3.2.  Состав, структура, особенности АИС налоговых органов

 

Согласно ФЗ «Об информации, информатизации и защите ин­формации» (1995) информационная система — это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информа­ционные процессы (сбора, обработки, накопления, хранения, поис­ка и распространения информации).

Различают ручные и автоматизированные ЭИС. К автоматизи­рованным информационным системам (АИС) относится упорядочен­ная совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических и программных средств, организованных на базе новой информационной технологии в решении экономических задач и информационного обслуживания специалистов служб управления.

По объекту управления различают АИС:

банков;

финансовых органов;

фирм или предприятий;

статистики;

налоговых органов;

органов страхования;

таможенных органов и т.д. По отраслевому признаку выделяют АИС:

в промышленности;

в строительстве;

на транспорте;

в торговле и пр. По виду взаимодействия с объектом управления можно выделить:

     автоматизированные системы управления техническими сред­ствами (АСУ ТС), персоналом (АСУП) и организационно-технологическими процессами (АСУ ОТП);

       интегрированные АИС;

       корпоративные АИС;

       АИС научных исследований;

       обучающие АИС.

В АСУ ТС объектом управления являются технические средства (например, станки), поэтому взаимодействие с ЭВМ осуществляет­ся исключительно по каналам связи.

В А СУП объект управления — организационные процессы с участием персонала, а обмен информации осуществляется как по каналам связи, так и документов.

АСУ ОТП являются гибридными, объекты управления в них — как технологические, так и организационные процессы.

Интегрированные АИС предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой.

Корпоративные АИС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей террито­риальную разобщенность между подразделениями, филиалами, от­делениями, офисами и т.д.

АИС научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических мето­дов и моделей.

Обучающие АИС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалифи­кации работников различных отраслей экономики.

Система — это совокупность взаимосвязанных элементов, под­чиненных единой цели. [В.Н. Ясенев. Информационные системы и технологии в экономике1. Информационные процессы в экономике - стр. 11 – 25].  Признаки системы следующие:

1) составляющие элементы взаимосвязаны и взаимодействуют в рамках системы;

2) каждый элемент может рассматриваться как самостоятельная система, но он выполняет только часть функций системы;

3) совокупность элементов выполняет определенную функцию, которая не может быть сведена к функциям отдельно взятого эле­мента;

4) подсистемы могут взаимодействовать как между собой, так и с внешней средой и изменять при этом свое содержание или внут­реннее строение.

Система управления реализует функции управления и состоит из таких подсистем, как прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль и регулирование. Общая схема системы управления пред­ставлена на рис. 1.1.

Любой системе управления экономическим объектом соответст­вует экономическая информационная система (ЭИС), или совокуп­ность внутренних и внешних потоков прямой и обратной инфор­мационной связи экономического объекта, методов, средств, спе­циалистов, участвующих в процессе обработки информации и вы­работке управляющих решений [8].

На уровне субъектов РФ создаются различные функцио­нальные подсистемы АИС налоговых органов. К наиболее целесооб­разным из них относятся подсистемы: хранения и выдачи показателей; управления; формирования обобщенного показателя эффективности работы районной инспекции; прогнозирования налоговых платежей; макро- и микроэкономического анализа; обеспечения методической де­ятельности; юридического обеспечения.

Рассмотрим основные цели, задачи и составляющие этих подсистем.

Подсистема хранения и выдачи показателей АИС налоговой отчетности (АИСНО). АИСНО на региональном уровне должна обеспечи­вать решение функциональных задач:

·                 формирования отчетных форм по федеральному и городскому бюджетам;

·                 формирования справок о поступлении нарастающим итогом с на­чала года налогов и платежей в доходы городского и федерального бюджетов по кварталам, по разделам и параграфам бюджетной клас­сификации;                        

·                 формирования информации аналитических таблиц для различных функциональных подразделений инспекции;

·                 формирования аналитических таблиц для подсистемы управления региональной налоговой инспекции;

·                 ввода, просмотра и корректировки исходных данных;

·                 свода, выборки и группировки информации по заданным пара­метрам;

формирования, просмотра, корректировки и печати выходных документов;

просмотра, корректировки и отображения нормативно-справоч­ной информации.

Выходные формы с расчетами различной степени сложности формируются на базе данных электронного информационного хранилища налоговой инспекции.

Подсистема управления. Информационная подсистема управления региональной налоговой инспекции в соответствии с современными представлениями информа­ционной технологии состоит из четырех составляющих:

1) системы управления;

2) информационного хранилища;

3) системы формирования оптимальных решений;

4) оперативной базы данных.

Подсистема предназначена для обеспечения:

·                 оперативного сбора и координации данных в процессе функцио­нирования налогового органа и представления информации руководя­щему составу для принятия решений;

·                 информационного взаимодействия всех подразделений инспекции как между собой, так и с внешними организациями.

Подсистема формирования обобщенного показателя эффективности работы районной налоговой инспекции. Она предназначена для объек­тивной оценки эффективности работы районной налоговой инспекции с целью принятия решений, направленных на ее улучшение.

