация материала, «вдалбливающее» повторение и эмоциональное нагнетание.

Следует признать высокую эффективность немецкой пропаганды в начале Второй мировой войны. В некоторых кампаниях начального периода войны немцам удавалось добиться успеха вообще без единого выстрела, как например, при оккупации Австрии и Чехословакии, где население встречало немцев вполне благосклонно, а в некоторых – сопротивление противника ломалось за короткое время.

В значительной мере это объясняется низкими моральными качествами солдат противника, которые не были готовы сражаться «до последней капли крови» против обладающих весьма зловещей репутацией германских войск.

Да и фантастическое количество советских пленных, взятое немцами в период летней кампании 1941 г. не может быть объяснено только немецким военным гением. Очевидно, что германские войска производили огромное психологическое впечатление на противника. Немецкая пропаганда об освобождении от «комиссарско-еврейского ига» по-видимому, тоже играла свою роль.

Однако в дальнейшем ведомство Геббельса столкнулось с серьезной проблемой. Пропаганда, основанная на лжи, может быть эффективной лишь некоторое время. Когда обман раскрывается, управлять массами становится значительно труднее. Многие немцы в поисках правдивой информации о положении на фронтах, предпочитали слушать английские или советские радиопередачи. В связи с этим прослушивание зарубежных радиопередач в нацистской Германии приравнивалось к государственной измене. Советский Союз тоже активно участвовал в информационной войне. Советскими специалистами были разработаны свои методы, например, синхронное вещание на используемых в Германии частотах. Это позволило вторгаться в нацисткие радиопередачи прямо посреди вещания. Например, во время радиопередачи взволнованный голос кричал: «Ложь!», а затем следовало «правдивое» сообщение, излагавшее советскую точку зрения. При этом мог имитироваться голос Гитлера или Геббельса. Подобные приемы оказывали сильное воздействие на слушателей.

Но наибольших успехов в деле информационной войны и пропаганды добились Соединенные Штаты Америки. Уже в 1956 году, во время Корейской войны управление психологической войны вооруженных сил США было преобразовано в управление специальных методов войны. Таким образом, операции информационной войны получили статус специальных, а специальные подразделения информационной войны вошли в состав Сил специальных операций (ССО).

Разработанная в США концепция информационной войны прошла обкатку во Вьетнаме. С целью морального истощения скрывающихся в джунглях вьетконговцев организовывалось непрерывное вещание с вертолетов, при этом применялись методы эмоционального воздействия: трансляция женского и детского плача, воплей ужаса, буддийской погребальной музыки и тому подобные звуковые эффекты. Радиопропаганда велась на вьетнамском языке с территории Тайланда, Тайваня, Филлипин и Австралии и охватывала 95% населения страны.

Несмотря на военное поражение США во Вьетнаме, концепция информационной войны доказала свою состоятельность. За все время конфликта около 250 тыс. вьетконговцев добровольно перешли на сторону противника. Да и военное поражение США наступило в тот момент, когда население страны массово выступило против продолжения боевых действий, то есть Штаты потерпели не столько военное, сколько информационно-психологическое поражение. Из этого были сделаны соответствующие выводы.

ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВАЯ ВОЙНА

В настоящее время уровень развития информационных технологий стер границы между государствами в информационном пространстве и создал беспрецедентные возможности для подавления противника без использования традиционных средств поражения. Все это давно осознали в Пентагоне, и в 1998 г. МО США была разработана новая «Объединенная доктрина информационных операций». В ней впервые вводится термин «стратегическое информационное противоборство».

Целями воздействия в нем являются объекты противника, выбираемые по принципу «пяти колец» (по мере убывания важности):

  • политическое и военное руководство страны;

  • системы жизнеобеспечения;

  • инфраструктура;

  • население;

  • вооруженные силы.

Поскольку воздействие на указанные объекты осуществляется с помощью сетевых технологий и методов, такое противоборство получило название «информационно-сетевая война». Основой ее является массированное воздействие на морально-психологическое состояние руководства и населения страны-противника. Причем, зачастую даже сам факт такого воздействия заблаговременно не может быть выявлен ее спецслужбами. 

Информационно-сетевая война предусматривает проведение комплекса мероприятий в отношении противника:

  • создание атмосферы бездуховности и безнравственности, что автоматически создает благоприятную атмосферу для нагнетания конфликтной обстановки внутри страны-противника и падению авторитета государственной власти;

  • манипулирование общественным мнением и политической ориентацией социальных групп с целью создания обстановки полити­ческой напряженности и хаоса;

  • дестабилизация политических отно­шений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации кон­фликтов, разжигания атмосферы недоверия и подозрительности; обострение политической борьбы, провоцирование репрессий против оппо­зиции; развязывание в обществе гражданской войны;

  • снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления с целью затруднения принятия важных решений;

  • дезинформация населения о работе го­сударственных органов, подрыв их автори­тета, дискредитация органов управления;

  • провоцирование социальных, поли­тических, национальных и религиозных столкновений; инициирование массовых протестных акций, забастовок, массовых беспорядков;

  • подрыв международного авторитета государства;

  • нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.

