7.2. Автоматизированные рабочие места внутри налоговой инспекции

 

Как было отмечено, в зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются под­системы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой [Титоренко   стр. 368 – Автоматизированные информационные технологии обработки данных в налоговой службе]. Рассмотрим состав функциональных подсистем на примере муници­пального уровня. Для него характерен следующий состав функцио­нальных подсистем:

   регистрация предприятий;

   камеральная проверка;

   ведение лицевых карточек предприятий;        

   анализ состояния предприятия;        

   документальная проверка;

   ведение нормативно-правовой документации;

   внутриведомственные задачи;

   обработка документов физических лиц.

Подсистема регистрации предприятий связана с функцией свое­временного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем Налогоплатель­щикам — как юридическим, так и физическим лицам. При регистра­ции или перерегистрации любого предприятия все исходные данные о нем должны быть зафиксированы и внесены в Государственный реестр. Эти данные необходимы различным пользователям — со­трудникам налоговых органов. Налоговые органы используют их как базовую информацию по каждому налогоплательщику, поэтому они должны быть занесены в компьютер и применяться в других подсистемах, например в камеральной проверке или при ведении лицевых карточек предприятий.

Подсистема камеральной проверки связана с такими функциями, как контроль за правильностью и своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет. Подсистема необходима для автоматизации про­цедур, связанных с приемкой бухгалтерской отчетности предприятий, а также налоговых расчетов. В задачи этой подсистемы входят про­верка расчетов, увязка форм отчетности и налоговых расчетов, выда­ча рекомендаций для проведения документальных проверок. Под­система имеет внутренние связи с другими подсистемами, такими как регистрация предприятий, ведение лицевых карточек предпри­ятий, документальная проверка и т.д.

Подсистема ведения лицевых карточек предприятий связана с получением данных о поступлении налогов по налогоплательщи­кам и видам налогов, контролем за своевременностью уплаты на­логов в бюджет, начислением пени, вычислением сальдо по расче­там, выдачей любых справок о недоимках и переплатах по пред­приятиям и т.д.

Подсистема анализа состояния предприятий взаимосвязана с под­системами регистрации предприятий, а также камеральной и доку­ментальной проверок, так как анализ проводится на основании данных, полученных как при регистрации предприятий, так и при камеральной проверке. В результате анализа определяется перечень предприятий, которые имеют нарушения в порядке и сроках пред­ставления основных документов, необходимых для получения дан­ных о налогах и других платежах в бюджет и их уплаты. На основа­нии этого формируется список предприятий, подлежащих докумен­тальной проверке.

Подсистема документальной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов. Она является одной из важнейших функциональных подсистем, так как обеспечивает выпол­нение не только функций, которые свойственны' другим функцио­нальным подсистемам АИС «Налог», но имеет и свои дополнитель­ные задачи, к которым можно отнести контроль за правильностью реализации и исполнения налогоплательщиками законодательных и иных распорядительных документов, выявление нарушений этого законодательства, определение санкций по фактам нарушений и т.д. Эта подсистема связана практически со всеми другими функцио­нальными подсистемами АИС «Налог».

Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспе­чивает возможность работы с законодательными актами, постанов­лениями, указами, распоряжениями и другими документами, изда­ваемыми Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Фе­деральной налоговой службой и другими ведомствами. На основе информации этой подсистемы строится работа всех налоговых ор­ганов, а соответственно и функционирование остальных подсистем.

Подсистема внутриведомственных задан включает в себя задачи, связанные с делопроизводством, кадрами, бухгалтерским учетом, материально-техническим снабжением и другими видами деятельно­сти налогового органа как отдельной организационной структуры.

Подсистему обработки документов физических лиц можно выделить в обособленную часть функционального обеспечения, так как она должна осуществлять контроль и управление информацией по основ­ным видам налогов, собираемых с физических лиц, предусмотрен­ных законодательством Российской Федерации. Она как бы вклю­чает в себя большинство задач, решаемых во всех функциональных подсистемах, связанных с обработкой информации по юридиче­ским лицам. Эта подсистема функционирует на основе применения законодательных актов, позволяющих налоговой службе осуществ­лять контроль за правильностью исчисления налога на доходы фи­зических лиц, налога на имущество физических лиц, земельного налога и других налогов. В подсистеме рассчитываются суммы на­логов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах на­численных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты. ГНИВЦ разработано программное обеспечение для решения задач функциональной подсистемы «Налогообложение физических лиц». Данный комплекс обеспечивает работу четырех автоматизирован­ных рабочих мест (АРМ):

   инспектор;

   администратор;

   реестр физических лиц;

   бухгалтер.

АРМ «Инспектор» обеспечивает решение следующих функциональных задач:                                  

• учет документов по налогообложению граждан и плательщику;

   расчет и начисление налогов;

   формирование и выдача платежных извещений;

   формирование различных документов и форм отчетности по налогооблагаемой базе данных;

   получение справок;

   формирование запросов, приглашений и других документов. АРМ «Администратор» обеспечивает:

   защиту от несанкционированного доступа в систему;

   разделение функций пользователей системы;

   контроль и восстановление целостности информации, храня­щейся в базе данных;

   настройку программы в соответствии с параметрами налого­вой инспекции и средой функционирования;

   корректировку нормативно-справочной информации в соот­ветствии с особенностями налогообложения граждан в данном регионе и на основании изменений в законодательстве.

АРМ «Реестр физических лиц» обеспечивает:

    постановку на налоговый учет; i  снятие с налогового учета;

    присвоение идентификационных номеров налогоплательщикам;

    составление выходных документов по запросам пользователей. АРМ «Бухгалтер» обеспечивает:

    формирование операций бухгалтерского учета;

    ввод платежей по налогам;

    ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

• формирование выходных документов по лицевым счетам и
статистической отчетности.