Из множества факторов, влияющих на эффективность работы, выделяют наиболее существенные, т.е. факторы, которые значительно влияют на достижение целей работы налоговых инспекций. Их услов­но можно разделить на два класса, характеризующие:

а) результаты ра­боты;

б) условия работы и квалификации кадрового состава.

Анализ результатов работы налоговых инспекций может быть выполнен путем построения сравнительных диаграмм. Для определения статистической зависимости параметров, нахождения аномальных дан­ных, кроме аналитических методов, используются и графические. [Черник Д.Г., Налоги. М.: Финансы и статистика, 2001. – с.365-433.]

Подсистемы макро- и микроэкономического анализа. Информационную базу подсистемы составляют данные электронного хранилища налоговой инспекции и данные отчетности предприятий, сдаваемой в органы статистики. В подсистему заложены разработанные методики макроанализа, ориентированные на комплексный экономический ана­лиз региона, подведомственного региональной налоговой инспекции, и микроанализа, ориентированные на экономический анализ отдель­ных хозяйствующих субъектов.

Основным источником информации для анализа служат: отчетные документы предприятий и организаций, представляемые в налоговые инспекции ежеквартально (ежегодно); бухгалтерский баланс предпри­ятий (форма №1); отчет о финансовых результатах и их использовании (форма №2); отчет о состоянии имущества предприятия (форма №5); отчет о превышении расходов на оплату труда; расчет НДС.

Экономический анализ на микроуровне представлен на примере взаимодействия информационных баз данных налоговых инспекций и Госкомстата России по единой методике сбора (с использованием общероссийских классификаторов), обработки и оценки показателей финансового состояния предприятий.

В экономический анализ предприятий и организаций на микроуров­не заложен комплексный подход к анализу показателей их финансово-хозяйственной деятельности, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия.

Анализ проводится как по отдельному предприятию путем сравне­ния его показателей за разные периоды отчетности, так и в сопоставле­нии по предприятиям, относящимся к одним и тем же группам (по от­раслям, видам выпускаемой продукции, численности персонала и др.).

Результаты макро- и микроанализа ориентированы на решение следующих задач:

·                 контроль за налогооблагаемой базой и поступлением в бюджет денежных ресурсов в виде налогов;

·                 анализ эффективности системы налогообложения;

·                 анализ эффективности деятельности предприятий и фирм. Такой комплексный подход позволяет осуществлять функции не только конт­роля, но и анализа деятельности налоговых инспекций, всей системы налогообложения.

Информационное обеспечение методической деятельности должно состоять из следующих относитель­но самостоятельных частей:

·                 БД неструктурированной информации, содержащая методические и инструктивные материалы, подготавливаемые и выпускаемые мето­дологическими подразделениями;

·                 БД законодательных и нормативных актов по налогообложению и общеправовым вопросам, находящаяся в хранилище данных и дос­тупная в режиме поиска информации;

·                 профессиональные БД специалистов налоговой инспекции, содер­жащие материалы, необходимые для их повседневной профессиональ­ной деятельности и находящиеся на их персональных компьютерах.

Функционально подсистема обеспечения методической деятельно­сти должна обеспечивать решение задач:

разработки методики расчета каждого вида налогов. Исходными данными для решения задачи служат законы, письма, инструкции, из­менения и дополнения по налоговому законодательству. Каждый до­кумент должен иметь юридические реквизиты, содержащие данные о наименовании, виде документа, дате принятия, редакции, регистраци­онном номере, регистрации в Министерстве юстиции РФ, статусе и пр.;

определения и разработки методов контроля исчисления каждого вида налогов. Исходной информацией выступают схемы расчетов налогов и вспомогательная информация. Результаты решения задачи представ­ляют собой анализ логических и арифметических зависимостей с уче­том смежных экономических показателей, характеризующих результа­ты финансово-хозяйственной деятельности объекта налогообложения;

перспективного методического обеспечения — формирования семан­тической сети каждого вида налога, в которой увязаны все объекты:

схемы исчисления налога, используемые показатели и параметры, вза­имосвязи с другими аспектами хозяйственной деятельности объекта, ис­тория возникновения и преобразования формы расчета каждого нало­га (формирования налогооблагаемой базы; создания схемы проверки корректности (полноты, непротиворечивости) исчисления налогов; формирования концептуальной структуры БД, содержащей фак­тические данные по поступлению каждого вида налога в различных разрезах).

Подсистема юридического обеспечения. Цель проведения работ по созданию автоматизированной подсистемы юридического обеспечения АИС налоговых органов заключается в:

·                 определении структуры (архитектуры) проекта информатизации;

·                 определении функционального состава задач с распределением по отдельным рабочим местам;

·                 выявлении информационных потребностей специалистов;

·                 определении необходимости создания профессиональных баз дан­ных, их состава и содержания, выборе среды реализации;

·                 выявлении состава запросов, периодичности их возникновения и приоритетности.