При этом информационное противоборство следующего поколения характеризуется следующими особенностями:

Одна из целей информационно-сетевых войн - провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений, инициирование забастовок, массовых беспорядков и протестных акций, перенос агрессии из военно-географического в информационно-сетевое измерение.

Классическим примером такой агрессии стали события «арабской весны». При этом интернет-ресурсы, с помощью которых проводилась информационная агрессия, размещались на серверах вне физической досягаемости правительств атакуемых стран. Попытки полного отключения интернета были предприняты слишком поздно, когда ситуация уже успела выйти из-под контроля.

Однако, в случаях, когда атакуемый режим оказывается слишком прочным (как, например, в Ливии, где М. Каддафи пользовался поддержкой значительной части населения), его «добивают» комбинацией из обычных средств бесконтактного поражения, использования подразделений ССО и иностранных наемников в роли «отрядов оппозиции».

Резкое возрастание роли телеканалов в разжигании конфликтов.

«Правдивые репортажи» с мест «злодеяний» правительственных войск, сокрытие критически важных фактов, погружение ценной информации в массив информационного мусора – эти и другие приемы позволяют манипулировать общественным мнением в выгодном агрессору направлении и при необходимости оправдать военное вмешательство.

Наибольших успехов в деле манипуляции общественным мнением достигли американский канал CNN и созданный на деньги катарского эмира Хамад бин Халиф ат-Тани канал «Аль-Джазира». Репортажи CNN всегда отличаются реалистичностью подачи, снимаются с нескольких камер, чтобы создать эффект присутствия зрителя на месте событий. При этом картинка снабжается минимумом комментариев и обобщений. Что касается «Аль-Джазиры», то она сыграла активную роль в событиях «арабской весны», а сейчас занимается информационным воздействием на население Сирии с целью убедить его принимать участие в выступлениях против режим Б. Асада.

События, подобные «арабской весне» были бы невозможны, если бы самих арабских странах не выросло целое поколение, воспитанное на западных ценностях и получившие образование в западном духе.

Амбиции таких людей уже не могут быть удовлетворены в традиционном обществе, поэтому, как только возникает такая возможность, они охотно начинают работать на его разрушение, пусть даже рискуя жизнями.

Фактически, правительства, которые не могут предложить прослойке такой молодежи западные права и западные стандарты жизни, очень быстро оказываются в неустойчивом положении. Хотя, речь скорее идет даже не о западных стандартах, а о некой картинке желаемого устройства государства. Притягательность ее настолько сильна, что заставляет многих отказаться от текущей вполне обеспеченной и безопасной жизни (как это было в Ливии), однако на выходе «борцы с режимом» получают не жизнь по западному образцу, а перманентную гражданскую войну. Социальные сети стали движущей силой арабских «революций»

Отсутствие четко различимых признаков агрессии, характерных для обычной войны.

Подавляющая часть населения страны-жертвы даже не подозревает, что страна подвергается информационной атаке, и может совершенно добровольно, «идейно» помогать агрессору. Передача контроля над стратегическими ресурсами государства происходит тоже добровольно

 

В результате информационной войны прежние моральные установки общества замещаются принципами, навязанными агрессором. После этого возврат к прежнему состоянию общества невозможен, и страна уже добровольно встраивается в структуры, выстроенные агрессором.

Так произошло с Японией, которая с 1945 г. фактически стала западной страной, неуклонно следующей в русле американской политики, так произошло и с населением Югославии, которое, после распада страны, произошедшего под контролем США, считает себя частью западного мира и добровольно участвует в евроатлантических интеграционных процессах.

Таким образом, формы и способы ве­дения информационной войны за сравнительно недолгий срок претерпели качественные изме­нения. Роль информационных техно­логий и средств массовой информации многократно возросла – они сделались ключевым средством достижения во­енно-политических целей государств. Разрушительная мощь информацион­но-психологического воздействия в совре­менных условиях настолько велика, что ставит под сомнение не только незави­симость побежденного государства, но и сам факт существования его народов как национальной общности. Вместе с тем, информационная война имеет свои границы возможностей и эффективна не против любого противника. Она не отменяет, а скорее, дополняет и усиливает традиционные средства ведения войны.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»